Кодекс расширил понятие документальной проверки, которой теперь считается проверка, предметом которой является:
· своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех налогов и сборов;
· соблюдение валютного и другого законодательства;
· соблюдения работодателем законодательства в оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами),
и которая проводится на основании:
· налоговых деклараций,
· финансовой, статистической отчетности,
· регистров налогового и бухгалтерского учета,
· первичных документов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете,
· полученных органом ГНС (Государственной Налоговой Службы) документов и налоговой информации из других источников – например, по результатам проверок контрагентов данного налогоплательщика.
Документальные проверки, как и ранее, остались плановыми и внеплановыми, выездными и не выездными.
Внеплановые проверки
Был расширен перечень оснований для проведения внеплановой проверки.
Теперь органы ГНС имеют право провести внеплановую проверку на следующих основаниях:
1. По результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложено на органы ГНС, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос органа ГНС в течении 10 рабочих дней с момента получения.
Данное основание изменено, теперь органам ГНС можно выйти на проверку не только на основании результатов проверок других налогоплательщиков, а даже при получении только налоговой информации (в том числе и информации из дополнения № 5 к декларации по НДС).
|
Кроме того теперь достаточно даже фактов, которые лишь свидетельствуют о возможных нарушениях. Например, для выхода на проверку по данному основанию, фактически достаточно предположения инспектора ГНС о нарушении, которое он сделает на основании дополнения №5 к декларации по НДС и если налогоплательщик не предоставит своевременно ответ на запрос.
2. Налогоплательщиком не подана в установленный законом срок налоговая декларация или расчет, если их подача предусмотрена законом.
Данное основание оставлено без изменений.
3. Налогоплательщиком поданы новые уточненные цифры за налоговый период, который уже проверялся органом ГНС (п.78.1.3. НКУ);
Данное основание для проверки является новым, однако, внесение данного основания в НКУ является понятным.
4. Выявлена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальное подтверждение на письменный запрос органа ГНС в течении 10-ти рабочих дней с момента получения запроса (п. 78.1.4. НКУ);
Данное основание оставлено без изменений.
5. Налогоплательщиком поданы в установленном порядке органу ГНС возражения против акта проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмену принятого по её результатам налогового уведомления-решения, в случае, когда налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение не возможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования;
|
Происхождение данного основания для проверки, связано с практикой, когда после проверки субъект хозяйствования находит новые первичные документы (договора, накладные), которые существенно изменяют всю налоговую картинку проверки. Обращаю внимание, что жалоба, поданная с новыми документами в суд, не будет являться основанием для повторной проверки.
6. Начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщиком или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика.
Данное основание также расширено. Во-первых, дано уточнение, что реорганизация в виде преобразования (изменение организационно-правовой формы), не является основанием для проверки. Во-вторых, в качестве оснований добавлены случаи банкротства и подачи заявления о снятии с учета.
7. Налогоплательщиком подана декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V Кодекса, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. грн. При этом V разделом Кодекса предусмотрены камеральные проверки и проверки, которые проводятся при наличии достаточных оснований, определяемых Кабинетом Министров Украины. На данный момент Кабмин еще не разработал перечень данных оснований.
|
8.На налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае не предоставления таким налогоплательщиком пояснений и их документального подтверждения на письменный запрос органа ГНС в течении 10 дней;
Данное основание также является новым. Для осуществления проверки по данному основанию необходимо наличие двух составляющих – жалоба Вашего контрагента (потребителя) и не предоставление ответа на запрос органов ГНС.
9. Получено решение суда о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, которые находятся в их производстве (п. 78.1.11. НКУ).
Данное основание по сравнению с ранее действующим основанием аналогичного содержания существенно изменено. А именно теперь указано уточнение, что постановление о назначении проверки должно быть вынесено в рамках уголовного дела, чего раньше не было. Однако одновременно с этим не указано, что проверка может быть назначена только относительно того налогоплательщика, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Таким образом, можно допустить, что если в отношении кого-либо из Ваших контрагентов возбуждено уголовное дело, то к Вам могут прийти с проверкой на данном основании.
10.Органом ГНС высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц органа ГНС низшего уровня, осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, и выявлено несоответствие выводам акта проверки требованиям законодательства или неполное изучение во время проверки вопросов, которые должны быть установлены во время проверки для вынесения объективного вывода в отношении соблюдения налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложено на органы ГНС(п. 78.1.12. НКУ);
Данное основание оставлено без изменений.
В случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной наемным лицам (в том числе документально неоформленным) заработной платы, других выплат, которые подлежат налогообложению, в том числе вследствие не заключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами согласно закона, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации.
Основание новое, и неясно каким образом оно будет применяться. Неоднозначность в применении данного пункта заключается в том, что сообщение об уклонении от налогообложения является сообщением о преступлении (ст. 212 УК Украины). Соответственно проверка данного сообщения осуществляется в порядке Уголовно-Процессуального Кодекса и уполномоченными лицами, также определенными УПК. При этом налоговая инспекция не входит в число органов имеющих право осуществлять доследственную проверку. Если же проверку по фактам такого заявления будет осуществлять налоговая инспекция, то каким образом будет проходить вся проверка при отсутствии каких-либо документов между предприятием и работником?
Что касается прав налоговой милиции, то работникам налоговой милиции запрещается брать участие в плановых и внеплановых проверках налогоплательщиков, которые осуществляются органами ГНС, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков, которые находятся в их производстве.
Плановые проверки
Как и ранее, плановые документальные проверки должны быть предусмотрены в плане налогового органа. Также введены новшества в периодичности проведения плановых проверок. Раньше проверки осуществлялись не чаще одного раза в год, теперь периодичность проверок зависит от степени рискованности такого налогоплательщика:
· с высокой степенью риска – не чаще одного раза в год;
· со средней – не чаще одного раза в два года;
· с низкой – не чаще одного раза в три года.
Перечень таких рисков и их распределение определяется центральным органом ГНС. На сегодняшний день данные критерии определены в Методических рекомендациях в отношении составления плана – графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденных Приказом ГНАУ № 548 от 27.07 2010 года.
Также предусмотрены случаи, при которых налогоплательщики включаются в план-график проверок не чаще чем раз в три года. К таким случаям относится, когда налогоплательщики:
Юридические лица, у которых доход не более 3 млн. грн. при этом сумма уплаченного НДС составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период и размер зарплаты сотрудников не менее двух минимальных зарплат. Кроме того предприятия должны соответствуют одному из данных критериев:
· созданные, после 1 апреля 2011 года;
· созданные, до 1 апреля 2011, у которых на протяжении 3-х лет ежегодный оборот не превышал 3 млн. грн, и среднее количество работников в данном периоде не превысило 20 человек;
· которые были зарегистрированы плательщиками единого налога до вступления в силу Налогового Кодекса и у которых за последний календарный год объем выручки не превысил 1 млн. грн. и среднее количество работников не превысило 50 человек.
Однако это (включение в план проверок не чаще одно раза в три года) не распространяется на предприятия:
· Созданные после вступления в силу НКУ путем реорганизации;
· Которые осуществляют виды деятельности предусмотренные абз.3 п.154.6 НКУ (деятельность в сфере развлечений, производство и оптовая продажа подакцизных товаров (в том числе их экспорт и импорт), производство и продажа ГСМ, операции с драгоценными металлами, финансовая деятельность, деятельность по обмену валют, добыча и реализация полезных ископаемых (государственного значения), операции недвижимостью, аренда, деятельность по организации аукционов изделий искусства, деятельность по предоставлению услуг телевидения и радиовещания, охранная деятельность, ВЭД, производство продукции на давальческом сырье, оптовая торговля, посредничество в оптовой торговле, деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии (газа, воды), деятельность в сфере права, бухгалтерского учета, инжиниринга, предоставления услуг предпринимателям).
· Физические лица (самозанятые лица), у которых сумма уплаченных налогов составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период.
Список использованной литературы
1. https://sng.com.ua/publikatsia/fakticheskaia-proverka
2. https://www.prostobiz.ua/biznes/gosregulirovanie/stati/dokumentalnye_proverki_predpriyatiy_novshestva_nalogovogo_kodeksa_punkt_za_punktom
3. https://pravotoday.in.ua/
4. https://www.polza.kiev.ua/business/bis_022.php