Пессиместическая и оптимистическая трагедия.




Трагическое в искусстве

Философская и эстетическая категория в искусстве, характеризующая возникновение страданий и переживаний героев произведений в результате действий их свободной воли и предначертаний судьбы. Трагическое в искусстве носило изначально катарсический* характер, поскольку зритель сопереживал и сострадал герою трагедии. В общем смысле слова характеризуется борьбой нравственного идеала с объективной реальностью.

*catharsis- др.греч.- очищение, возвышение. Термин античной эстетики, принадлежит Аристотелю, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия на человека искусства.

Идеальное представление о человеческой жизни, сталкиваясь с пошлой, уродливой реальностью терпит поражение, не оставляя ни малейшей надежды на его возрождение. Это поражение идеала рождает трагедию.

Пессиместическая и оптимистическая трагедия.

Пессимистическое мироощущение закономерно развивалось в известные исторические эпохи, в эпохи переломные, когда крушение определенного строя жизни и порожденных им идеалов воспринималось многими людьми, как доказательство невозможности победы идеального благородного, светлого над мрачной и низменной реальностью. Одним из самых потрясающих художественных выражений такого мироощущения в эпоху кризиса ренессансной культуры была картина Питера Брейгеля «Слепые»

На картине изображено шестеро слепых, которые цепочкой движутся вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чём не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые — они были ослеплены насильственно.

Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых (Матф. 15:14): «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Наряду с пессимистической трагедией в истории искусства всегда существовал и иной тип трагедии – оптимистической, на религиозно- мистифицированную форму, легенда о возрождении героя после этим смерти(кто бы ни был этим героем- Озирис, Дионис или даже Христос) была первой оптимистической трагедией в истории художественного осмысления человеком законов жизни.

В творчестве Шекспира мы встречаемся с первыми классическими образцами оптимистической трагедии, свободными от мифологических мистификаций. Эстетический смысл «Ромео и Джульетты», «Гамлета», «Отелло» состоит в том, что гибель прекрасного человека,воплощающего идеал или борющегося за него, не является гибелью самого идеала. Напротив, трагедии Шекспира дышат неистовой верой в неизбежное грядущее торжество разума, справедливости, красоты свободного чувства, человеческого доверия.

«Ромео и Джульетта» https://youtu.be/j8FJjSQMHUg

Бессмертие «Сикстинской мадонны» Рафаэля состоит именно в том, что традиционная тема мадонны с младенцем была освобождена живописцем от столь характерного для средневековья религиозного мистицизма и от менее характерного для ренессансного искусства идилического воспевания материнского счастья. Рафаэль превратил эту тему в высокую трагедию: мать несет своего сына человечеству, и, предчувствуя вместе с ним его трагическую судьбу, и одновременно сознавая необходимость и оправданность жертвы.

Пессимистическая трагедия может расслабить человека, воспитывать в нем покорность, пассивность. Оптимистическая трагедия «очищает» человека, побуждает его волю к борьбе за идеал, к самопожертвованию и героическим поступкам. Даже смерть героя служит жизни.

Каждая эпоха вносит свои черты трагическое и подчеркивает определенные стороны его природы.

1. Герой античной трагедии действует в русле необходимости. Своими действиями он сам осуществляет судьбу трагическую. Софокл трагедия «Эдип- царь»

2. В средние века трагическое выступает не как героическое, а как мученическое. Это не трагедия очищения, а а трагедия утешения, ей чуждо понятие катарсиса.

«Тристан и Изольда». Логика средневековья: утешьс, ибо бывают страдания горше, а муки тяжелее, чем у тебя.Такова воля Бога, на

том свете будет иначе.

 

3. На рубеже Средневековья и Возрождения возвышается величественная фигура Данте. Еще силен средневековый мотив мученичества: обречены на вечные муки Франческа и Паола, своей любовью нарушившие моральные устои своего века. В его «Божественной комедии» отсутствует сверхъестественное волшебное, характерное для античной трагедии. Трагическое сочувствие Данте Франческо и

Паоло, более откровенно, чем в «Тристане…», где сочувствие противоречиво, сменяется моральным осуждением, или объясняется волшебством(герои принимают зелье).

4. Эпоха Возрождения породила трагедию нерегламентированной личности. Личность, избавившись от средневековых ограничений – свободна, но не употребит свою свободу во зло.На смену трагедии утопической абсолютной свободы приходит трагедия абсолютной нормативной обусловленной личности.

5. В искусстве романтизма смысл жизни – бунт, противостояние злу, трагический герой борется с ним.(Ф.Шиллер, Г.Гейне, Дж. Байрон, Ф.Шопен, Ф. Лист).

« Грезы любви» https://youtu.be/i0BBiu-EonA

«Шопен» https://youtu.be/0NeeV54nyYE

6. Искусство реализма раскрыло трагический разлад личности и общества. Мусоргский опера «Борис Годунов» народ выступает как действующее лицо трагедии и высший судья поступков героев.Впервые на оперной сцене действует народ, воодушевленный идеей борьбы против зла, рабства, насилия, произвола.

Хор «Расходилась, разгулялась… https://youtu.be/Wxdt8s2GA9k

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: