Полимотивированность профессиональной деятельности медицинских работников.




В настоящее время мотивационная составляющая профессиональной социализации в подготовке медицинских кадров обретает все большую актуальность. Это объясняется и реформами образования, и снижением престижа некоторых медицинских специальностей, в частности, специалистов среднего медицинского звена. И, конечно, значительную роль в актуализации междисциплинарных исследований этой проблемы играет размытое представление учащихся и абитуриентов о выбранной профессии. Мотивационная сфера является в определенном смысле высшей, определяя, синтонны или дистонны внутренние установки личности профессиональным обязательствам. Как указывает ряд исследователей, разумное влияние на мотивацию может позволить в этом значении оптимизировать образовательный процесс.

Анализируя мотивационные факторы профессиональной социализации студентов, С.И. Кучмиева отмечает эффективность мотивационного подхода для исследования означенной проблемы, в той мере, в какой он расширяет возможности исследователя. Одновременно с этим выявление основ мотивации студентов при установлении зависимости профессиональной социализации способствует расширению возможности прогнозной оценки развития исследуемого процесса уже на этапе поступления.

В наиболее общем понимании, мотивация представляется системой побудительных компонентов, играющих свою роль в деятельности. Однако, подходы к ее подробному исследованию, тем не менее, отличаются. Как единую систему мотивов ее рассматривают В.С. Мерлин, Х. Хекхаузен, В.Ф. Морган. Как особую сферу, содержащую как мотивы, так и другие побуждения – В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Л.И. Анцыферова, И.А. Васильев, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон. С точки зрения Р.И. Цветковой, наиболее продуктивным является представление о сфере мотивации, как о многоуровневой системе с устойчивым в определенной степени единством мотивов, а также рядом других компонентов. Таким образом, исследователю представляется возможность классифицировать и категоризировать не только конкретные мотивы, но и саму структуру мотивации. Наиболее крупными блоками являются блоки непосредственных и опосредованных мотивов. Непосредственные соответствуют социально значимым ценностям и включены в сам процесс деятельности, ценности же и цели опосредованных лежат вне деятельности, но удовлетворяются в ней хотя бы частично.

В мотивационной сфере выделяются следующие компоненты, носящие профессиональный характер: когнитивный, оценочный и самооценочный, содержательно-профессиональный, рефлексино-профессиональный и рефлексивно-личностный, установочный, ретроспективный, успешности деятельности, а также инициативы и творчества. Вся структура мотивационной сферы имеет иерархическое строение.

В исследовании В.М. Зайцевой рассмотрены три интегративных фактора, которые входят в ранговую структуру доминирующих мотивов, участвующих в принятии решения обучаться медицинской профессии: это врачебно-профессиональный фактор, коммуникативно-деонтологический, а также социально-конформистской мотивации. Там же отмечается, что преобладание в выборе профессии какого-то из мотивационных факторов имеет нейродинамическую и тендерную обусловленность.

Как отмечает Д.Л. Меламед, учебно-профессиональная деятельность полимотивирована, что соответствует принципу полидетерминированности системного подхода. Деятельность студентов связана с целым комплексом мотивационных факторов, которые могут выстраиваться в различные иерархии.

В процессе своего исторического развития отечественная психология выработала большое количество категорий для содержательного описания мотивационной сферы, что сделало возможным многостороннее ее исследование. К числу основных категорий относятся такие как желание, стремление, интересы, идеалы и убеждения.

Компонент мотивационной сферы, нравственно-этический, по мнению С.Л. Рубинштейна является высшим во всей структуре мотивации. На основе теоретического анализа различных работ, рассматривающих человека как субъекта труда, жизнедеятельности и нравственно-духовного развития и, таким образом, олицетворяющих различные подходы, было выявлено, что высший компонент – нравственно-духовный– присутствует в каждом из концепций в той или иной степени. Более того, он является одной из основных детерминант, обуславливающих поведение личности.

Глубокий анализ категории самоактуализации в ее историческом развитии провел Д.А. Леонтьев. В своем исследовании студентов вузов Е.В. Самаль пишет, что самоактуализация это внутренняя активность субъекта, которая направлена на выявление возможностей, смыслов и ценностей. Самоактуализация как процесс представляет собой актуализацию. При этом, как отмечает Д.А. Леонтьев, приставка «само-» (англ. «self-») означает не только направленность на себя, а указывает на объект актуализации, а именно – Я, самость. Проводя анализ понятия «самоактуализация», автор пишет, что основных таких качеств 15, и что, кроме них, Маслоу выделял еще дополнительные в специальных исследованиях любви.

