Наука и культура в СССР в период «оттепели»




Период в отечественной истории, тесно связанный с именем Н. С. Хрущева, зачастую называют "великим десятилетием". Проводившиеся в эти годы преобразования, которые охватывали не только сферы политики и экономики, но и культуру, науку, образование и другие области духовной жизни общества, были, хотя и многочисленны, но непоследовательны, а зачастую и непродуманны. Однако значение этой эпохи, особенно в области культурного развития страны, выходит далеко за рамки реформаторской деятельности. Наиболее емким и образным определением этого периода стало название небольшого романа И. Эренбурга "Оттепель", вышедшего в свет в 1954 г.
Самым значительным событием, радикально повлиявшим на общественное сознание, явилось изменение в идеологии, вызванное критикой сталинизма. В годы "оттепели" сформировалось целое поколение советской интеллигенции, воспитанное в духе критики "деформаций социализма", неразрывно связанных с именем Сталина. Позднее представителей этой части либеральной интеллигенции назвали "шестидесятниками".
В сфере культуры наиболее отчетливо проявились свойственные этому времени противоречия, когда идеологические послабления сменялись грубым администрированием, когда партийные руководители откровенно вторгались в процесс художественного творчества и научные поиски. Временная либерализация курса партии и государства в области культуры постепенно сменялась все более жесткой политикой в отношении научной и творческой интеллигенции и к концу десятилетия фактически была свернута.

ü С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. После смерти Сталина возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союза работников кинематографии СССР).

ü С другой - в условиях существования жесткой административно-государственной власти деятели советской культуры находилось в определенных идеологических рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за роман «Доктор Живаго», запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные. В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга (за книгу «Люди,годы, жизнь»), М.Хуциева (за фильм «Застава Ильича»). В феврале 1964 г. в Ленинграде прошло слушение дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве.

ü Сама концепция культурной политики не претерпела изменений. Культура и искусство оставались под жестким партийно-государственным контролем. Действовал отдел ЦК по культуре, было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой). В полной мере продолжал осуществляться принцип партийности в искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961 г.) перед творческой интеллигенцией вновь были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

ü В среде интеллигенции в этот период произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране. Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский.

v Школа и просвещение.

В системе школьного образования в середине 50-х гг. главным направлением являлось "укрепление связи школы с жизнью". Уже в 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам средней школы найти свое место в промышленном или сельскохозяйственном производстве. Начало школьной реформе положил закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятый в декабре 1958 г. Законом вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости школьники получали одновременно со свидетельством о приобретенной производственной специальности. Согласно реформе 1958 г., вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ создавалась единая сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) с унифицированными учебными программами и сроками обучения от 1 до 3 лет. Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался: лишь небольшой процент выпускников шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки.
В условиях вступления Советского Союза в эпоху научно-технической революции значительно увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось государством расширению вечернего и заочного обучения в вузах и техникумах. Так, в соответствии с новыми правилами приема в вузы, введенными в 1957 г., были предусмотрены льготы при поступлении для молодежи, имевшей производственный стаж не менее двух лет, а также для военнослужащих, демобилизованных с действительной военной службы. Эти меры позволили резко увеличить приток в вузы рабочей и сельской молодежи.
В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем в США. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, резко возрос, составив в 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников с высшим и средним специальным образованием.

v Наука. Достижения НТР.

Стремительное развитие научно-технического прогресса оказало значительное влияние на развитие советской науки. Особое внимание в области научных исследований в этот период уделялось теоретической физике. Достижения советских ученых-физиков получили широкое признание во всем мире. Крупнейшим советским физикам в эти годы были присуждены Нобелевские премии: П. А. Черенкову, И. Е. Тамму, И. М. Франку - за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова-Черенкова (1958);
Л. Д. Ландау - за разработку теории жидкого гелия (1962); Н. Г. Басову и А. М. Прохорову - за исследования в области квантовой электроники (создание лазера и мазера) (1964). С 1957 г. были восстановлены Ленинские премии, присуждавшиеся ученым за выдающиеся достижения в области науки и техники.
В 1957 г. в СССР впервые был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Это практическое открытие позволило развивать новое направление науки - физику высоких и сверхвысоких энергий, что, в свою очередь, привело к созданию и развитию совершенно новых отраслей народного хозяйства - атомной промышленности и энергетики. Уже в 1954 г. впервые в мире была построена и запущена атомная электростанция в подмосковном научном городке Обнинске. Вслед за этим началось строительство более крупных Воронежской, Белоярской и Сибирской АЭС. 1957 г. ознаменовался спуском на воду первого в мире атомохода - ледокола "Ленин".
Значительными открытиями были отмечены работы советских ученых в области автоматики и телемеханики, квантовой электроники, вычислительной техники и кибернетики, радиоэлектроники, физики полупроводников.
На рубеже 50-60-х гг. методы математического моделирования, разработанные В.С. Кулебакиным, Н. М. Крыловым, Н. Н. Боголюбовым, стали проникать в биологию, языкознание и даже историческую науку.
Нобелевской премией в 1956 г. были отмечены труды академика Н. Н. Семенова в области теории цепных реакций. Достижения в области теоретической химии позволили создать новые сверхпрочные материалы - полимеры.
Наряду с физикой, химией и математикой развивалась также биология. Однако личная поддержка Н. С. Хрущевым академика Т. Д. Лысенко фактически сдерживала развитие в СССР молекулярной биологии, генетики и генной инженерии.
Эпоха "оттепели" вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря крупнейшим достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства:
4 октября 1957 г. на основе созданных советскими учеными-конструкторами под руководством. С. П. Королева баллистических многоступенчатых ракет в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества на космическом корабле "Восток" летчик-космонавт Ю. А. Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся всего 108 минут.

Вслед за полетом Гагарина за период с 1961 по 1963 г. по программе "Восток" на одноместных кораблях этой серии было совершено еще шесть полетов. В 1965 г. космонавт А. А. Леонов впервые осуществил выход в открытый космос.

 

Помимо космической техники в СССР значительные успехи были достигнуты в области авиастроения. В 1956 г. в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, созданный в ОКБ под руководством А. Н. Туполева. А в 1957 г. коллективом инженеров и конструкторов во главе с С. В. Ильюшиным был создан четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, ставший одним из наиболее надежных самолетов отечественной гражданской авиаций.
Развитие космической и авиационной техники в СССР стало основой для расширения исследований астрономов и астрофизиков. С помощью искусственных спутников Земли советским ученым удалось исследовать внешний радиационный пояс и магнитное поле нашей планеты, осуществить фотографирование обратной стороны Луны, открыть новые астрофизические объекты.
Процессы духовного раскрепощения и некоторое ослабление идеологического диктата, отказ от жестких догм "Краткого курса ВКП(б)" дали новый импульс для развития отечественного обществоведения. В период с середины 50-х до начала 60-х гг. было опубликовано большое количество документальных сборников и мемуарной литературы, раскрывающих проблемы истории советского общества, ранее совершенно закрытые для исследователей. Одновременно увидели свет не издававшиеся прежде работы К. Маркса и Ф. Энгельса, статьи и письма В. И. Ленина (в том числе и знаменитое "Письмо к съезду", содержавшее критику в адрес Сталина), наметились определенные позитивные изменения как в фундаментальных, так и в прикладных отраслях общественных наук. Отрадным явлением стало учреждение новых научных журналов: "Мировая экономика и международные отношения", "Вопросы истории КПСС", "История СССР", "Новая и новейшая история",."Вопросы языкознания" и др. На страницах научной периодики в этот период разворачиваются дискуссии по актуальным проблемам теории и методологии советского обществоведения, идет поиск новых подходов к решению базисных научных задач (например, обсуждение вопросов периодизации отечественной истории). В это время из небытия возвращаются имена незаконно репрессированных в годы сталинщины деятелей советского государства, партийных руководителей и военачальников.
Однако поиски новых подходов в исследовании общественного развития СССР по-прежнему наталкивались на строгий партийный контроль и цензуру. Под запретом оставался целый ряд тем. Более того, среди самих ученых-обществоведов, многие из которых построили свою карьеру на идеологических схемах марксизма, ленинизма и сталинизма, преобладал дух неприятия новых веяний.
В целом же внутренние противоречия, присущие периоду "оттепели" в сфере идеологии, не позволили советским обществоведам преодолеть концептуальный консерватизм и критически переосмыслить опыт социалистического строительства в СССР, выявить объективные причины зарождения и развития авторитаризма в нашей стране. Даже робкие попытки анализа всей системы социализма, встречали решительный отпор.

v Литература.

Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30—40-х гг.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты- «шестидесятники» Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60—70-х гг. стали Б.Ш. Окуждава, А. Галич, В.С. Высоцкий.

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-»шестидесятников»: Д.А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю.Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю.П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В.П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И.А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю.В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К.М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959—1971 гг.)

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А.Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н.С. Хрущева была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А.А. Вознесенского, Д.А. Гранина, В.Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак. В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни — роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя — Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, — писал Пастернак в письме к В.Т. Шаламову, — исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Б.Л. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б.Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя — 30 мая 1960 г. его не стало.

В 50-е гг. возник «самиздат» — так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

 

v Живопись.

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы — время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д.Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В.Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.) реальность предстает без обычной в 40—50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности.

В.Е. Попков «Строители Братской ГЭС»
Д.Д. Жилинский «Молодые скульпторы»

Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну.

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963—1967 гг., скульптор Е.В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

 

«Родина-мать зовёт!», Волгоград 1959—1967 гг. Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятыммечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.  
Пискарёвское мемориальное кладбище, Санкт-Петербург, 1939 (основание кладбища), 1956 (мемориал павшим блокадникам)—1960 (окончание строительства мемориала). Пискарёвское мемориальное кладбище расположено на севере Санкт-Петербурга, одно из мест массовых захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов Ленинградского фронта. На кладбище воздвигнут мемориал павшим.

 

v Кинематограф.

Значительных успехов в период "оттепели" достиг советский кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили достойное признание многомиллионной зрительской аудитории как у нас в стране, так и за ее рубежами. Премий международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: "Летят журавли" (режиссер М. Калатозов, 1957), "Баллада о солдате" (режиссер Г. Чухрай, 1959), "Судьба человека" (режиссер С. Бондарчук, 1959).

v VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов — молодёжный международный фестиваль, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве. Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля — «За мир и дружбу».

Символом молодёжного форума, на который прибыли делегаты от левых молодёжных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиничный комплекс «Турист», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», к событию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» — микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль».

 

Фестиваль проходил две недели и стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для советских юношей и девушек — и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше восьмисот мероприятий.

Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля.

Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР. Один из фестивальных конкурсов впоследствии стал постоянной передачей на телевидении и положил основу массовому распространению в находящемся поджелезным занавесом Советском Союзе КВН.

К фестивалю были написаны песни «Если бы парни всей Земли…», «Зори московские…», «Звенит гитара над рекою …» и др. Марш «Друзья мы рады видеть вас» и «Фестивальный вальс» (автор муз. М. Чистов) были напечатаны в газете «Московская правда».

В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярными стали музыкальные суперхиты «Rock around the clock», «Гимн демократической молодёжи», упомянутая уже песня «Если бы парни всей Земли…» и др.

Советские люди, после долгих лет тоталитарного контроля, начинали учиться открыто говорить и общаться. Известный джазмен Алексей Козлов позже напишет о тех днях:

«Ни туристы, ни бизнесмены в страну ещё не приезжали, дипломаты и редкие журналисты просто так на улицах не появлялись. Поэтому, когда мы вдруг увидели на улицах Москвы тысячи иностранцев, с которыми можно было общаться, нас охватило что-то вроде эйфории…

Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу — свободному обмену мнениями»

В честь VI фестиваля в СССР было выпущено две серии почтовых марок.

Серия из 7 почтовых марок.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: