Устав – локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности
Общие требования к порядку разработки и содержанию устава юридического лица зафиксированы в ч. 1 ГК РФ. К обязательным реквизитам в соответствии с ГОСТ Р 6.30–2003 относятся:
- – наименование организации;
- – наименование документа;
- – место составления или издания документа;
- – дата документа;
- – регистрационный номер;
- – гриф согласования и/или виза согласования;
- – оттиск печати;
- – текст.
Текст устава подразделяется на разделы и подразделы с применением цифровой и буквенно-цифровой рубрикации.
Структура текста устава зависит от его разновидности.
Устав государственного учреждения, как правило, включает разделы:
- – общие положения;
- – цели и задачи;
- – права;
- – имущество;
- – управление;
- – реорганизация и ликвидация.
Структура устава негосударственной организации (например, акционерного общества) будет совершенно другой:
- – общие положения;
- – акционерный капитал;
- – порядок деятельности;
- – права;
- – управление;
- – учет и отчетность;
- – распределение прибыли и прочие накопления;
- – прекращение деятельности.
Информация, которая должна быть отражена в уставе негосударственной коммерческой организации, определена соответствующими федеральными законами: ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др. нормативными правовыми актами[1].
Положение – нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер. Данный документ определяет порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов государства, одного учреждения или структурного подразделения (комиссии, группы).
Можно также выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Пример: "Положение о постоянно действующей экспертной комиссии".
Таким образом, можно выделить три основных вида организационно-правового документа "Положение":
– положение об учреждении;
– положение о структурном подразделении;
– положение, регламентирующее определенное направление деятельности.
Положения, как правило, разрабатываются на основе типовых, составляются и утверждаются вышестоящими органами управления или должностными лицами. Положения разрабатываются автором (из числа руководящего состава) и утверждаются вышестоящим органом управления предприятия (например, общим собранием акционеров) или должностным лицом (например, директором).Кроме того, Положение об учреждении имеет еще один реквизит – отметку о регистрации документа налоговым органом (или территориальным подразделением Министерства юстиции РФ).
Рассмотрим подробнее правила создания трех вышеназванных видов положений:
Положение об учреждении – это локальный нормативный акт, на основании которого действует учреждение (организация, предприятие). Он определяет организационно-правовую форму, ранг (федеральный, центральный и др.), наименование, цели создания, задачи, функции, права и обязанности юридического лица, организационную структуру и порядок его функционирования.
Обратите внимание!
В настоящий период нормативного правового акта, регламентирующего порядок разработки данного документа, не существует. Поэтому мы можем основываться только на предыдущем опыте учреждений и рекомендаций ВНИИДАД.
В текст положения об учреждении могут быть включены следующие разделы:
- – общие положения (организационно-правовой статус, название учреждения, его месторасположение);
- – цели создании юридического лица и виды деятельности;
- – права и обязанности создателей организации;
- – порядок образования имущества учреждения;
- – порядок ответственности создателей по обязательствам учреждения;
- – принципы и способы организации управления;
- – порядок ведения учета и отчетности;
- – порядок использования активов и средств организации;
- – порядок создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств учреждения;
- – порядок реорганизации и прекращения деятельности юридического лица. Положения об учреждении оформляются на стандартном листе формата А4.
Положение о структурном подразделении – это локальный нормативный правовой акт, на основании которого функционирует структурное подразделение учреждения (предприятия, организации). Данный организационно-правовой документ устанавливает место структурного подразделения в иерархии учреждения и его компетенцию.
Положение о структурном подразделении условно можно подразделить на следующие группы:
- – положения о коллегиальных и совещательных органах аппарата управления организации (совет директоров, правление и т.п.);
- – положения о постоянно действующих структурных подразделениях;
- – положения о специализированных подразделениях (ученый совет, научно-технический совет и т.п.);
- – положения о временных структурных подразделениях (комиссиях, советах и т.п.).
По своему характеру и назначению положения о структурных подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения о структурных подразделениях разрабатываются руководством учреждений для подведомственных структур или группы однотипных структурных подразделений одной организации (например, цеха промышленного предприятия).
Учредительный договор – документ, посредством которого граждане, создающие определенное юридическое лицо, принимают на себя обязательства по определению порядка функционирования и направления деятельности этого юридического лица, а так же порядок его реорганизации и ликвидации.
Договор – нормативный правовой акт, регулирующий и регламентирующий хозяйственные или иные гражданско-правовые отношения между субъектами (юридическими или физическими лицами). Посредством договора устанавливаются различные экономические, хозяйственные и другие правоотношения между физическими лицами, физическими и юридическими лицами и между юридическими лицами. Законом установлено, что договоры создаются при документировании, например, сделок купли-продажи, оформлении отношений аренды, поставки товаров или оборудования и др. Отношения работника и работодателя согласно Трудовому кодексу РФ также оформляются договором (трудовой договор).
Договор заключается в письменной форме; составляется один документ в необходимом количестве экземпляров (по числу юридических или физических лиц, участвующих в сделке), который подписывается всеми лицами (или их представителями по доверенности).
Структура и штатная численность – документ, устанавливающий количественный и качественный состав структурных подразделений учреждения (предприятия, организации) и штатную численность персонала в каждом из них.
Штатное расписание – документ, который разрабатывается в соответствии со структурой и штатной численностью с целью установления должностных окладов и размеров надбавок к ним по каждой должности в зависимости от квалификационных характеристик работника (образование, стаж работы и т.п.). В случае отсутствия такого документа как "Структура и штатная численность", данный документ устанавливает и структуру организации.