С точки зрения Е.В. Самаль, самоактуализирующаяся личность должна быть активной, деятельной, ответственной, позитивной по отношению к себе и миру, цельной, креативной и способной легко преодолевать возникающие препятствия, руководствуясь при этом верой в себя, а также жизненным смыслом. И.В. Мешкова в своем исследовании развитии личности студентов колледжа отмечает, что в случае принятия студентами ценностей самоактуализации их развитие на этапе профессиональной подготовки проходит более эффективно. Кроме того, профессиональное становление будет более успешным в том случае, если личностью уже сформирована психологическая готовность к осуществлению деятельности по специальности. Под готовностью подразумевается наличие ценностного отношения к профессиональной деятельности, адекватность как профессиональных целей и задач, так и мотивов. Стремление к самоактуализации играет важную роль в становлении специалиста также по причине его связи с уровнем направленности на профессию: чем выше степень самоактуализации, тем выше уровень профессиональной направленности.

Необходимо учитывать, однако, что профессиональная социализация подразумевает также наличие определенных норм, и что дезадаптация возможна даже в том случае, если мотивационные диспозиции максимально сформированы и соответствуют самоактуализирующейся личности. Так, в исследовании О.В. Никитиной на примере сотрудников МВД было показано, что при таком уровне личностного и профессионального развития сотрудника, когда его потенциал становится выше, чем у остальной профессиональной среды, может проявлять себя обратная связь со статусом, являющимся внешним критерием адаптивности.

Таким образом, как показал анализ литературы, сама по себе проблема самоактуализации студентов в процессе профессионализации достаточно хорошо разработана; предложены направления практической работы и выработаны рекомендации в целях повышения эффективности последней. Однако при этом остается нераскрытой вся глубина мотивационной сферы; кроме того, остается неясным, связаны ли качества самоактуализирующейся личности как таковые с мотивами выбора профессии в случае медицинского колледжа, и как они влияют на процесс профессиональной социализации.

Другие исследования выявляют некоторые закономерности развития мотивационной сферы студентов – непосредственно или косвенно. При этом связи обнаруживаются между мотивами, процессом социализации, профессиональной направленностью, смысловой структуре деятельности, профессиональных намерениях, характерологических особенностях личности и др.

И.И. Митрофанова указывает, что недостаточная мотивированность и проблемы в профессионализации студентов вузов подтверждаются социальными исследованиями, показывающими плохую информированность старшеклассников о своей будущей профессии. Только 18% из них знают о перспективах профессионального роста.

Различный уровень мотивации к учебно-профессиональной деятельности, как показано в исследовании Д.Л. Меламед, связан с различным интрагрупповым статусом студентов. С возрастанием статуса студентов возрастает уровень мотивации. При этом высокостатусные и низкостатусныеобладают наиболее выраженными мотивами самореализации, в то время как среднестатусные– коммуникативными мотивами. Выявлена связь индивидуально-психологических особенностей с мотивами поступления в медицинский вуз у хорошо - и слабоуспевающих студентов. Показано также, что характерологические особенности личности и степень развития ее способностей играют значительную роль в формировании профессиональной мотивации.

На примере студентов вузов исследована динамика мотивационной сферы в процессе обучения. Показано, что развитие в целом происходит по следующему пути: от активного формирования на начальном этапе профессиональных намерений – к амбивалентности на третьем курсе - и затем формирование адекватного представления о своей будущей деятельности с объективизацией намерений и прогрессированием.

Особенный интерес представляет исследование С.И. Кумчиевой на предмет мотивационных факторов профессиональной социализации студентов вуза, в результате которого были выявлены некоторые закономерности. Те мотивы, которые основаны на интересе к самому процессу обучения и развитию личности, имеют преимущественно положительное влияние на профессиональную социализацию. Двойственный характер влияния носят группы социальных и материальных мотивов, стимулируя отдельные аспекты профессиональной социализации и сдерживая другие. Просоциальные и, по большей части, инфантильные мотивы оказывают преимущественно отрицательное воздействие на профессиональную социализацию. Достаточно большая их значимость является одним из факторов, определяющих низкий уровень профессиональной социализации.

Говоря о мотивационной сфере, согласимся с авторами, утверждающими, что суть развития ее как высшей, иерархически устроенной системы состоит в том, что субъект овладевает средствами побуждения, перестройки и структурирования своих психических функций, адаптируясь благодаря этому, изменяясь в соответствии с изменениями в условиях окружающей среды. Важнейшим условием успешности профессионализации и профессиональной социализации, в частности студентов, на начальном этапе обучения является социально-психологическая работа, направленная на коррекцию и активизацию внутренних психологических детерминант.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: