Контрольная работа
«Муниципальное право»
Студент Межирова С. Н. курс 2 уч. группа 1
Дата отправки на факультет Место работы и занимаемая должность
____________________________ ООО «Климат-контроль», бухгалтер
Дата регистрации работы
В институте________________ Индекс, почтовый адрес студента
г.Рязань, ул.Маяковского, д.49, кв.2
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Представительные органы местного самоуправления. 4
Предметы ведения представительного органа местного самоуправления. 6
Глава 2 Глава муниципального образования. 9
Глава 3 Местная администрация и контрольный орган местного самоуправления. 12
3.1. Местная администрация. 12
3.2. Контрольный орган муниципального образования. 13
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 18
Введение
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления гласит ст.2 Хартии, - должен быть признан во внутреннем законодательстве, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства»[1].
Конституция РФ, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение, прежде всего в народовластии, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Она признаёт и гарантирует местное самоуправление (ст.3, 12, 130-133 и др.).
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
|
Местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения, так как является вполне самостоятельной сферой. Также следует отметить, что современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет и довольно динамично продолжается сегодня.
Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. При рассмотрении темы данной контрольной работы нельзя не отметить конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления[2]:
1. право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);
2. право участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32);
3. право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
4. право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);
5. право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).
Таким образом, мы видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской Федерации, которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленного пост перестроечными реформаторами курса к демократическому государству и гражданскому обществу.
|
Цель, данной контрольной работы, - ознакомиться с организацией и деятельностью органов местного самоуправления.
Глава 1 Представительные органы местного самоуправления
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, выбранных путем свободного тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления могут быть как выборными, так и создаваемыми на других принципах. В системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. В российском законодательстве обязательность наличия выборных органов местного самоуправления установлена Законом об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с которым наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (п. 2 ст. 14).
До конституционных реформ 1991 - 1992 гг. функции таких органов выполняли районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов (до 24 мая 1991 г. такие Советы являлись местными органами государственной власти, а в последующем, с включением их в систему местного самоуправления, были преобразованы в негосударственные органы). С упразднением системы Советов ("снизу доверху"), принятием Конституции РФ 1993 г. название указанных органов было изменено.
|
Однако в 1995—1996 гг. получила широкое распространение практика противодействия глав субъектов Федерации возникновению самостоятельной местной власти. В ряде регионов не принимались законы, устанавливающие порядок проведения муниципальных выборов; отсутствовали принятые в установленном порядке уставы муниципальных образований, имелись другие нарушения. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления не назначались и не проводились, так как отсутствовали соответствующие законы субъекта Федерации.
Исходя из закрепленного в законодательстве принципа обязательности наличия выборных органов местного самоуправления для устранения подобных ситуаций был принят Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Этот Закон применяется при нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:
- законодательным (представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
- представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
- в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
- полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
- законом субъекта Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
- истекли установленные сроки полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
- выборы депутатов представительных органов или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
- отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначать выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
- муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
- органы местного самоуправления упразднены или самораспустились в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
- в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Ориентиры в определении численного состава представительного органа местного самоуправления даны в Законе об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Так, если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления не принят устав муниципального образования, не установлен его численный состав, а также если на день вступления в силу Закона об общих принципах организации местного самоуправления представительные органы не избирались, выборы были признаны недействительными, несостоявшимися, или избрано недостаточное для осуществления полномочий представительного органа число депутатов, то он избирается в составе:
7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.[3]
Вопрос о численном составе представительного выборного органа местного самоуправления является весьма важным для эффективности его деятельности. Как правило, члены представительных органов осуществляют свою депутатскую деятельность без отрыва от постоянного места работы. Вся их деятельность в представительном органе функционально не определена даже на уровне регламентов, временная нагрузка тоже нигде не обозначена.
Видимо, научное обоснование численного состава муниципальных представительных органов должно разрабатываться с учетом многих факторов при установлении единой цели: превращение представительного органа в эффективно работающее учреждение.
Предметы ведения представительного органа местного самоуправления.
