Инонациональная (коми) тема в русской литературе XIX в. – одно из проявлений её «всечеловечности», открытости всему эстетически и нравственно совершенному. Зыряне в произведениях русской классики: «Мертвые души» Н.В. Гоголя; «Дневник провинциала», «Старец» М.Е. Салтыкова-Щедрина; «Ледяной дом» И.И. Лажечникова; «На краю света» Н.С. Лескова. Сборник «В дебрях Севера» (ред. З.Я. Немшилова):
А.О. Ишимова – детская писательница и издательница. «Воспоминания об Усть-Сысольске» 20-х гг. и повесть «Зырянка» в контексте литературной и издательской деятельности А.О. Ишимовой.
Историко-этнографические сведения о зырянах; духовный климат Усть-Сысольска в повествовании писательницы; взаимоотношения русских и зырян. «Зыряне» В.И. Немировича-Данченко и «Ижма» С.В. Максимова. В.И. Немирович-Данченко как писатель и исследователь Европейского Севера ижемских коми. Очерк «Зыряне» (в кн. «Страна холода») и «Мезенская тундра» в контексте «северных» произведений писателя. Особенности народного характера зырян-ижемцев (энергия, предприимчивость, толковость, находчивость), их духовный мир в изображении С.В. Максимова.
Литературные связи писателей-народников с Коми краем. П.В. Засодимский и А.В. Круглов. Их «хожение» в народ коми. «Лесные люди», очерк А.В. Круглова о материальной и духовной жизни коми-зырян.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Литературно-этнографический очерк. ЛЕКСИКА. Духовный климат. Духовный мир.
К.Ф. Жаков. Личность писателя,этапы творческого пути.Коминациональное мировосприятие и миропонимание, обогащенное опытом мировой философии и художественной культуры.
1 произведение по выбору. «Жизнь Фалалея». Житийность рассказа.Противопоставлениебудничной бытовой жизни людей села и наполненной внутренней силой жизни Фалалея. Черты житийного героя. Жизнь Фалалея – духовное единство человека и природы. «Царь Кор». Переложение предания народа коми.Величавость эпохи,природы. Значение событий для судьбы народа. Гиперболизация характеров, внешнего вида персонажей и обстоятельств. Поэма «Биармия». Историко-философская концепция автора осуществовании легендарной страны Биармии. Картина жизни древнего мира. Образы князя Яура, красавицы Райды, богатыря Ошпи, певца Ворморта. Мудрое согласие, гармония мира природы и мира древнего человека.
Автобиографический роман-тетралогия «Сквозь строй жизни» (отрывки). Поиск жизненного идеала. Изображение духовной жизни героя. Противопоставление красоты естественной крестьянской жизни северного народа и цивилизации. Символический характер заглавия.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Переложение. Автобиографическая проза.
В.Т. Чисталев. Творческая судьба коми писателя.
Рассказ «Трипан Вась». Реалистическое воссоздание психологиикрестьянина-труженика. Образ земледельца, независимого от социальных, политических катаклизмов. Предназначение земледельца – вечное возрождение и обновление мира. Психологизм героя. Лирический подтекст.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Психологизм.
1 стихотворение по выбору.
«Рождение песни» (пер.В.Журавлева-Печорского).Поэтическийманифест поэта – элегия «Рождение песни». Сущность поэзии. Отношения поэта с миром, с родиной. Разговор поэта с самим собой, вопросы к самому себе, к родной земле, к тихому одухотворенному миру. Образы коми песни и коми природы – единая картина мира. Душа, мироощущение коми народа, отраженные в образе родной природы.
«Земля моя родная» (пер.Г.Торлопова).Воспоминания о родной земле.Роль образа-символа – ветра. Восхищение неповторимостью и простотой родной природы.
«Ясная ночь, морозная ночь» (пер.С Журавлева-Печорского).Образзимней ночи – мир, рождающий в человеке различные ощущения и чувства. Восприятие природы разными органами чувств: прикосновения, запахи, звуки. Место человека в едином пространстве Вселенной. Изображение внешнего мира через внутреннее состояние.
М.Н. Лебедев. Творческая судьба.Создание произведений нафольклорной основе. 1 произведение по выбору.
«Фома Лёкмортов». Жанровая характеристика«Из записной книжкислучайного путешественника». Образ повествователя. Традиции охотничьих рассказов И. Тургенева.
«Добрая женщина». Борьба нового мира со старым.Образ Добройженщины как символ силы света и свободы. Победа над жрецами Войпеля.
«Красавица». Насильственная выдача замуж молодой девушки застарика. Свадебная купля-продажа. Стиль традиционной семейно-бытовой и свадебной поэзии: свадебные сценки девичника, сговора-рукобития, свадебные песни-дразнилки.
Басня «Колхозник Митрофан». Социальная направленность басни.Образ лодыря. Отношение к труду. Изображение действительности 20-х годов 20 века
Басня «Федор и Родион». Образы труженика и лентяя-единоличника.
Стремление к обновлению жизни. Нравоучительность.
ЛЕКСИКА. Социальная направленность. Неравный брак. Единоличник.
Лодырь.
В.И. Лыткин. Творческий путь.Духовные искания поэта и ученого.
«Коми девушка» (пер.О.Мишина).Размышления лирического герояоб идеальной невесте для коми юноши. Нравственно-эстетический идеал девушки-невесты. Особенности характера коми человека, необходимые для жизни в суровых условиях быта.
Поэма «Идут». Образы коми крестьян–красноармейцев.Трагическаяцена победы. Образы коми земли, явлений природы, реагирующих на происходящие события. Раздумья о Родине, Коми крае, жизни коми людей, коми слове. Символика поэмы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Образ-символ.
ЛЕКСИКА. Трагическая цена. Нравственно-эстетический идеал.
Нравоучительность.
В.А. Савин. Создатель коми национального театра. Новаторство. Социально-политические драмы и комедии.
Пьесы «В раю», «Неприкаянная душа»: драматическая дилогия.Посмертное путешествие крестьянина Сюзь Матвея в загробный мир: пребывание в раю и аду. Обрядовый смех сцены поминок героя. Народное представление о загробном мире. Черты казенного учреждения с бюрократическими порядками в изображении рая и ада. Труженик– крестьянин, побеждающий сатану и архангелов.
Песенное творчество. Поиски поэтической формы: создание баллад, элегий, посланий, поэм.
1 произведение по выбору.
«Где-то в будущем» (пер.Г.Пагирева).Размышления о своем временив элегии. Оценка несовершенства жизни глазами человека будущего.
«Весенняя ночь» (пер.Г.Пагирева).Общечеловеческое чувствосожаления о прошедшей молодости. Состояние печали и тоски лирического героя на фоне вечной весенней ночи.
«Соколиное гнездо» (пер.И.Рыжикова).Противопоставление прошлогои настоящего народа: жизнь в холоде и темноте противопоставлено возрождению и свету. Образ соколов – молодых людей, интеллигентов, грамотных людей, двигающих жизнь к прогрессу.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Драматический конфликт. Дилогия. Новаторство. Политическая драма.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Исследовательский проект-презентация «Версии происхождения географических и этнографических названий в краю зырян». Информационный проект-презентация «Русские писатели и ученые XIX в. о Коми крае». Проект-представление самостоятельно прочитанного произведения коми писателя.
Произведения для самостоятельного чтения:
1. Личность И. Куратова в поэме А. Ванеева «Иван Куратов»;
в романе Г. Федорова «Зарница»; в повести И. Изъюрова «Прощание».
2. К. Жаков. «Золотая сказка», «Серебряная сказка». Поискчеловеком смысла жизни. Испытания и трудности познания окружающего мира – дорога человека к счастью и гармонии.
3. М. Лебедев. «Пермский богатырь» (быль), повесть «Последние дни Перми Великой» (отрывки).Этапы исторического развития и распространенияправославия в северных землях Руси.
4. В. Савин. Поэма «Девичье горе». Тяжелая судьба коми женщины дореволюции.
5. П. Сорокин. Автобиографический роман «Долгий путь» (отрывки).
Образ автора-повествователя. Формирование мировоззрения юноши.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Литература Республики Коми»
Класс
Ученик научится:
- видеть черты коми национального характера в героях коми сказок,
- определять жанр произведений УНТ;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- определять композиционные части народной сказки;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять художественные приёмы, используемые в произведении;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- находить в художественном тексте изобразительные средства выразительности
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Класс
Ученик научится:
- выразительно читать лирические произведения
- определять композиционные части литературных произведений;
- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов;
- определять принадлежность литературного произведения к одному из литературных родов и жанров.
- понимать и формулировать тему, идею, конфликт нравственный пафос литературного произведения;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст;
- сопоставлять героев одного или нескольких произведений; характеризовать героев;
Ученик получит возможность научиться:
- проводить краткий литературоведческий анализ с опорой на данные вопросы;
- аргументировать свое суждение по поднятой в тексте проблеме;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой
анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций;
- определять тематическую классификацию стихотворений
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
- формулировать идею и проблему художественного произведения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и коми народов);
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения коми и русской литературы самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Выпускник научится:
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале коми и русского народов, формирования представлений о коми национальном характере;
• видеть черты коми национального характера в героях произведений Литературы Республики Коми;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать тексты, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• рассказывать о самостоятельно прочитанных произведениях, обосновывая свой выбор;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• сопоставлять произведения коми и русской литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.