Теоретические вопросы.
1. Характеристика образовательных программ.
2. Виды образовательных программ.
3. Структура образовательных программ.
4. Способы построения образовательных программ: линейные, спиральные, концентрические, модульные.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебников, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».
Литература:
1. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.
2. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
3. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
4. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
5. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
7. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.
8. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
2. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
3. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
|
4. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
5. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.
6. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
7. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008
8. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
9. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров
Практическая работа.
Провести сравнительный анализ нескольких образовательных программ.
СРС:
ü Каждый человек отмечен искрой Божьей? Почему в ходе организации обучения эта искра у многих талантливых детей пропадает?
ü Подготовить сообщения об авторских школах.
ü Составить современную классификацию моделей обучения.
Тема 5. Характеристика преподавания как деятельности
Теоретические вопросы.
1. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения.
2. Единство преподавания и учения.
3. Деятельность учителя и ученика в разных видах обучения: сообщающее, проблемное, программированное.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебников, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».
Литература
|
Основная:
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. - Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК Изд. 2-е, доп., перераб. 2009 г.
2. Харламов И.Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. – Мн.: Университетское, 2001.
3. Педагогика/В.А. Сластёнин. – М., 2000.
Дополнительная:
1. Педагогика наших дней. Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989.
2. Педагогический поиск. Под ред. И.Н. Баженовой– М., 1989.
3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
4. Степаненко В.И. Дидактика. – Армавир, 1996.
5. Электронный учебник по педагогике. Теория обучения.
6. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения – М., 1998.
Практическая работа.
ü Посетить урок и составить его протокол с записью видов деятельности учителя и учеников, проанализировать урок.
СРС:
ü Конспект статьи из учительской газеты или журнала по педагогике о современных моделях организации обучения.
ü Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов).
Вопросы к экзамену:
1. Понятие о педагогической науке. Задачи, объект и предмет педагогики.
2. Категории и отрасли. Система педагогических наук.
3. Связь педагогики с другими науками. Внутрипредметные связи педагогики.
4. Условия развития педагогической науки.
5. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога.
6. Характеристика научного исследования в педагогике. Методика и логика педагогического исследования.
7. Образование как педагогическое явление.
|
8. Целостный педагогический процесс: сущность, движущие силы и функции.
9. Структура и этапы целостного педагогического процесса.
10. Предмет, задачи и основные категории дидактики.
11. Дидактические системы и концепции.
12. Процесс обучения, его движущие силы и основные функции. Двусторонний характер обучения.
13. Объяснительно-иллюстративное обучение как один из видов обучения.
14. Проблемное обучение как один из видов обучения
15. Программированное обучение как один из видов обучения.
16. Дистанционное обучение и проблемы его использования.
17. Модульное обучение, его перспективы.
18. Основы развивающего обучения.
19. Характеристика компонентов процесса обучения.
20. Деятельность учителя в процессе обучения.
21. Основные этапы процесса усвоения знаний.
22. Основные закономерности процесса обучения.
23. Понятие о принципах и правилах обучения.
Принцип систематичности и последовательности обучения.
Принцип сознательности и активности в обучении.
Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков.
Наглядность в обучении.
Принцип доступности обучения.
Принцип научности обучения и его реализация в школе.
24. Характеристика принципа связи обучения с жизнью.
25. Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
26. Принцип гуманизации обучения.
27. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
28. Теории отбора содержания образования.
29. Государственный образовательный стандарт: сущность и содержание.
30. Основная образовательная программа в учреждениях общего образования.
31. Внеурочная деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС ООО.
32. Методы и приёмы обучения.
33. Средства обучения, их классификация.
34. Многообразие классификаций методов обучения.
35. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
36. Словесные методы обучения.
37. Наглядные методы обучения.
38. Практические методы обучения.
39. Репродуктивные и объяснительно-иллюстративные методы обучения.
40. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
41. Методы контроля в обучении.
42. Методы стимулирования учебной деятельности.
43. Критерии выбора метода обучения в профессиональной деятельности учителя.
44. Современные модели организации обучения.
45. Формы обучения и их развитие.
46. Урок как основная форма обучения в школе.
47. Требования к современному уроку.
48. Типология и структура урока.
49. Понятие об интегрированном уроке, характеристика.
50. Анализ урока (на примере конкретного урока своей специальности).
51. Лекции, семинары и практикумы в школе.
52. Факультативные занятия и экскурсии.
53. Домашняя работа учащихся.
54. Формы организации деятельности учеников на уроке, пути совершенствования.
55. Самостоятельность и творчество учащихся в обучении.
56. Типология самостоятельных работ.
57. Педагогический опыт в дидактике.
58. Понятие о педагогических технологиях.
59. Технологии активного обучения(по выбору студента).
60. Технологии модернизации традиционного обучения (по выбору студента).