Понятие управления и педагогического менеджмента




Энциклопедический словарь определяет «управление» как функцию организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, цели.

В современной теории управления выделяют следующие научные подходы к управлению социальными системами: кибернетический (Н. Винер), функциональный (А. Файоль), административный (Ф. Тейлор, Г. Форд), человекоцентристский (Э. Мейо, А. Маслоу, К. Роджерс), синергетический (на основе синергетики: В.И. Аршинов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин и др.) на основе менеджмента (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, О.С. Виханский, А.И. Наумов и др.).

Согласно кибернетическому подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Принципиальная схема управления показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Принципиальная схема управления с позиции кибернетического подхода

 

Иными словами управление с позиции кибернетического подхода рассматривают как процесс циркуляции и преобразования информации, обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связей в функционирующей системе с целью перевода объекта управления в новое качество.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др. У истоков кибернетического подхода стоял выдающийся американский математик и философ, основоположник теории искусственного интеллекта Норберт Винер (1894 – 1964).

Синергетический подход к пониманию управления подходит по-иному.

С позиций синергетики управление рассматривается как открытая система, в основе которой лежит взаимодействие с объектом, а не воздействие на него. Практическим аспектом синергетического подхода к управлению является теория самоорганизуемых и саморазвивающихся систем.

Синергетика прежде всего изучает системы открытого типа (к которым относится и человек, и группа, и школа в целом как групповой субъект), ведущим принципом существования которых является самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой.

Основными принципами синергетического подхода являются неравномерность изменения структуры и поведения, открытость, наличие обратных связей и нелинейность, характеризующаяся тем, что слабый стимул может вызвать сильную реакцию и наоборот.

Синергетический подход рассматривает любую образовательную систему как открытую, саморазвивающуюся систему. Образовательная система не только управляется извне, но и способна к саморазвитию, самообновлению, самоорганизации. На основе законов синергетики формулируются признаки самоорганизации и саморазвития социально-педагогических систем:

1) самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры;

2) фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации (случайные отклонения);

3) неравновесность в системе является источником появления новой организации (порядка);

4) системы всегда открыты и обмениваются энергией с внешней средой;

5) в системах действуют бифуркационные механизмы – наличие точек раздвоения продолжения развития;

6) высокий уровень самоаналитической и прогностической деятельности всех участников образовательного процесса;

7) цели и задачи формулируются изнутри на основе глубокого самоанализа и изучения связей с внешней средой;

Административный и функциональный подход зародился в недрах классической (научной) школы менеджмента на рубеже XIX – XX веков. Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 -1915), издавший в 2011 году книгу «Принципы и методы научного управления».

Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввёл контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж, разделение труда, зависимость зарплаты от количества труда. На основе установленных норм выработки осуществлялось стимулирование труда: люди, которые производили больше, вознаграждались лучше.

Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность. Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.

Французский инженер и предприниматель Анри Файоль (1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Согласно его утверждениям: «управлять – значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов». Изначально выделил пять функций управления: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль. Функции, которые выделил Файоль до сих пор считаются основными в менеджменте. Он положил начало функциональному подходу в управлении, который называется так потому, что все функции расписаны по уровням управления – каждому свои и в разном объёме.

Рассмотрим управление с человекоцентристского подхода (неклассическая школа управления). Этот подход развивался с середины XX века представителями школ бихевиористской (поведенческих наук) и человеческих отношений. Школа человеческих отношений, в которой основоположником направления считается американский психолог и социолог Э. Мэйо (1880 - 1948), сделала акценты на гуманизации производства и управления. В 1927-1932 годах им были проведены так называемые Хоторнские эксперименты (Хоторн – местечко близ Чикаго), в ходе которых он доказал, что эффективные результаты в росте производительности труда дают социально-психологические методы управления:

- обучение управляющих различного уровня демократическому стилю управления;

- создание благоприятного климата общения и неформальных групп в управлении;

- учёт личных интересов работников в решении вопросов развития организации;

- обеспечение благоприятных условий труда персонала.

Э. Мэйо сделал выводы, что работники стали сильнее реагировать на замечания со стороны сослуживцев, чем на материальные стимулы администрации.

Позднее американский психолог А. Маслоу (1908 – 1970) своей знаменитой «пирамидой потребностей» подтвердил вывод о том, что для работников мотиваторами являются не только экономические стимулы, а и потребности, которые удовлетворяются с помощью денег лишь частично.

В целом, доктрина человеческих отношений базируется на следующих постулатах: человек – социальное существо, поэтому необходимо использовать такие методы и стимулы управления, которые смогут регулировать его поведение в группе; в управлении человеком необходимо полнее использовать его психологические, эмоциональные особенности и интеллектуальный потенциал, так как его природа несовместима с иерархией и формализацией отношений; решение проблем работников – это задача управленцев и предпринимателей, они должны решать проблемы гуманизации труда, обучения и воспитания работников.

Представители школы поведенческих наук сосредоточились преимущественно на изучении методов установления человеческих отношений. Видными представителями поведенческого (бихевиористского) направления являлись А. Арджирс (род. 1923 г.), Р. Лайкерт (1903 – 1981), Д. Макгрегор (1906 – 1964), Ф. Герцберг (1923 – 2000) и др. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, характер власти и авторитета, лидерства, коммуникации в организации. Главный постулат их исследований заключался в следующем: правильное применение наук о поведении способствует повышению эффективности управления за счет эффективности использования человеческих ресурсов. Основными достижениями представителей этой школы считаются: применение технологий управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенностью трудом; использование наук о человеческом поведении в управлении организации таким образом, чтобы работник мог полностью использовать свой потенциал. В отечественной науке этот подход разрабатывали следующие исследователи: А.Г. Здравомыслов, С.А. Кугель, Н.Ф. Наумова, С.Ф. Фролов, В.А. Ядов и др.

В целом, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук сделали упор на важности человеческого фактора в повышении эффективности управления, открыв тем самым явления самоорганизации и самоуправления. По мнению доктора социологии А.В. Тихонова (род.1939г.), ошибкой неклассических концепций было умаление роли формальных отношений и смещение управленческих акцентов с управления производством на управление людьми. Сторонники данных концепций считали, что удовлетворение важных социальных и психологических потребностей людей обязательно приведет к росту производительности труда. Последующие исследования учёных показали, что это является не абсолютным и не единственным фактором.

Рассмотрим управление с позиции менеджмента.

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова «manage» (латинское manus) - рука. Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.

Оксфордский словарь предлагает более широкую трактовку слова «менеджмент»: административные навыки и умение особого рода; искусство управления; способ обращения с людьми; орган управления и люди, его составляющие.

Существуют различные подходы в понимании менеджмента. В книге М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях:

- как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»;

- как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»;

- как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию».

Менеджмент можно рассматривать как сферу человеческой деятельности и соответствующую область знаний, включающую в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.

Изначально понятие «менеджмент» в современном его значении применялось по отношению к системе бизнеса в США в середине 30-х годов XX столетия. Основатель американской школы менеджмента Питер Друкер (1909 – 2005) трактовал его «как управление делом, бизнесом через филигранную работу с людьми». Позднее появилось его классическое определение менеджмента.

Менеджмент (по П. Друкеру) – специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости.

Как видно из определения человек и его способности мотивировать людей к слаженной работе в фокусе этой специальной деятельности. Здесь заложены сущностные основы менеджмента и его социально-психологическая, человекоцентристкая философия управления.

Выдающийся менеджер XX века американец Ли Якокка (род. 1924г) сумевший поднять корпорацию «Крайслер», находящуюся на гране банкротства, определил так сущность управления в книге своей жизни «Карьера менеджера»: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд» [24].

Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что менеджмент необходим не только в области бизнеса и производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Управление образовательными системами на основе менеджмента разрабатывают отечественные учёные: Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, В.П. Симонов, Шамова Т.И. и др.

