Презентация опыта атестующегося
Учителя начальных классов второй квалификационной категории
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Школа №10 города Донецка»
Синенко Ольги Васильевны
Синенко Ольга Васильевна 14.09.1987 года рождения.
Учитель начальных классов второй квалификационной категории. Образование по данной специальности - средне-специальное.
Окончила в 2006г. Донецкий педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов; учитель информатики».
Стаж работы по специальности 13лет. В данном учебном заведении работаю второй год.
По итогам предыдущей аттестации 2013 года имею вторую квалификационную категорию. Повышение своего профессионального уровня осуществляю в процессе самообразования, изучая методическую литературу, опыт работы учителей-новаторов, общаясь с коллегами на интернет-сайтах, посещая уроки коллег. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Я всегда испытывала потребность так организовать учебный процесс учащихся, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.
Работаю над темой самообразования «Формирование навыков учебно-исследовательской деятельности в процессе реализации задач ГОС НОО». Работая над новой для себя темой, я пришла к выводу что, формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу стараюсь организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных исследовательских действий ученика, так как урок, по словам В.А.Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.
|
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Это означает, что образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. В концепции государственных стандартов начального общего образования нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. В государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное изменение. Поэтому формулировки в математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся. В концепции государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий.
|
Всвоей работе я использую игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнают, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.
|
Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. В ходе исследовательской деятельности на уроках окружающего мира особенно остро ставлю и решаю проблемы нравственности. Так по теме «Охрана окружающей среды» можно построить работу, в ходе которой будут искаться пути защиты окружающей среды от мусора.
• Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?
• Зачем нужны пункты по приёму стеклотары, алюминиевых банок?
• Можно ли найти применение старым газетам, одежде, которую мы просто выбрасываем?
• Предложи свои пути решения этих проблем.
На уроках с детьми учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью?
Что произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки?».
Почти все исследовательские работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общее дело, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В четвертом классе продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Так, с моим учеником Белецким Платоном мы написали исследовательскую работу по теме «Растения-доктора» для участия в Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов детей «Мои первые шаги в науку», где мальчик занял 2 место в I этапе Республиканского конкурса. Участие Платона в этой конференции является итогом его и моей работы.
Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» – к самостоятельному творчеству. Работа в классе строится по принципу: « Я знаю? Я знаю. Я знаю!»
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. При этом моя главная педагогическая идея: уча, не опускаться до уровня детского понимания, а поднимать детей на уровень мышления взрослого.
Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:
*Критического мышления;
*Информационной культуры;
*Творческих и коммуникативных способностей;
*Умения ставить цели и пути их реализации.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
*Должен быть подготовлен к данной деятельности;
*Видеть проблему;
*Самостоятельно ставить задачи;
*Планировать и оценивать свою работу;
*Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:
Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
С 3 класса активно использую следующие приёмы исследования текста: