Модуль I. Управление образовательными системами как отрасль научного знания
Тема 1.1 Социально-педагогические системы. Понятие управления и педагогического менеджмента. Комплексный и системный подход как управленческий феномен.
Понятие систем и их атрибутов.
Понятие «система» со времён античности вошло в процесс познания человеком как чего-то целостного, упорядоченного и системного в построении окружающего мира. Однако теория систем оформилась только в начале XX века, когда Л. Берталанфи, Р. Акофф и другие учёные представили собственные концепции теории систем, в которых под системой понимали совокупность (комплекс) элементов, вступающих во взаимодействие.
Однако современная теория систем несмотря на продолжительный период пользования понятием «система», все еще не нашла общепринятого, стандартного истолкования этого термина.
Существует много определений системы.
1. Система есть комплекс элементов, находящийся во взаимодействии (Л. Берталанфи, Р. Анкофф).
2. Система – это множество объектов вместе с отношениями этих объектов (А. Холл, Р. Фейджин).
3. Система – множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующая целостность или органическое единство (толковый словарь).
Можно утверждать, что система – это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы. Функция – роль, назначение отдельного элемента в системе, а также системы в целом.
Категория «система» наиболее часто встречается в философских, социальных, педагогических, психологических науках. Достаточно привести несколько наиболее популярных публикаций из этих наук: В.Г. Афанасьев – «Системность и общество» (1980); И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин – «Становление и сущность системного подхода» (1973); К. Боулдинг – «Общая теория систем – скелет науки» (1969); Н. Винер – «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948).
|
Академик, доктор педагогических наук Л.И. Новикова (1918 – 2004) утверждала, что «не приём, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего».
Наиболее известные работы в педагогике и психологии, где раскрывается роль категории «система»: Ф.Ф. Королёв – «Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях» (1970); Н.В. Кузьмина – «Понятие «педагогическая система» и критерии её оценки» (1980); Б.Ф. Ломов – «Системность в психологии» (1975); В. П. Беспалько – «Основы теории педагогических систем» (1997) и др.
В образовательной практике педагоги и руководители повсеместно используют термин «система»: воспитательная система образовательного учреждения, система воспитательной работы, система самостоятельной работы, классно-урочная система и т.п. Но чаще всего вкладывают в этот термин смысл некоторой упорядоченности, последовательности процесса или строгой структурированности педагогического объекта.
Изучаемый курс предполагает рассматривать образовательное учреждение как социально-педагогическую систему, особым образом устроенную.
Чтобы изучать такую систему, а тем более ею управлять, необходимо хорошо знать объект управления.
Рассмотрим общую характеристику природы, сущности, назначения, структуры и основных свойств систем, по В.П. Симонову [47]. Для этого воспользуемся таблицей, представленной Симоновым В.П. в указанном пособии.
|
I. Природа, назначение, структура и свойства систем
· Природа и сущность систем - естественные - закрытые - абстрактные - статические (неизменность свойств во времени) - без ведущего органа - суммативные (упорядоченность, последовательность чего-либо) |
|
· Назначение систем - цель и целесообразный характер (к чему стремится) - решаемы задачи (что преодолевает, устраняет) - функции (для чего предназначена) - функционирование, развитие и саморазвитие (как должна действовать и изменяться) | |
· Структура (организация) систем - объекты (субъекты) - части или компоненты - атрибуты (свойства составляющих ее объектов) - отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое) - наличие двух и более видов связи (прямая и обратная связь) - наличие уровней иерархии и иерархии уровней | |
· Свойства (качества, основные характеристики) систем - целостность (суммативность, плюс взаимообусловленность) - совместимость или несовместимость с другими системами - стабильность (устойчивость обратной связи) - адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие) - обучение (способность к самосовершенствованию) - эволюция (изменчивость во времени) |
|
Таблица 1. Природа, назначение и свойство систем по Симонову В.П.
Главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей, взаимодействий (взаимообусловленностей) элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. еmerge – возникать, появляться).
- Эмерджентность – степень несводимости свойств системы к свойствам элементов, из которых она состоит.
- Эмерджентность – свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы, но возможно присущих системе в целом. Это свойство подчёркивает, что цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы.
- Эмерджентность – принцип противоположный редукционизму, который утверждает, что целое можно изучать, расчленив его на части и затем, определяя их свойства, определить свойства целого.
Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять. Целостность и эмерджентность интегративные свойства системы.
