Родная литература как способ познания жизни. Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века
Басни.
Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Лгун», «Отец и сыновья». Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Станюкович К.М. «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
Из литературы XX века
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Жизнь – подвиг и пример. Тематика и проблематика повести А.П. Гайдара «Судьба барабанщика». Образ героя – рассказчика.
Ценность семейных взаимоотношений в рассказе А.П. Гайдара «Голубая чашка».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак Левитан». Герои и природа в произведениях К.Г. Паустовского.
Пришвин М.М. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель». Мир природы и мир человека в рассказах М.М. Пришвина.
Ильина Е. «Четвертая высота». Рассказ о трагической судьбе героической девушки. Главные образы повести.
Алексин А.Г. «Самый счастливый день». Смысл названия и тематика рассказа. «Безумная Евдокия». Смысл названия и тематика рассказа.
Мурашова Е.В. «Класс коррекции». Тема милосердия в повести.
Содержание 6 класс (17 часов)
Своеобразие родной литературы.
Родная литература как способ познания жизни. Слово как средство создания образа.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
|
Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Из литературы XX века
Алексеев С.П. «Богатырские фамилии». Великие темы жизни в рассказах о войне.
Незабываемый мир детства в повести Аксакова С. «Детские годы Багрова-внука».
Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей (глава «Экзамены»).
Кассиль Л.А. «Будьте готовы, Ваше высочество!». История перевоспитания главного героя.
Уроки жизни в произведениях В. П. Крапивина. («Брат, которому семь», «Звезды под дождем» из цикла о Великом Кристалле, «Всадники со станции Роса» по выбору учителя и учащихся).
Троепольский Г.Н. «Белый Бим, Чёрное ухо». Мир полный радостных открытий и серьезных проблем.
Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений.
Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. Средства выразительности в произведении. Рассказ – притча «Рыцарь Вася», «Семья Пешеходовых».
Фантастико – приключенческие сюжеты произведений К. Булычёва «Девочка с Земли». «Миллион приключений» (по выбору учителя и учащихся).
В.К. Железников «Чудак из 6-Б».
Содержание 7 класс (17 часов)
Из литературы XX века
Чарская Л.А. «Гимназистки», «Тайна» (по выбору учителя и учащихся). Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
|
Воробьёв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Богомолов В.О. «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Фраерман Р.И. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Поэтичность первого чувства, ранимость детской души; житейскую мудрость и тактичность взрослых по отношению к чувствам детей.
Абрамов Ф.А. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Обращение писателя к острым проблемам современности. «Алька».
Осеева В. «Динка». Тема доверия и понимания как основы дружбы.
Повесть В.К. Железникова «Чучело» «Они же чудики, а мы обыкновенные…».
Кравцова Н.Ф. «Из-за парты на войну», «От заката до рассвета». Проблематика повестей о войне.
Габова Е.В. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Содержание 8 класс (17 часов)
Из литературы XX века
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном– с улыбкой Рассказ «Специалист».
Научность фантастики А.Н. Толстого. («Гиперболоид инженера Гарина». «Аэлита» по выбору по выбору учителя и учащихся).
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
|
Природа и человек в рассказах Платонова А.А. «Песчаная учительница». «На могилах русских солдат».
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя и учащихся). Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.
Мечта и реальность в романе А.С. Грина «Бегущая по волнам».
Астафьев В.П. Сложный мир взаимоотношений в рассказах: «Капалуха», «Деревья растут для всех».
Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
Содержание 9 класс (17 часов)
Из литературы XX века
Горький А.М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала.
Васильев Б.П. «Завтра была война». Портрет довоенного поколения: их идеалы, мечты, представления о жизни. Нравственный выбор героев произведения.
Бондарев Ю. «Простите нас». Темы памяти, долга, совести, благодарности в рассказе. «Горячий снег». Уроки, заданные человечеству войной.
Быков В. «Обелиск». Нравственные истоки героизма народа в Великой Отечественной войне.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
I уровень сформированности читательской культуры (5-6 классы) | II уровень сформированности читательской культуры (7-8 классы) | III уровень сформированности читательской культуры (9 класс) |
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Предметные умения, формируемые у учащихся в результате освоения программы по литературе основной школы: · определять тему и основную мысль произведения; · владеть различными видами пересказа; · характеризовать героев- персонажей, давать их сравнительные характеристики; · находить основные изобразительно- выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; · выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; · выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; · пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; · представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; | На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Предметные умения, формируемые у учащихся в результате освоения программы по литературе основной школы: · выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; · находить основные изобразительно- выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя; · определять родо-жанровую специфику художественного произведения; · объяснять свое понимание нравственно-философской, социально- исторической и эстетической проблематики произведений; · выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров; · выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; · пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации | В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Предметные умения, формируемые у учащихся в результате освоения программы по литературе основной школы: · выявлять особенности языка и стиля писателя; · определять родо- жанровую специфику художественного произведения; · объяснять свое понимание нравственно- философской, социально- исторической и эстетической проблематики произведений; · анализировать литературные произведения разных жанров; · выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом; · пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; · представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии; |
· собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; · выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; · выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; · ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. | художественного текста; · представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии; · собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; · выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; · выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты · произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; · ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. | · собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; · выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; · выразительно читать с листа и наизусть произведения/ фрагменты · произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; · ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. |
Содержание учебного предмета
Литература Республики Коми
Год обучения. Литература и фольклор
Введение. Литература Республики Коми–национальное достояние коминарода. Искусство устного и письменного слова.