Традиционно в педагогике и её разделе «школоведение» управление образовательным учреждением, педагогическим процессом рассматривалось как целенаправленное воздействие субъекта (руководителя ОУ, педагога) на объект управления (педагогический коллектив, учащихся); воздействие управляющей подсистемы на управляемую подсистему с целью перевода последней в новое качество; внедрение элементов научной организации труда.

В современном образовании на смену парадигме внешнего «воздействия» и тотального контроля приходит парадигма «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления», что и обусловило появление нового подхода к управлению и новой теории – педагогического менеджмента (Ю. А. Конаржевский (1926 – 2000), Т. И. Шамова (1924 – 2010) и др.). Новый управленческий подход отличается в первую очередь тем, что деятельность менеджера (управляющего) имеет гуманную, личностную направленность, строится на подлинном уважении, доверии, создании ситуации успеха.

По-новому осмысленные идеи менеджмента как философии человекоцентристского управления переносятся в сферу педагогического управления и дают основание для разработки самостоятельного направления – педагогического менеджмента.

Безусловно, педагогический менеджмент это особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности. Специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда руководителя образовательного учреждения. Предмет труда менеджера образования – деятельность субъектов управления (руководителей ОУ, методических подразделений, педагогов); продукт труда – информация об образовательном процессе; орудие труда – убеждающее слово или требовательное распоряжение. Результат труда для топ-менеджеров (руководителей и их заместителей) – эффективно функционирующее и развивающееся образовательное учреждение, где обеспечивается высокий уровень преподавания, воспитания и организации учебно-воспитательного процесса. Для педагогов как менеджеров, управляющих образовательным процессом на учебном занятии, результат труда – уровень обученности, воспитанности, личностного развития обучаемых.

Понятие «педагогический менеджмент» имеет различные формулировки:

· теория управления в образовательном учреждении (В.И. Загвязинский, Л.Е. Капто, М.М. Поташник и др.);

· система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития и принятия стратегических и оперативных решений (Б.С. Гершунский, С.В. Лазарев, Е.В. Яковлев и др.);

· эффективное управление образовательной деятельностью (A.M. Моисеев);

· комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Никитина и др.).

Симонов В.П. определяет педагогический менеджмент как теорию, методику и технологию эффективного управления образовательным процессом, основанную на совокупности философских, педагогических, социальных, психологических, экономических и управленческих понятий, законов и закономерностей. Согласно Симонову В.П., педагогический менеджмент – система эффективного управления образовательными системами различного уровня.

Сравнительный анализ трактовок понятий «управление» и «менеджмент», содержащихся в различных источниках, обнаруживает весьма противоречивые, порой взаимоисключающие подходы к определению соотношения этих понятий в современных социальных науках.

Эти термины имеют достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет неполным (см. таблицу 3).

В целом - это комплекс общих подходов, процессов, методов, обеспечивающих эффективное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.

 

Управление Менеджмент
§ руководство людьми; § процесс принятия решений; § скоординированность мероприятий на достижению поставленных целей гуманным, рациональным и экономическим путём; § деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления; § система сбора, хранения и обработки информации с целью перевода управляемой подсистемы в новое качество (кибернетический подход) · подход в управлении, обеспечивающий эффективность производства, бизнеса, высоких результатов в социальной сфере; · человекоцентристская философия управления; · процесс взаимодействия людей; · искусство управления людьми, которое заключается в наиболее умелом и эффективном решении управленческих задач; · теория управления; · система управления; · учебная дисциплина; · научная дисциплина;

 

Таблица 3. Различные подходы к пониманию «управления» и «менеджмента»

 

Управление образовательными учреждениями представляет собой разновидность социального управления и является по сути своей гуманитарным, поскольку главное содержание деятельности всех его субъектов составляет руководство людьми.

Согласно Борытко Н.М., в самом общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы [3].

В определениях менеджмента встречается часто слово «эффективность». Как его следует понимать применительно к управленческой деятельности?

Академик РАО М.М. Поташник в своих работах [42] выделил это понятие таким образом.

