«Б1.Б.11 – Методика обучения и воспитания в области дизайна и компьютерной графики»
для ОПОП 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профили: Изобразительное искусство и мировая художественная культура
Область профессиональной деятельности: образование, социальная сфера, культура.
Объекты профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Вид профессиональной деятельности: педагогическая, проектная, культурно-просветительская.
Профессиональные задачи:
в области педагогической деятельности:
ü изучать возможности, потребности, достижения обучающихся в области художественного образования;
ü осуществлять обучение и воспитание в области изобразительного искусства и мировой художественной культуры в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ü использовать технологии обучения, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и отражающие специфику предметной области изобразительного искусства;
ü организовывать взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участвовать в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
ü формировать художественно-образовательную среду для обеспечения качества образования в области изобразительного искусства и мировой художественной культуры, в том числе с применением информационных технологий;
ü обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
в области проектной деятельности:
|
ü проектировать содержание образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые учебные предметы;
ü моделировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру;
в области культурно-просветительской деятельности:
ü изучать и формировать потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
ü организовывать культурное пространство;
ü разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (в т.ч. выставки, презентации) для различных социальных групп.
Цель изучения дисциплины: содействие становлению специальной профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования путем обогащения базовой профессиональной компетентности опытом проектирования и организации целостного художественно-педагогического процесса в области преподавания дисциплин художественного цикла.
Задачи изучения дисциплины:
1. формирование системы теоретических и практических знаний о формах и методах художественного образования;
2. развитие умения устанавливать действенные междисциплинарные связи в ходе работы с различными учебно-методическими и научно-педагогическими материалами;
3. обеспечение связи теоретического обучения с практической деятельностью студентов, накопление у них опыта творческого применения теоретических знаний в области художественного образования в практической педагогической деятельности;
|
4. инициирование самообразовательной деятельности, включения в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности, организации индивидуальных и групповых видов творческой деятельности студентов;
5. становление профессиональной позиции студентов по отношению к актуальным вопросам художественного образования.
Форма обучения: очная.
Объем и структура дисциплины: Всего трудоемкость – 12 зачетных единиц (432 ч.
Основные разделы:
Раздел 1. Методика художественного образования. Искусство в образовательном процессе. Личность ребенка как эпицентр художественно- образовательной системы. Дисциплины художественного цикла и основные принципы их преподавания. Методы преподавания художественных дисциплин. Реализация современных педагогических и информационных технологий на дисциплинах художественного цикла. Формы художественного образования. Учебно-методический комплекс художественно-педагогического процесса. Педагогическая деятельность в процессе обучения художественным дисциплинам.
Раздел 2. Методика обучения и воспитания в области изобразительного искусства. Формы организации учебной деятельности и методы обучения в области изобразительного искусства. Уровни результатов обучения. Способы реализации содержания образования. Средства учебной и художественно-творческой деятельности в области изобразительного искусства. Учебные занятия в области изобразительного искусства. Методическое обеспечение процесса обучения в области изобразительного искусства. Содержание обучения в области изобразительного искусства и его реализация в школе.
|
Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО:
- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК – 2):
должен знать:
- способы и приемы организации сотрудничества школьников в различных видах деятельности;
- методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности, учебно-методическое обеспечение по преподаваемому предмету;
- подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся с учетом особенностей обучающихся, методики, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу;
- значение художественного и педагогического образования в духовно-нравственном развитии личности, повышении культурного уровня социума;
должен уметь:
- использовать различные подходы реализации собственного творческого потенциала и учащихся, его развития;
- использовать в образовательной практике традиционные и современные технологии обучения и воспитания;
- руководствоваться в художественно-творческой и образовательной деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
- анализировать тенденции и личностно значимые проблемы в области искусства, художественного образования и художественно-проектной деятельности;
- мотивировать обучающихся на участие в конкурсно-выставочной деятельности;
- применять цифровые мультимедийные технологии в работе с обучающимися для оптимизации и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;
должен владеть:
- приемами, позволяющими осуществлять проектирование образовательного маршрута по результатам обучения;
- приемами, позволяющими осуществлять коррекцию образовательного маршрута по результатам обучения и диагностики
- современными технологиями (в том числе, мультимедийными, информационными) поиска, анализа, переработки и систематизации информации, необходимой для осуществления художественно-педагогического процесса на высоком уровне;
- навыками проектирования и создания современных образовательных ресурсов с применением информационных и мультимедийных технологий.
- информацией о современных требованиях и подходах к оцениванию эффективности образовательного процесса;
- навыками установления причинно-следственных связей при выполнении анализа результатов творческой и педагогической деятельности;
- навыками определения перспектив осуществляемой художественно-педагогической деятельности;
- готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК – 1):
должен знать:
- структуру реализуемой образовательной программы по предмету, содержание и целевое назначение каждого ее компонента в формате образовательного стандарта, условия реализации образовательной программы в области изобразительного искусства;
- технологические аспекты реализации и содержание дисциплин в области изобразительного искусства на различных этапах и уровнях обучения, требования к знаниям и умения;
- основные понятия в области изобразительного искусства;
- классификации средств и методов обучения при изучении дисциплин в области изобразительного искусства в общеобразовательной школе, дополнительном и предпрофессиональном образовании;
- этапы, средства и способы работы при изучении дисциплин в области изобразительного искусства в общеобразовательной школе, дополнительном и предпрофессиональном образовании;
- роль образовательной программы по предмету в достижении требуемого образовательного результата;
- важность опыта художественно-проектной деятельности в реализации образовательных программ по предмету, а также в становлении профессиональных конкурентно-способных качеств дизайнера-педагога;
- значение разработки, презентации и необходимость обновления собственного творческого портфолио, а также необходимость участия в различного рода выставках, конкурсах, фестивалях в области изобразительного искусства;
- значение использования цифровых технологий в художественно-проектной деятельности.
должен уметь:
- осуществлять мотивированный выбор методик и средств реализации содержания дисциплин в области изобразительного искусства, планировать этапы и результаты реализации учебного проекта;
- анализировать возможные пути повышения мотивации к осуществлению своей профессиональной деятельности, квалификации и творческого потенциала;
- анализировать тенденции использования изобразительных средств в художественной деятельности;
- анализировать образовательную программу по предмету на ее соответствие требованиям ФГОС;
- на основании образовательной программы разрабатывать сценарии учебных занятий, планировать самостоятельную работу и реализацию проектов, разрабатывать индивидуальный учебный план с учетом особенностей и образовательных потребностей;
- использовать различные подходы реализации собственного творческого потенциала и учащихся, его развития;
- осуществлять мотивированный выбор методик для разработки и реализации образовательной программы;
- применять на практике теоретическое знание при анализе конкретных педагогических явлений;
- планировать этапы и результаты художественно-педагогического процесса;
должен владеть:
- навыками отбора необходимой информации для создания учебно-методического обеспечения процесса обучения, приемами, позволяющими осуществлять разработку методических материалов;
- навыками поиска, анализа и обработки необходимой информации с использованием традиционных и современных графических средств;
- навыками использования компьютерных технологий в работе с информацией;
- навыками разработки и презентации собственного творческого портфолио;
- графическим инструментарием, полноценно используя весь объем полученных знаний в собственной художественно-проектной деятельности;
- категориальным аппаратом в области методики;
- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2):
должен знать:
- основные источники и способы получения необходимой художественной, методической информации;
- основные источники, способы и средства получения, хранения и обработки графической информации, технические средства и арсенал их основных функций;
- основные методы представления графической информации;
- виды и способы анализа визуальной информации;
- правила постановки целей и задач, путей их достижения в процессе осуществляемой художественно-творческой, проектной деятельности;
- основные критерии и показатели выявления эффективности художественно-образовательного процесса, качества художественно-творческой деятельности;
- содержание деятельности по осуществлению мониторинга качества художественной и учебной деятельности;
- ключевые задачи, функции, направления, содержание мониторинга качества художественно-образовательного процесса;
- основные нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс.
должен уметь:
- осуществлять поиск требуемой информации (графической, методической) из различных источников, в том числе с использованием интернет ресурсов;
- осуществлять оценку достижений, проектировать образовательный и художественно-творческий маршрут по результатам обучения и диагностики;
- использовать традиционные и современные методы разработки элементов методических материалов как части художественно-проектной деятельности;
- осуществлять профилактическую деятельность;
- проектировать, корректировать и осуществлять реализацию запланированного образовательного маршрута по результатам обучения;
- определять основные критерии и показатели качества художественно–творческой, образовательной деятельности;
- анализировать результаты своей образовательной, творческой деятельности, педагогической деятельности, образовательного процесса в целом в соответствии с выявленными критериями и показателями качества (эффективности) образовательной деятельности;
- осуществлять мониторинг качества образовательной деятельности, оценивать эффективность применяемых технологий; выявлять условия повышения эффективности выполнения художественно-творческой, образовательной, педагогической деятельности;
должен владеть:
- навыками установления причинно-следственных связей при выполнении анализа результатов творческой деятельности;
- навыками определения перспектив осуществляемой художественно-творческой деятельности;
- культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области дизайна и компьютерной графики.
Формы промежуточной аттестации: зачет (4-6 семестры), экзамен (7 семестр).
Особенности реализации дисциплины:
Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке Российской Федерации.