Гражданско-патриотическое воспитание школьников в системе РДШ




__________________________________________________________________

Учитель русского языка и литературы МОБУ «Палимовская СОШ»

Бузулукского района

Кильдишова Ольга Юрьевна

 

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники революции в противовес изменникам, предателям Родины из лагеря монархистов. В философском словаре «патриотизм» (Patris –отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания гражданственности и патриотизма граждан страны возрастает многократно. «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать…», - говорил Д. Лихачёв. Патриотизм начинается с малого: с любви к своим родителям, близким, родному дому, улице, городу и вырастает до любви к своему народу, Родине.

Будущее России в руках подрастающего поколения. Это истина, но, к сожалению, в последнее время и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество – это трагедия нынешнего поколения. Нигилизм взрослых передается и нашим детям. Школа, в стенах которой проходит детство, отрочество и юность подрастающего поколения, обладает той силой, которая может донести до «неверующих» истину – гражданско–патриотическое воспитание – это важная часть жизни общества, основа стабильности и будущего, это залог сильной и непоколебимой России.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании в РФ» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ

Важность гражданско-патриотического воспитания учащегося в деятельности образовательного учреждения подчеркивается в ФГОСах нового поколения. В «портрет ученика основной школы» заложены такие характеристики как: «любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством…».

Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Гражданско-патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, но и художественное, экологическое, туристко-краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

В общеобразовательном учреждении ключевая роль в деле воспитания школьника отводится классному руководителю. Ему в помощь представлено множество разнообразных методических разработок по указанному направлению. Однако для достижения наилучших результатов процесс гражданско-патриотического воспитания школьника должен иметь системный и непрерывный характер. Мне бы хотелось более подробно рассказать о направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в течение трех лет со своим классом.

Цель работы классного руководителя – формирование патриотического сознания и становление активной гражданской позиции школьников посредством внеурочной деятельности. В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

1. Формирование понимания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).

2. Воспитание у школьников чувства патриотизма и любви к Родине на примере героического прошлого нашей страны, бессмертного подвига ее народа.

3. Приобщение учащихся к духовным ценностям народа, к культурному наследию России.

4. Воспитание любви и уважения к своей малой родине.

5. Формирование активной гражданской позиции, политико-правовой культуры.

Основные принципы организации гражданско – патриотического воспитания учащихся:

1. Системность, непрерывность и преемственность.

2. Гуманизм.

3. Индивидуальность.

4. Стимулирование активности.

5. Организация и самоорганизация.

6. Интеграция.

7. Многообразие форм, методов и средств.

8. Учет региональных условий.

9. Адаптивность.

10. Постоянное совершенствование.

Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности. Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. Для достижения цели гражданско-патриотического воспитания необходимо обогатить содержание данной работы национальной культурой. Она предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.

Мной используются различные формы работы:деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Направления деятельности.

  1. Моя малая родина.

2. Нетленные страницы Великой Отечественной войны.

3. Правовая культура подрастающего поколения.

4. Культурное наследие России.

 

Любовь к Родине начинается с семьи. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции: обеспечение диалога между поколениями в формировании личности; формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода; привитие любви к родному краю. Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “малая родина”, “Отечество”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”. Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников выступают: родительские собрания гражданско-патриотической направленности; индивидуальные тематические консультации «Правовое воспитание родителей и обучающихся»; дни творчества детей и родителей, дни открытых дверей; практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по организации семейных праздников; привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников; проведение совместных внеклассных мероприятий;

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

…чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: