Практическая работа 5. (4 часа)




Аудиторно-практическое занятие классическое. Оценке территории для рекреационных целей. Факторы, влияющие на рекреационную оценку территории. Рекреационная оценка территории как основа для проведения рекреационного районирования

Контент-анализ – наукометрическое исследование содержания текста (Пэнто, Гравитц, 1972). Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т. п.

При отборе объектов использовалась количественная версия контент-анализа, основанная на анализе частотности встречаемых в тексте упоминаний туристских центров, что позволяет решать многие задачи параметризации.

Логическая модель контент-анализа выделяет три элемента: категориальную модель предмета анализа; систему единиц анализа; меры измерения. В нашем случае категориальная модель предмета контент-анализа позволила рассмотреть туристские центры как категории статей интерактивных энциклопедий. Соответственно система единиц контент-анализа – совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных туризму. Мера измерения – вероятность встречи объекта во всех интерактивных энциклопедиях.

В качестве рабочей модели была выдвинута гипотеза, что число туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (4 CD, 1998) – наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.

Полученные количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы, но в данном издании важнее раскрыть суть процедуры оценивания.

В разных энциклопедиях детальность информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток. Но с другой – как определенный знак, свидетельствующий об уровне информированности читателей и пользователей данных энциклопедий о туристском и рекреационном потенциале России. Иначе говоря, используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информации в зависимости от масштаба исследования. Это методологическое правило позволило разработать простую и эффективную методику оценки значимости туристских центров, объектов и местностей:

ü Всякое упоминание в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл.

ü Если объект упоминается еще раз хотя бы в одной из отечественных интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов.

ü Если объект упоминается во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов.

ü Если объект упоминается в одной из иностранных интерактивных энциклопедий, то он получает тысячу баллов.

ü Если объект упоминается в нескольких иностранных интерактивных энциклопедиях, то он получает десять тысяч баллов.

Баллы присваиваются каждому объекту, выделенному в тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны. Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации.

Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (табл.), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например, экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты нижестоящего таксона.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЙОНА

1. Географическое положение региона.

2. Природные условия (общая физико-географическая структура региона):

Ø Рельеф.

Ø Климатические особенности и ресурсы.

Ø Растительный и животный мир.

Ø Ландшафтная структура. Уникальные природные особенности территории.

Ø Особо охраняемые природные территории и памятники природы. Необычные явления природы и стихийные бедствия.

3. Геодемографическая характеристика региона (численность и воспроизводство населения, состав и структура населения, расселение населения и т. д.).

4. История формирования и развития региона.

5. Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы региона (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территории и т. д.).

6. Историко-архитектурные и культурные памятники. Музеи. Основные культурные центры региона.

7. Объекты всемирного природного и культурного наследия.

8. Туристско-рекреационные ресурсы. Виды рекреации и туризма.

9. Материально-техническая база рекреации и туризма.

10. Основные туристские центры региона: их профиль и специфика.

11. Основные направления туристских потоков в регионе.

12. Оценка современного социально-экономического, политического и экологического положения в регионе.

13. Социально-экономический и политический прогноз развития региона.

14. Проблемы и перспективы развития рекреации и туризма в регионе.

Предмет анализа

1. Определение современного состояния и перспектив развития рекреационной и туристской деятельности в регионе.

2. Основные параметры формирования спроса (географические, временные, социальные, видовые, демографические и др.).

3. Анализ и характеристика структуры реального и потенциального спроса на данный регион (со стороны местного населения, соседних регионов, отдаленных регионов, иностранных туристов).

4. Выявление преимуществ и недостатков исследуемого региона по отношению к остальным.

5. Определение географии основных туристских центров и направлений действительных и перспективных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических и экологических последствий развития туризма.

6. Разработка сценария развития региона и его составляющих как туристских центров.

7. Определение ведущей и ведомой групп туристских ресурсов.

8. Характеристика возможностей инфраструктуры, объем и качественные характеристики мест размещения туристов, предприятий обслуживания, транспортных коммуникаций, смежных с туристской отраслей (торговля, бытовое и медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения и др.).

9. Определение туристской специализации региона, его места на российском и международном туристских рынках.

10. Выявление приоритетных видов туризма, которые определяют туристскую уникальность территории.

11. Обоснование объема финансовых средств, необходимых для реализации концепции туристского развития региона, а также источники их получения.

Литература:

1. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира. Смоленск, 212 с.

2. Кусков А. С. Рекреационная география: учебно-методический комплекс / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. - М.: Флинта; МПСИ, 2005. 496 с.

3. Николаенко Д.В. Рекреационная география. Учебное пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, -288 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: