Семинар 1. Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника как науки.
1. История изучения умственной отсталости.
- Зона ближайшего развития.
- Структура дефекта.
История изучения умственной отсталости.
Учение об умственной отсталости ведет свое начало от древних работ Гиппократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, живших до нашей эры. В работах, дошедших до нашего времени, обращалось внимание на формы глубокой умственной отсталости, выявлялись причины их возникновения.
Первое рукописное издание – работа Платтера (1536–1664), в которой говорится о «детской глупости». В 1808 г. Карус, а затем Морель высказывали мнение, что дети могут быть умственно отсталыми, но не психически больными. Это мнение Мореля было основано на том, что возникновение психических расстройств обусловлено внешним воздействием. Вместе с тем Морель наблюдал детей с выраженными дегенеративными изменениями в семьях, где родители состоят в кровных браках, и считал «кретинизм» признаком вырождения рода.
Клинический этап в изучении умственной отсталости начинает формироваться в XVIII–XIX вв. вместе с активизацией всех медицинских наук. В этот период большую роль сыграли работы Эскироля и его учеников, изучавших различные нервно психические заболевания, которые заканчиваются распадом психической деятельности – деменцией. Он описал раннюю и позднюю деменцию (слабоумие).
В развитии учения об умственной отсталости большое значение имели работы врачей XIX–XX вв. В течение этого периода изменились объект исследования, методы и задачи исследования.
На первом этапе:
• изучались глубоко умственно отсталые больные, находившиеся в специальных учреждениях;
|
• основными методами изучения являлись клинические исследования и педагогические наблюдения;
• целью изучения являлось описание психопатологических и соматических особенностей больных, наблюдаемых при врожденном слабоумии, изучение этиологии и патогенеза этих расстройств.
В этот период рассматривалась дифференциальная диагностика форм умственной отсталости, для которой необходима была единая терминология, так как всех слабоумных определяли одним термином «идиотизм». Не уточнялась этиология и патогенез тяжелых поражений мозга.
Организовав впервые специализированное учреждение, Эскироль (1772–1840) четко сформулировал основное отличие врожденного слабоумия от приобретенного и выделил из группы «идиотизма» менее глубокую степень – имбецильность. Он определил «идиотию» как своеобразное состояние, при котором умственные способности не развиваются. Более подробно клинические проявления «идиотизма» дал в своей монографии Бурневиль (1849–1910).
За Эскиролем шли его ученики Итар, Вуазен, Сеген, перед которыми стояли новые задачи: изучение глубоко умственно отсталых, находившихся в специальных учреждениях. Основным методом изучения являлось клиническое наблюдение в процессе воспитания. Целью исследования было описание психопатологических и соматических особенностей, наблюдавшихся при врожденном слабоумии, изучение этиологии и патогенеза глубокой умственной отсталости.
Сеген (1812–1880) дал определение и клиническое описание «идиотии» и «умственной отсталости» средней степени, а также создал свою систему лечебной и педагогической коррекции. Он писал «О неизлечимости идиотии так много написано, что никто не пытался прикасаться к ней, предоставляя все природе» (цит. по Ушакову Г.К.).
|
На втором этапе изучения умственной отсталости во второй половине XIX в. перед наукой стояли новые цели и задачи.
В связи с ростом промышленности и торговли во Франции, возникла необходимость привлечения к трудовым процессам население, ранее работавшее и проживавшее в сельской местности. Наряду с подготовкой к трудовым процессам, подростков начали обучать основам грамоты. В процессе занятий выявилась группа учащихся, которая не могла овладеть достаточными знаниями. Возникла необходимость предварительного обследования с целью выявления подростков с ограниченным запасом общих понятий.
В Париже учителя А. Вине и Т. Симон разработали методику тестирования. Новые методы для диагностики интеллектуального уровня аномальных детей – метрическую шкалу. В основу обследования был положен тест. Для оценки уровня интеллектуального развития детям и подросткам предлагались определенные картинки и задачи, решение которых определялось баллами. Нужно было набрать от 80 до 100 баллов. Если ученик с этими заданиями не справлялся, т. е. набирал меньшее количество баллов, то его считали ум ственно отсталым, для определения которого был предложен новый термин – «дебильность», обозначавший замедленный темп умственного развития.
С применением методики тестов изменилась основная задача. Обследование не обозначало диагностику болезни, а только оценку интеллектуального развития (не учитывалось состояние эмоционально волевой сферы). Изменился метод – не индивидуальное клиническое обследование, а тестирование индивидуальной одаренности.
|
Применение тестов не дало продвижения в изучении умственной отсталости, так как не выполняло своей основной задачи – клинического изучения этиологии и патогенеза умственной отсталости. Трудности выполнения заданных методик при массовом обследовании могли быть обусловлены перенесенной инфекцией с последующей астенией, интоксикацией, травмой, физической ослабленностью, личностными особенностями, неблагоприятной и незнакомой обстановкой, в которую попадал подросток. Все это являлось причиной расширение диагностики умственной отсталости.
Третий этап в изучении умственной отсталости связан с именем Э. Крепелина (1915), который обобщил литературные данные и свои наблюдения, ввел термин «олигофрения» (малоумие), объединив им три степени умственной отсталости: идиотию, имбецильность, дебильность, различных по этиологии и своим клиническим и морфологическим проявлениям, но имеющим общее – тотальную задержку психического развития. Такое понимание термина «олигофрении» привлекло к себе внимание ученых различных специальностей. Понимание термина «олигофрения» как следствие нарушения развития мозга дало толчок к дальнейшему ее изучению: использовались физиологические, биохимические, рентгенологические методы исследования. Возникла возможность предупреждать и лечить некоторые сопутствующие состояния при олигофрении. Перед психиатрией и педагогикой стояла задача – изучить различные проявления симптоматики при умственной отсталости и найти комплексные методы коррекционного воздействия.
По представлению отечественных исследователей (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев, Е.М. Мастюкова, С.С. Ляпидевский и др.) умственная отсталость (олигофрения) относится к обширной группе состояний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). С этих позиций умственная отсталость (олигофрения) рассматривается, как аномалия, характеризующаяся недоразвитием психики (преимущественно интеллекта), личности и всего организма.
В настоящее время во многих зарубежных странах, особенно в США и Англии, термин «олигофрения» заменен терминами «психическая задержка», «психическая недостаточность», «психическая субнормальность», «психический дефект». Все эти термины объединяют состояния, различные по этиологии, клиническим проявлениям, патологическим изменениям и прогнозу. В США существует такой собирательный термин, как «отсталые дети», которым обозначают задержку умственного развития различного генеза, требующих специальных форм обучения.
Г.Е. Сухарева (1965) относит к умственной отсталости (олигофрении) клинически однородную группу заболеваний, различных по этиологии, но объединенных двумя основными признаками:
• психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуальной недостаточности;
• отсутствие прогредиентности, указывающее на патологический процесс.
Непрогредиентность не означает отсутствие динамики. Динамика обусловлена возрастным развитием, изменения связаны с компенсацией или декомпенсацией состояния под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных факторов.
Г.Е. Сухарева определила умственную отсталость (олигофрению) так: «Под олигофренией понимают тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, которые возникают при поражении зачатка, либо вследствие органического поражения ЦНС на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка (до трех лет)».
Общая характеристика особенностей олигофрении состоит в следующем:
1) Диффузный характер слабоумия при олигофрении. В этом отличие олигофрении от других психических расстройств, при которых страдают отдельные системы. При олигофрении страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом (т. е. эмоционально волевая сфера). Признаки недоразвития выявляются в моторике и мимике, в речевых особенностях и психической деятельности (восприятие, внимание, память).
2) Особенностью слабоумия при олигофрении является преимущественно недоразвитие наиболее дифференцированных филогенетических и онтогенетических систем и относительная сохранность более элементарных, старых областей. В связи с этим у больных страдает самая молодая и сложная функция мышления, ее высшие формы – абстракция. У олигофренов мышление находится на очень низком уровне развития, когда им доступно установление наиболее конкретных связей.
В настоящее время термин «олигофрения» заменен на термин «интеллектуальные нарушения», «умственную отсталость», которым мы будем пользоваться в дальнейшем