Третий этап – дошкольный




ЭТАПЫСТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ

Первый этап – подготовительный

(с момента рождения до 1 года).

У младенца проявляются голосовые реакции в виде крика и плача, которые способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).

Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого

месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним

глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).

В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление,

«воркование» (грудные булькающие звуки).

К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного

звука в другой - «о-о-а-а-у-у».

В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его

людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые

наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение

гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».

Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного

навыка.

С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги

(совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации

слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими

людьми.

К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение

лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются

смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа

взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как - будто эхо).

В 9-10 месяцев возможно появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма - ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».

К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое

наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько

совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов,

произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание.

Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко -

сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и

т.д.).

Второй этап – преддошкольный

(от 2 лет до 3 лет)

Становление активной речи малыша.

Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде.

Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и

предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации.

Такую речь называют ситуативная.

С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном

словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6

месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный

запас активно расширяется – 300 слов.

Малыш практически овладевает навыками употребления существительных единственного и множественного числа; употребляет глаголы во времени и лице, использует некоторые падежные окончания.

К концу 3 года жизни у ребёнка формируется грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный запас увеличивается до 1000 слов.

Одни слова малышом употребляются активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в речи детей.

Третий этап – дошкольный

(от 3 до 7 лет).

В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000.

С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.

У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует

гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и

свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного

звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: