Тренинги для внутриотрядной рефлексии
«По цепочке»
Дети становятся в круг. Передавая из рук в руки по часовой стрелке мягкую игрушку, высказывают мнение о проведенном занятии, коллективно-творческом деле и т.д. Педагог становится в круг так, чтобы начал высказывание ребенок, находящийся в круге по левую сторону от педагога. Делается это с той целью, чтобы игрушка, пришедшая к последнему участнику опроса, перешла к педагогу и он подвел итоги встречи.
«По выбору»
Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное»), предоставляя таким образом возможность высказаться каждому участнику. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям.
«Оценка»
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оенку.
«Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»
исправил…
сделал…
добавил…
похвалил…
«Ассоциации»
Ребятам предлагается подумать и высказаться. На что похож сегодняшний день, проведенное мероприятие, занятие и т.д. Сделать это можно в круге, передавая право голоса друг другу с помощью какого-либо предмета.
«Свободный микрофон»
Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон. Микрофон может быть имитированным, нарисованным.
«Фотосъемка»
Педагог задает ситуацию: «Ребята, представьте, что сегодня все занятие снимал фотограф. Все, что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но. Увы, из-за неумелости фотографа пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем восстановить каждый кадр этой пленки.
|
Восстанавливаются самые яркие, эмоциональные, веселые кадры; кадры, которые получились «не очень»;
Происходит коллективное обсуждение удач и неудач.
«Ниточка»
Перед началом педагог предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см лежат на столе. Обсуждение может происходить по схеме:
Что получилось?
Что не получилось?
Что надо сделать, чтобы было лучше?
С каким настроением ухожу?
Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Намотанную нитку можно положить в корзину, расположенную, к примеру, в середине комнаты или круга. Таким образом, выбрав той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку или на короткую реплику. Немаловажен момент, какой цвет нитки выбрал ребенок.
«Собственно Я»
Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет, почему именно «Я» сегодня на занятии был таким, чувствовал себя таким.
Техника очень интересна и удачна в интерпретации, так как сам ребенок проводит свою собственную ассоциацию, кем он был сегодня и сейчас.
Игры для выявления лидера.
Социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.
|
«Большая семейная фотография».
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра может открыть педагогу-организатору или вожатому новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
4. «Начали!».
Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
|
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»
Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». «Итак, кто быстрее?!» Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.