В п. 3 ст. 15 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» четко определены следующие предметы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения
муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) формирование порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов и должностных лиц
местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Причем основу их составляют предметы ведения местного самоуправления и исключительные полномочия их представительных органов, закрепленные федеральным законодательством. Выделение предметов исключительного ведения представительных органов местной власти обеспечивает им возможность оказывать решающее влияние на руководство хозяйственным комплексом муниципального образования. Не случайно они выделены из общего перечня предметов ведения местного самоуправления. Их содержание и значимость показывают, что выборный представительный орган местного самоуправления постоянно связан со всеми сферами жизнедеятельности местного населения, а его контрольные полномочия обеспечивают ему возможность проверять деятельность всех органов и должностных лиц местного самоуправления по исполнению ими своих обязанностей.
К исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления этот Закон также относит принятие решения о проведении местного референдума (ст. 22), установление льгот по уплате местных налогов и сборов (ст. 39). Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта Федерации.
Вопросы, составляющие предметы исключительного ведения представительного органа местного самоуправления, не могут передаваться другим органам и должностным лицам местного самоуправления.
Это минимальный перечень полномочий представительного органа местного самоуправления, закрепленный федеральным законодательством. Другие полномочия определяются уставами муниципальных образований.
Однако практика показывает, что полномочия представительных органов местного самоуправления, гарантированные федеральным законом, не дополняются на местном уровне. Если же уставом предусмотрена должность главы муниципального образования, то полномочия представительного органа, как правило, редко выходят за рамкиs гарантированные федеральным законодательством. Это свидетельствует о том, что реальная власть на местах принадлежит главе муниципального образования.
Организация работы представительного органа местного самоуправления
В настоящее время формы работы представительных органов местного самоуправления законодательно не определены. Организационно-правовые формы работы предусматриваются в уставах муниципальных образований или регламентах.
Главной формой деятельности выборного представительного органа местного самоуправления является его работа в пленарном составе. Содержание и эффективность пленарной, сессионной деятельности во многом предопределяет результативность других организационно-правовых форм деятельности депутатов (муниципальных советников, членов городских дум и собраний).
Пленарная, сессионная деятельность является главной, основной формой их функционирования, поскольку только на сессии муниципального совета (думы, собрания и т.д.) решаются вопросы исключительного ведения представительного органа муниципального образования. Это прямо закреплено в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с п. 4 ст. 15 которого представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Только здесь решается вопрос об избрании руководителя представительного органа, который в соответствии с уставом муниципального образования может быть главой муниципального образования. Уставы некоторых муниципальных образований предусматривают порядок утверждения структуры муниципального представительного органа, образования и упразднения постоянных комиссий и депутатских групп, принятия решений о досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления и его депутатов.
По отдельным направлениям своей деятельности представительный орган местного самоуправления образует постоянные комиссии — основные рабочие службы. В комиссиях проходит вся подготовительная часть по выработке решений представительного органа.
В уставе муниципального образования или в регламенте работы представительного органа указывается периодичность проведения заседаний (сессий) представительного органа.
Представительный орган принимает решения коллегиально. Порядок принятия и вступления в силу решений представительного органа устанавливается в уставе муниципального образования и конкретизируется регламентом.
Для принятия решения представительным органом необходим кворум, который обеспечивается присутствием двух третей или половины числа избранных депутатов. В соответствии с регламентом рассмотрение проекта решения представительного органа местного самоуправления может осуществляться в несколько стадий (чтений). Например, при первом чтении происходит обсуждение документа, принятие его за основу, при втором — вносятся поправки и изменения и документ принимается в целом.
Многие решения представительного органа местного самоуправления принимаются простым большинством голосов. Гарантией исполнения этих актов является обязательность исполнения решений представительного органа всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (п. 1 ст. 44 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Внесение изменений и дополнений в устав муниципального образования обычно принимается квалифицированным большинством в две трети голосов. Если это предусмотрено законодательством региона, акты представительного органа подписывает глава муниципального образования, ему может быть предоставлено право вето.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).