Рассмотрению явления, процесса, объекта как некоторой целостности присуще холизму (от греческого – целый, цельный, весь) – учению о целостности, согласно которому целостность мира считается высшей и всеохватной. Холизм провозглашает, что целое всегда предшествует частям и всегда важнее частей. Как показывает история философии и науки проблема целостности человека всегда была в фокусе исследователей. «В самом деле, – отмечал Аристотель, – человек, поскольку он человек, един и неделим». Каждый исследователь видит, что человек един, но определяет его по-своему, используя особенные научные средства. Так, исследователь чисел полагает его как единого неделимого и затем исследует, что свойственно человеку, поскольку он неделим. Геометр же рассматривает его не поскольку он человек и не поскольку он неделим, а поскольку он имеет объем. Несмотря на то, что человек един и целостен, в науке и практике человековедения происходит «расчление» человека на слабоувязанные части. Врач рассматривает человека зачастую с позиции своей узкой специализации (хотя и памятует о психосоматической обусловленности многих болезней человека). Педагог, специализируясь в области преподавания своего предмета, зачастую теряет из виду личностные механизмы развития человека (сознание, волевая саморегуляция, рефлексивность, чувства), делая акцент на когнитивных (развитие памяти, мышления, воображения).
В педагогике провозглашён принцип целостности. Он означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
Но целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения, воспитания и развития, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого.
Педагогический процесс необходимо приближать к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности. В целостном педагогическом процесс должна быть такая организация жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности – сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.
&? Задание 1. **Внимательно проанализируйте выше изложенную трактовку категории целостности и попробуйте представить целостность педагогического процесса в виде некоторой педагогической модели. Используйте для этого круги Эйлера, солярную модель, либо приём суммативности компонентов в некоторую систему, либо приём логико-структурной схемы.
В ряде научных источников выделяют и иные свойства систем: организованность, функциональность, структурность, надёжность, мультипликативность, синергичность и др.
Для социально-педагогических систем имеет важное значение такое свойство как синергичность (от греч. synerqeia – сотрудничество, содружество) означает совпадение направленности действий, интеграцию усилий в системе, которое означает, что однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Эффект синергии (эффект взаимодействия) компонентов получается при отлаженном взаимодействии системы с внешней средой и компонентов внутри системы.
Для научной характеристики систем Симонов В.П. выделяет также законы существования и эволюции систем.
&? Задание 2. 1)*Выписать законы существовании и эволюции систем самостоятельно по учебному пособию Симонова В.П. «Педагогический менеджмент: НОУ-хау в управлении образованием», М., 2006, – с.27.
2)** Докажите, что человек – целостная система (выделите некоторые компоненты человека как сложной системы и покажите их взаимообусловленность. Например, интеллект человека чем должен быть обусловлен? Физическое здоровье чем обусловливается и т.д. и т.п.).
3)*** Покажите, как работает свойство синергичности по отношению к социально-педагогическим системам, например школе (выделите компоненты внешней и внутренней среды школы и установите их тесное взаимодействие). При затруднении обратитесь к учебному пособию Шамовой Т.И, Третьякова П.И. Капустина Н.П «Управление образовательными системами», М., 2001, параграф 4 «Школа как социально-педагогическая система», рассмотрите предложенную авторами таблицу «Педагогическая система школы, её свойства и взаимодействие с другими социальными сферами». Чтобы вы изменили, добавили в таблице?
Виды систем. Согласно общей теории систем все системыделятся на интегративные (суммативные) и деятельностные.
Симонов В.П. определяет суммативные системы как расположение чего-либо в определенной последовательности, упорядоченности и деятельностные как взаимодействие двух и более компонентов, приводящее к появлению нового качества. В приведённой выше таблице 1 указаны и другие виды систем.
Выделяют особым образом закрытые и открытые системы. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой, обменом энергией, информацией, материалами. Открытые системы приспосабливаются к изменениям внешней среды, чтобы продолжить своё функционирование и развитие.
Примеры образовательных систем: система образования города, района, региона, страны; образовательные учреждения: школа, колледж, университет и т.п.; урок как дидактическая система (подсистема); воспитательная система школы и др.
Для характеристики образовательных систем необходимо выделить уровни, связи в системе, компоненты, системообразующий фактор согласно таблицы 2:
уровни | связи | компоненты | системообразующий фактор |
- функционирования; - развития; - саморазвития | - между компонентами; - функциональные связи; - отношения координации и субординации | 1) целевой (проектировочный); 2) коммуникативный; 3)содержате- льно-организационный; 4)аналитико-результативный | как правило – цель; выделяют также: ядро системы, векторы системы, реперные точки, точки бифуркации и др. |
Таблица 2. Основные данные для характеристики образовательных систем
В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Педагог и психолог Н. В. Кузьмина (р.1923), вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выделяется пять структурных составляющих:
1) субъект педагогического воздействия;
2) объект педагогического воздействия;
3) предмет их совместной деятельности;
4) цели обучения;
5) средства педагогической коммуникации.
Симонов В.П. рассматривает педагогический процесс как систему, состоящую из 6 взаимосвязанных компонентов. Рисунок 1.
Рисунок 1. Система педагогического процесса по Симонову В.П.
Указанные компоненты составляют систему. Если убрать один из компонентов, педагогическая система тут же развалится. Ни один компонент невозможно заменить. Выделить структурный компонент еще не значит полностью описать систему. Для того чтобы задать систему, необходимо не только выявить ее элементы, но и определить совокупность связей между ними. В данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.