Урок №106 Сложноподчиненное предложение
Задание №1
Повторите правило, составьте краткий конспект.
Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).
Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.
Например:
[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).
(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].
[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].
Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:
И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).
Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).
Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.
Например:
Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)
Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)
Выделяются изъяснительные, определительные, обстоятельственные придаточные.
Рассмотрим виды сложноподчиненных предложений.
· с придаточным изъяснительным (падежные вопросы): Я часто мечтала, как мы будем отдыхать на море.
· с придаточным определительным (какой? Чей?): Я попросила маму рассказать сказку, которую она слышала от своей бабушки.
|
· с придаточным обстоятельственным.
Это самая большая и разнообразная группа. Вспомним, какие виды предложений входят в нее.
Виды придаточных обстоятельственных
· Места (где? Откуда? Куда?): Мы вернулись туда, откуда наша семья переехала в прошлом году.
· Времени (когда? Как долго? С какого времени? До какого времени?): Я играл с ребятами во дворе, пока мама не позвала меня домой.
· Причины (почему? Отчего?): Из-за того что ночное небо плотно затянуто облаками, на улице было совершенно темно.
· Условия (при каком условии?): Если правильно выделять грамматическую основу, расставлять запятые будет легче.
· Уступки (несмотря на что? Вопреки чему?): Несмотря на то что погода улучшилась, поход решили отложить.
· Сравнения (как кто? Как что? Чем кто? Чем что?): Ученики болеют за футбольную команду своего класса, как настоящие футбольные фанаты переживают успехи и неудачи своего клуба.
· Цели (зачем? С какой целью?): Чтобы лучше подготовиться к экзамену, мы повторили весь материал на консультации.
· Следствия (вследствие чего произошло действие? Что из этого следует?): В гололед скользко, так что передвигаться приходится медленно и осторожно.
· Образа действия (как? Каким образом?): Мы выполняли упражнения так, как показывал учитель.
· Меры и степени (насколько? В какой мере? В какой степени?): Малыш рос настолько подвижным, что на прогулке его сопровождали двое взрослых.