Термин «мораль» употребляется и для характеристики: форм поведения, которые считаются правильными или неправильными; правил и стандартов, которыми руководствуются люди при осуществлении какой-либо деятельности; ценностей, которые могут реализоваться в определенных формах поведения.
Интерес представляет структура морали с точки зрения степени сложности регулятивного воздействия. Здесь необходимо выделить:
Нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например в виде Десяти библейских заповедей и т. п.). Иными словами, это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями.
Нравственные качества (добродетели) человека. Иными словами, это черта характера и то, каким человек должен быть.
Нравственные принципы - это более обобщенное выражение нравственного совершенствования, относящееся не к отдельным ситуациям и поступкам, а к самой направленности деятельности человека, его жизненной ориентации.
К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как:
гуманизм - признание человека высшей ценностью;
альтруизм - бескорыстное служение ближнему;
милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу;
отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
|
Нравственные идеалы (цель развития личности). Он указывает конечную цель самовоспитания.
Моральные ценности (добро, благо, справедливость, долг, достоинство, честь, счастье, свобода и т. п.). Иными словами, это значимость объекта окружающего мира для человека, группы, общества в целом. Моральные ценности играют роль высшего морального эталона человеческого поведения и во многом определяют последнее. Помимо этого они служат основными категориями этики и составляют основу «морального языка», отражающего в абстрактной форме все многообразие нравственного в мире человека. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. Значение этических ценностей раскрывается у человека благодаря воспитанию.
Будучи явлением социальной и духовной жизни, нравственность выполняет ряд важных функций.
Во-первых, это регулятивная функция. Нравственность регулирует поведение людей и общества в целом посредством общих идеалов, принципов поведения и т. д.
Во-вторых, это познавательная функция. Мораль является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять поведением, чувствами и т. д.
В-третьих, это воспитательная функция. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям.
|
В-четвертых, это оценочная, или ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).
В-пятых, это гуманизирующая функция, т. е. приподнимающая человека над обыденностью, раскрывающая ему подлинный смысл жизни.
Что же касается представителей юридических профессий, то для них первостепенный интерес представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
Все функции морали взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, обеспечивая тем самым единство и согласованность общества, а также развитие и совершенствование личности.
. Историческое развитие морали
Мораль одна из самых древних форм человеческого сознания. Она возникает вместе с человеческим сообществом.
С глубокой древности и до наших дней для развития морали характерны специфические особенности, зависящие от социокультурных условий.
Выделяют следующие этапы развития морали:
. Нравы архаичного периода
. Мораль античности
. Нравы феодального общества
. Мораль Возрождения и протестантизма
. Мораль в Новое и Новейшее время.
Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Нельзя убить себе подобного (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много времени. Весь этот период до раннего рабовладения получил название предмораль.
Следующий шаг на этапе предморали - появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении - «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага».
|
С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы:
Первая группа: Носила запретительный характер. Регулировала поведение в наиболее важных для человека и сообщества первобытных людей ситуациях: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных. От этой формы до нас дошли только фольклорные произведения (например, народные песни севера). За отступление от норм этой группы следовало серьёзное наказание. Так как люди обладали неразвитым мышлением и языком, и оценить сложное абстрактное наказание совестью не могли - на помощь стали призываться высшие силы природы (молния, гром, засуха и т.д.). Так началось сращивание морали и религии, и далее они врозь не развивались. Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права.
Вторая группа: Регулировала семейно - брачные отношения. Здесь появляются нормы разрешительного плана.
Третья группа: Регулирование отношений между соплеменниками, которые не состоят в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т.д.).
Мораль в современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным осознанием человеком своего «я» и выделением его из «мы». Люди стали чувствовать свою особенность.
3 .Мораль и право: их единство, различия и взаимодействие
Соотношение морали и права является одной из актуальных и широко обсуждаемых в настоящее время проблем.
Несомненно, праву и морали принадлежит особое место в формировании духовного мира личности, они являются важнейшими социальными регуляторами, которые включены в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и тем самым на преобразование сознания личности.
Право - это совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе и выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Отсюда следует, что право - это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое, так как правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий, например, таких как: гуманизм, справедливость, совесть, честь, ответственность, справедливость и др.
Мораль - это система этических ценностей, которые признаются человеком.
Итак, что же объединяет мораль и право? В контексте общего (общих признаков и свойств) право и мораль:
Во-первых, имеют общие социальные и экономические основания своего появления и функционирования, основными из которых, прежде всего, являются материальные условия развития государства и общества.
Во-вторых, перед моралью и правом стоит одна и та же задача - восстановить порядок совместной жизни, обеспечить стабильность в государстве и обществе.
В-третьих, мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие в себя:
общественное сознание (моральное и правовое);
общественные отношения (нравственные и правовые);
общественно значимую деятельность;
нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).
В-четвертых, общность морали и права проявляется и в относи- тельной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности.
В-пятых, являются ценностными формами (индивидуального и общественного) сознания, объективно проявляющими себя в аксиологических оценках практических общественных отношений, субъектами которых выступают индивиды, общности.
В-шестых, имеют нормативное содержание, выступая в качестве общеобязательного правила поведения (обращенного в будущее, одновременно этического и правового требования должного поведения) в обществе.
В-седьмых, служат реальными регуляторами складывающихся общественных отношений.
В-восьмых, являются средством поддержания определенного строя общественных отношений (правового и общественного порядка, стабильности в государстве и обществе), средством согласования (снятия) индивидуальных и общественных противоречий (индивидуальных и общественных интересов).
В-девятых, являются разновидностью устойчивого, повторяющегося (социального) общения в достаточно длительных временных (исторических) рамках.
В-десятых, в качестве (обязательного) элемента своего содержания обеспечены принуждением. И если в праве принуждение является неотъемлемым признаком (свойства) права как регулятора, то в сфере моральной саморегуляции и практических нравственных отношений принуждение носит как бы идеальный характер.
И последнее - и право, и мораль являются социальными понятиями, так как мораль, как и право, объективно отражает интересы определенного класса (общности, социальной группы).
Между тем, при некоторой однотипности морали и права в определенном обществе, между этими социальными регуляторами существуют важные различия.
Право и мораль различаются:
) по объекту регулирования;
) по способу регулирования;
) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).
Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования являются: общественно значимое поведение, личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).
Способ правового регулирования - правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.
Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.
Различия между моралью и правом специалисты в области этики юриспруденции объясняют рядом факторов. Они заключены в следующем.
. Право имеет дело с единичным человеком. Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами.
. Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. Право, напротив, формирует социально-целесообразные координаты жизни, исходит из соображения реальной достижимости необходимого общественного порядка.
. Мораль неотделима от целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта и поступка. Право же исходит из соображения о типичном и стандартном в действительной социальной жизни. Юридическая ответственность в отличие от моральной конкретно определена, зафиксирована в законодательстве в виде санкций. Моральные санкции формально не зафиксированы, они выражены в моральных принципах, поэтому менее определенны, чем правовые.
. Мораль в отличие от права носит ненасильственный характер и исключает прямое принуждение, исходит из добровольности.
. Специфика права определяется его связью с государством. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и официально закрепляются в виде четких нормативных актов, то моральные нормы исходят непосредственно из общества, их формирование осуществляется стихийно, путем коллективного социального опыта.
. Правовые нормы направлены на регулирование наиболее существенных отношений общественной жизни, требующих государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения). Нравственность пронизывает все стороны отношений между людьми. Нравственные нормы многообразны, более гибки, четко реагируют на развитие различных сторон общественной жизни.
. Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках, а моральное регулирование отношений не ограничено во времени. Моральному одобрению или осуждению подвергаются люди, социальные институты, идеи, государства, народы, существующие в настоящее время и существовавшие сотни лет назад.
. В центре внимания морали - долг человека перед самим собой, перед своими идеями, религией, ближними, т. е. мораль обращается к внутреннему миру человека, в то время как право интересуют только поступки людей в рамках жизни общества и т. п.
Итак, несмотря на существование определенных различий, мораль и право теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Если в обществе происходит деградация нравственности, то право обесценивается. Подлинно эффективным может стать то право, которое опирается на нормы общественной морали и соответствует нравственным представлениям общества.
Возникновение и развитие морали, ее структура и функции
План
1. Мораль: понятие, структура, функции
2. Историческое развитие морали
3. Мораль и право: их единство, различия и взаимодействие
1. Мораль: понятие, структура, функции