Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Повторите правило. Запишите основные положения:
Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.
[ Мелеховы выехали на покос], (когда уже на лугу была чуть не половина хутора).
(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).
В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!
[Скоро пять лет], (как я работаю в институте).
Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.
Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!
В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!
I. Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
с одним придаточным с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)
1) если придаточное = одно союзное слово(относительное местоимение или наречие):
Меня упрекают, но не знаю в чем
[ ], но [ ] (в чем).
1) если перед ними стоит отрицание не:
Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобыпомочь.
[ ] (не чтобы), а (чтобы)
2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.
[ ], а именно (если).
2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):
Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор.
|
[ ] (ни как), (ни кто)
(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].
[Я собирался стать геологом], (потому что геологом был Сергей).
НЕ + составной союз:
[Я пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).
Усилительная частица + составной союз:
[Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное).
Вводное слово + составной союз:
[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).
Алгоритм действий.
1. Выделить грамматические основы.
2. Выделить союз или союзное слово.
3. Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания (желательно, не обращая внимание на ответы).
6. Выбрать вариант ответа.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
1) 1, 2
2) 3
3) 2, 4
4) 2
Выделяем грамматические основы предложения.
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.
Основы связаны союзным словом которых.
Определяем границы главного и придаточного предложений:
[Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать).
|
На границе основ поставим запятую:
[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).
Таким образом, правильный вариант – ответ №4.
Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.
1) 1, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен полутора метрам.
1) 1, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Легкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 2, 3
В сложноподчиненном предложении может ставиться тире:
1) после придаточной части, стоящей перед главной частью (особенно при наличии слов это, вот, то в главной части): Когда тоска — хорошо писать (Пауст.); Что в воздухе хлябь — на то уже не обращалось внимания (Ч.); Когда это кричит орел, сокол, ястреб, наконец, — это и красиво и мощно (М. Г.);
2) при усилении вопросительного характера предложения для подчеркивания необычности расположения придаточной части перед главной: А что такое влияние — ты знаешь? (Зерн.); Зачем всё это у вас произошло — скажи мне (обычное расположение изъяснительной придаточной части — после главной части);
|
3) при наличии нескольких придаточных частей для подчеркивания обобщающего характера главной части: Где я буду этот учебный год, переведусь ли куда — ведь обо всём этом надо думать! (Зерн.);
4) при параллелизме в строении предложения: Да, что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (Цвет.);
5) при уточняющем характере придаточной части: Только раз она оживилась — когда Мика рассказал ей, что на вчерашней свадьбе пели частушки (Зерн.).
В сложноподчиненном предложении ставится двоеточие:
1) если в главной части предложения имеются слова, пре- дупреждающие о последующем пояснении: Он предупредил об одном: чтобы все прибыли вовремя; Распоряжение было следующее: чтобы к походу все подготовились заранее; Но вот что он запомнил хорошо: как Клара прыгала через прясло (Шукш.). В таких предложениях возможна вставка слов а именно;
Примечание. В данном случае допустимо и употребление знака тире: Ион не подходил ко мне, он только смотрел на меня и улыбался, и я уже думала только об одном — когда же он протянет ко мне руки (Зерн.); Может, для будущего это как раз важнее всего — чтобы мы вот здесь и сейчас научились творить мгновения, не откладывая (В. Леви); Думала примерно так — как он там, без нее? (Уст.).
2) если придаточная часть представляет собой косвенный вопрос: Его очень беспокоил вопрос: стоит ли покупать эту книгу (Гран.); однако в таком случае допустима и запятая.