Часть 3
Философское осмысление процессов синхронии в древности
Обладая развитым воображением и проникая в это смысловое поле, т.е. в схему проекта развития вселенной, можно вносить туда исправления и таким образом формировать будущее. Однако это весьма опасно, т.к. локальные изменения должны предусматривать последствия (реакцию) других частей схемы, - другими словами, изменения должны быть гармоничными согласованными со всем планом, - а это, по большому счёту, дело рук Бога. На этом основан китайский принцип «у - вей» - «недеяние» - т.е. минимальное действие, согласованное с ритмами циклов планет, и направленное на постепенное изменение мира, приспособленное к изменяющимся внешним условиям.
Некорректные или ущербные для мира изменения могут привести к отрицательной реакции, - т.е. возврату мира в одно из предшествующих положений – с нежелательными или опасными последствиями для вмешавшегося в него. Это относится и к социуму. Тупиковое развитие приводит к катастрофам – наступает реакция коллективного бессознательного, это приводит к революциям, за которыми неминуемо следует контрреволюция и возврат социальной системы в предшествующее состояние – с войнами, разрухой, голодом и руинами.
В Древнем Китае, где вся полнота власти принадлежала императору, но если страну начинали слишком часто постигать стихийные бедствия – наводнения, цунами, смерчи, то население было вправе свергнуть и казнить такого императора, поскольку его деятельность нарушала гармонию, т.е. путь Дао.
Юнг верно подмечает роль желания и эмоционального настроя в синхронических явлениях, однако, следует отметить, что желание должно быть обезличенным, иначе объект желания удаляется и достаётся тому, у кого желание не акцентируется на себе.
Находя путь в бессознательное и достигая самости, психе человека становится бессмертным, получая доступ с смысловому полю, т.е. достигает вневременного и внепространственного континуума.
Синхрония – одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу. Эту идею освещали в своих трудах Авиценна и Альберт Великий. В работе «De mirabilibus mundi» Альберт Великий пишет о магии: «Человеческой душе присуща определённая способность изменять вещи, благодаря которой душа подчиняет себе другие вещи, особенно когда она испытывает большую любовь или ненависть, или что-то в этом роде. Поэтому, когда душу человека охватывает сильная страсть любого рода, то, и это можно доказать экспериментальным путём, она (страсть) подчиняет вещи (магическим) образом и изменяет их так, как ей угодно. В течении долгого времени я не верил в это, но после того, как я прочитал книги по колдовству, знакам и магии, я обнаружил, что эмоциональность человеческой души является главной причиной всех этих вещей, то ли потому, что в силу своей большой эмоциональности душа изменяет свою плотскую субстанцию и плотскую субстанцию желаемых ею вещей, то ли потому, что другие, более низкие вещи склоняются перед её достоинством, то ли потому, что подходящий час, или астрологическая ситуация, или другая сила совпадают с этой сильной эмоцией, и (в результате) мы верим, что это душа совершила то, что на самом деле было совершено этой силой… Человек может магически повлиять на любую вещь, если его охватит сильная страсть… и он должен совершить это с теми вещами, на которые указывает душа, в тот момент, когда страсть охватывает его…. Таким образом душа производит всё, чего очень сильно хочет…».
Два китайских мудреца, царь Вен и князь Чу, в двенадцатом веке до нашей эры, взяв за основу гипотезу о единстве природы, попытались объяснить одновременность протекания психического состояния и физического процесса, как эквивалентность смысла. Иными словами, они предположили, что как в психическом состоянии, так и в физическом процессе, выражалась одна и та же настоящая реальность. В результате появилась «Книга Перемен», которая является экспериментальной основой классической китайской философии и представляет собой один из древнейших методов оценки ситуации как целого, и потому в ней детали рассматриваются только на космическом фоне – фоне взаимоотношений «ян» и «инь».
Итак, если предположить, что синхрония работает, то можно сделать вывод, что помимо причинно-следственной связи в природе существует ещё один фактор, который выражает себя в упорядочивании событий, а перед нами престаёт в образе смысла. Древняя китайская цивилизация всегда мыслила в категориях синхронии, центральной идеей которой является – Дао.
Лао-цзы так описывает Дао в своём знаменитом «Дао Де Цзин»:
«Есть нечто бесформенное, но совершенное,
Существующее прежде, чем возникли небо и земля.
Так неподвижно! Так бессодержательно!
Ни то чего не зависит и неизменно.
Всепроникающее и непоколебимо.
Возникает мысль, что оно – это мать всех вещей,
Что существуют под небом.
Я не знаю его названия,
Но называю его «Смыслом».
Если бы я должен был дать ему имя,
То назвал бы его «Великим»».