Управление в любой сфере деятельности является эффективным, если оно удовлетворяет ряду требований:

1) соответствие механизма управления сложности объекта и возможности субъекта;

2) наличие резервов: времени, вариантов управленческих решений;

3) наличие хорошей обратной связи;

4) выбор диагностичных критериев достижения результата;

5) учёт человеческого фактора.

Управление эффективно, если оно характеризуется следующим свойствами:

1) целенаправленность;

2) системность;

3) партисипативность (участие в разработке и принятии решений тех, кто будет их выполнять);

4) прогностичность;

5) цикличность

1.1.3.Комплексный и системный подход как управленческий феномен.

Системный подход многие исследователи (Н.П. Капустин, М.М. Поташник, Т.И. Шамова и др.) рассматривают как методологическую основу управления образовательным учреждением. И это особенно убедительно при современных подходах к анализу, оценке, прогнозированию развития социальных систем. Необходимость системного подхода диктуется самой жизнью, высокой интеграцией и динамичностью общественных процессов, где как никогда «всё связано со всем», когда «решение одной проблемы зависит от решения от множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер» (В.Г. Афанасьев).

Системный подход к управлению требует рассматривать процессы, явления, организации, учреждения как целостную систему. Для рассмотрения социально-педагогических систем необходимо во взаимосвязи и взаимообусловленности рассмотреть следующие компоненты. См. рисунок 2.

Рисунок 2. Схема для рассмотрении социально-педагогических систем с позиции системного подхода

 

Образовательное учреждение в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов, стратегий, ресурсов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. Так, например, решение о закрытии сельской школы обоснованное только выгодой экономической для бюджета муниципалитета может повлечь за собой социальные проблемы: миграции сельского населения, снижение показателей рождаемости, обеднение культурной жизни на селе и др.

Системное видение руководителем и педагогами педагогической реальности – залог оперативного и качественного решения проблем, грамотного выбора инноваций и технологий, определения реперных точек и стратегий развития, эффективного использования и привлечения ресурсов (финансовых, кадровых, технических).

В практике часто отождествляют системный и комплексный подходы. Здесь сходство имеется, но в понимание «комплекса» всё-таки вносятся определённые уточнения. Комплекс можно рассматривать как разновидность системы, но он отличается и по способу своего возникновения и по неоднородности исходных компонентов.

Согласно авторской позиции комплексный подход при изучении образовательных систем означает:

1. Всесторонний анализ результатов образовательного учреждения в увязке с прогнозируемыми целями и выбранными средствами (Цель – Средства – Результат).

2. Выявление системообразующих факторов системы, повышающих её целостность и стабильность функционирования.

3. Определение компонентов и механизмов внутренней и внешней среды ОУ и обоснование роли социума на решение задач воспитания и обучения.

4. Выявление наиболее оптимальной организационной структуры управления образовательным учреждением и механизмов достижения целей ОУ (нормативно-правовых, экономических, общественного и профессионального самоуправления и др.)

5. Обоснование взаимосвязанности в работе государственно-общественных органов управления ОУ (управляющий совет, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления, общественные организации).

6. Позиционирование образовательного учреждения в СМИ, местных органах власти, рейтинге органов управления образованием и заказчиков образовательных услуг.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что понимают под «системой»? Какие виды систем вам известны? Приведите примеры.

2. Каково назначение социально-педагогических систем?

3. Охарактеризуйте компоненты образовательного процесса как системы.

4. Какой системой (открытой или закрытой) является образовательное учреждение? Докажите.

5. Что такое целостность системы? Докажите, что учебное занятие – целостная система.

6. Охарактеризуйте объекты, атрибуты и отношения деятельностной системы. В чём их различие от суммативных систем?

7. Как применить системный подход к управлению образовательным учреждением?

8. Выделите все компоненты системы образования в Российской Федерации. Докажите, что такая система целостная?

9. Какое управление можно считать эффективным?

10. Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»? Покажите это графически.

11. В чём различие классической и неклассической школ менеджмента?

12. В чём особенности педагогического менеджмента?

13. Охарактеризуйте подходы к управлению.

14. Что значит управлять образовательным учреждением с позиции синергетического и системного подходов?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: