Регулировочные характеристики




Устройство и принцип действия синхронного генератора и синхронного двигателя.

Статор 1 СМ выполнен так же как и асинхронной: на нем расположена трехфазная (в общем случае многофазная) обмотка 3. Обмотку ротора 4, питаемую от источника постоянного тока, называют обмоткой возбуждения, так как она создает в машине магнитный поток возбуждения. Вращающуюся обмотку ротора соединяют с внешним источником пост. тока посредством контактных колец 5 и щеток 6. При вращении ротора с частотой n2 поток возбуждения пересекает проводники обмотки статора и индуцирует в ее фазах переменную ЭДС Е, изменяющуюся с частотой f1=pn2/60.

Если обмотку статора подключить к какой-либо нагрузке, то проходящий по этой обмотке многофазный ток Ia создает ВМП, частота вращения которого n1=60f1/p.

Следует, что n1=n2, т.е. что ротор вращается с той же частотой, что и магнитное поле статора. Поэтому рассматриваемую машину называют синхронной. Результирующий магнитный поток ФРЕЗ синхронной машины создается совместным действием МДС обмотки возбуждения и обмотки статора, и результирующее магнитное поле вращается в пространстве с той же частотой, что и ротор.

В СМ обмотку, в которой индуцируется ЭДС и проходит ток нагрузки, называют обмоткой якоря, а часть машины, на которой расположена обмотка возбуждения – индуктором. Следовательно, статор является якорем, а ротор –индуктором.

СМ может работать автономно в качестве генератора, питающего подключенную к ней нагрузку, или параллельно с сетью, к которой присоединены другие генераторы. При работе параллельно с сетью она может отдавать или потреблять электроэнергию, т.е. работать генератором или двигателем. При подключении обмотки статора к сети с напряжением U и частотой f1 проходящий по обмотке ток создает, так же как в асинхронной машине, ВМП. В результате взаимодействия этого поля с током, проходящим по обмотке ротора, создается электромагнитный момент М, который при работе машины в двигательном режиме является вращающим, а при работе в генераторном режиме –тормозным. Поток возбуждения (холостого хода) создается обмоткой постоянного тока, расположенной обычно на роторе. В установившемся режиме ротор неподвижен относительно магнитного поля и вращается с частотой вращения n1=n2 независимо от механической нагрузки на валу ротора или электрической нагрузки.

Т.о., для установившихся режимов работы СМ характерны следующие особенности:

а) ротор машины, вращается с постоянной частотой, равной частоте ВМП, т.е. n1=n2;

б) частота изменения ЭДС Е, индуцируемой в обмотке якоря, пропорциональна частоте вращения ротора

в) в установившемся режиме ЭДС в обмотке возбуждения не индуцируется; МДС этой обмотки определяется только током возбуждения и не зависит от режима работы машины.

 

 
 

 

Характеристики синхронного генератора.

Внешние характеристики

Зависимости напряжения U от тока нагрузки Iа при неизменных токе возбуждения IВ, угле φ и частоте f1 (постоянной частоте вращения ротора n2) называют внешними характеристиками генератора. Их можно построить с помощью векторных диаграмм. Допустим, что при номинальной нагрузке Iа ном генератор имеет номинальное напряжение UНОМ, что достигается путем соответствующего выбора тока возбуждения. При уменьшении тока нагрузки до нуля напряжение генератора становится равным ЭДС холостого хода E0. Следовательно, векторная диаграмма построенная при номинальной нагрузке, сразу дает две точки внешней характеристики. Форма внешней характеристики зависит от характера нагрузки, т.е. от угла сдвига фаз φ между U и Ia, т.к. в зависимости от этого изменяется вектор Е0 (при заданном значении U=UНОМ).

На рис. 6.27 показаны упрощенные ВД генератора с неявно выраженными полюсами для активной (а), активно-индуктивной (б) и активно-емкостной (в) нагрузок. При активной и активно-индуктивной нагрузках ЭДС Е0>U; при активно-емкостной нагрузке ЭДС Е0<U. Таким образом, в первых двух случаях при увеличении нагрузки напряжение генератора уменьшается, в третьем – увеличивается. Это объясняется тем, что при активно-емкостной нагрузке имеется продольная намагничивающая составляющая реакции якоря, а при активной и активно-индуктивной нагрузках – продольная размагничивающая составляющая (при чисто активной нагрузке угол ψ>0).

 
 

На рис. 6.28,а изображены внешние характеристики генератора при различных видах нагрузки, полученные при одинаковом для всех характеристик значений UНОМ, а на рис. 6.28,б – при одинаковом значении U0=E0. При U=0 (короткое замыкание) все характеристики пересекаются в одной точке, соответствующей значению тока IК.

 

Регулировочные характеристики

Зависимости тока возбуждения IВ от тока нагрузки Iа при неизменных напряжении U, угле φ и частоте f1 называют регулировочными характеристиками (рис. 6.29). Они показывают, как надо изменять ток возбуждения генератора, чтобы поддерживать его напряжение неизменным при изменении тока нагрузки. Очевидно, что с возрастанием нагрузки при φ>0 необходимо увеличивать ток возбуждения, а при φ<0 – уменьшать его. Чем больше угол φ по абсолютной величине, тем в большей степени требуется изменять ток возбуждения.

 

 
 

Рабочие характеристики (рис 6.47)

 

Они представляют собой зависимости тока Iа, электрической мощности Р1, поступающей в обмотку якоря, КПД η и cosφ от отдаваемой механической мощности Р2 при UC=const, fC=const и IВ=const. Часто эти характеристики строят в относительных единицах. Поскольку частота вращения двигателя постоянна, зависимость n2=f(P2) обычно не приводится; не приводится также и зависимость M=f(P2), т.к. вращающий момент М пропорционален Р2. Зависимость P1=f(P2) имеет характер, близкий к линейному.

 

 
 

Ток двигателя (Iа) при холостом ходе является практичеки реактивным. По мере роста нагрузки возрастает активная составляющая тока, в связи с чем зависимость Iа от мощности Р2 является нелинейной. Кривая η=f(P2) имеет характер, общий для всех электрических машин. СД могут работать при cosφ=1, но обычно их рассчитывают на работу при номинальной нагрузке с опережающим током и cosφном=0,9…0,8. В этом случае улучшается суммарный cosφ сети, от которой питаются СД, т.к. создаваемая ими опережающая реактивная составляющая тока Iа компенсирует отстающую реактивную составляющую тока АД. Зависимость cosφ=f(P2) при работе машин с перевозбуждением имеет максимум в области Р2НОМ. При снижении Р2 значение cosφ уменьшается, а отдаваемая в сеть реактивная мощность возрастает.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: