Урок №107 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.




Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Повторите правило. Запишите основные положения:

Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

[ Мелеховы выехали на покос], (когда уже на лугу была чуть не половина хутора).

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).

В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!


[Скоро пять лет], (как я работаю в институте).

Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.
Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!
В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!

I. Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:

с одним придаточным с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)
1) если придаточное = одно союзное слово(относительное местоимение или наречие):
Меня упрекают, но не знаю в чем

[ ], но [ ] (в чем).

1) если перед ними стоит отрицание не:
Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобыпомочь.

[ ] (не чтобы), а (чтобы)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

[ ], а именно (если).

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):
Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор.

[ ] (ни как), (ни кто)


(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].
[Я собирался стать геологом], (потому что геологом был Сергей).
НЕ + составной союз:

[Я пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).

Усилительная частица + составной союз:

[Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное).

Вводное слово + составной союз:

[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

Алгоритм действий.
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союз или союзное слово.
3. Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания (желательно, не обращая внимание на ответы).
6. Выбрать вариант ответа.

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
1) 1, 2
2) 3
3) 2, 4
4) 2
Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.

Основы связаны союзным словом которых.

Определяем границы главного и придаточного предложений:

[Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать).

На границе основ поставим запятую:

[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).
Таким образом, правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.

1) 1, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.

1) 1, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Легкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 2, 3

В сложноподчиненном предложении может ставиться тире:

1) после придаточной части, стоящей перед главной частью (особенно при наличии слов это, вот, то в главной части): Когда тоска — хорошо писать (Пауст.); Что в воздухе хлябь — на то уже не обращалось внимания (Ч.); Когда это кричит орел, сокол, ястреб, наконец, — это и красиво и мощно (М. Г.);

2) при усилении вопросительного характера предложения для подчеркивания необычности расположения придаточной части перед главной: А что такое влияние — ты знаешь? (Зерн.); Зачем всё это у вас произошло — скажи мне (обычное расположение изъяснительной придаточной части — после главной части);

3) при наличии нескольких придаточных частей для подчеркивания обобщающего характера главной части: Где я буду этот учебный год, переведусь ли куда — ведь обо всём этом надо думать! (Зерн.);

4) при параллелизме в строении предложения: Да, что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (Цвет.);

5) при уточняющем характере придаточной части: Только раз она оживилась — когда Мика рассказал ей, что на вчерашней свадьбе пели частушки (Зерн.).

 

В сложноподчиненном предложении ставится двоеточие:

1) если в главной части предложения имеются слова, пре- дупреждающие о последующем пояснении: Он предупредил об одном: чтобы все прибыли вовремя; Распоряжение было следующее: чтобы к походу все подготовились заранее; Но вот что он запомнил хорошо: как Клара прыгала через прясло (Шукш.). В таких предложениях возможна вставка слов а именно;

Примечание. В данном случае допустимо и употребление знака тире: Ион не подходил ко мне, он только смотрел на меня и улыбался, и я уже думала только об одном — когда же он протянет ко мне руки (Зерн.); Может, для будущего это как раз важнее всего — чтобы мы вот здесь и сейчас научились творить мгновения, не откладывая (В. Леви); Думала примерно так — как он там, без нее? (Уст.).

2) если придаточная часть представляет собой косвенный вопрос: Его очень беспокоил вопрос: стоит ли покупать эту книгу (Гран.); однако в таком случае допустима и запятая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: