Вторая рапсодия, cis-moll




ФЕРЕНЦ ЛИСТ (1811–1886)

Национальный классик венгерской музыки, Лист всегда называл себя мадьяром, т.е. представителем венгерской нации. Вместе с тем, его творческая деятельность неразрывно связана с музыкальной культурой других стран, поскольку большую часть своей жизни композитор прожил за пределами родины. Особенно значителен его вклад в музыкальную культуру Германии и Франции (Париж он считал своей второй родиной).

Это был музыкант огромного масштаба: крупнейший композитор-романтик, пианист феноменального дарования и дирижер, музыкально-общественный деятель и педагог, воспитавший многочисленных учеников, музыкальный писатель. И во всех сферах своей многогранной деятельности Лист был музыкантом-просветителем. Он стремился приобщить самого широкого слушателя к лучшим сочинениям мировой музыки, а также сделать известным творчество современных композиторов-новаторов (написал книгу о Шопене, статьи «Берлиоз и его симфония Гарольд, «Роберт Шуман», «Летучий голландец Р. Вагнера» и другие).

Будучи гениальным пианистом, Лист не только демонстрировал свое исполнительское искусство. Свои концертные программы он подчинял пропаганде произведений классиков и творчества композиторов-романтиков, мало известного широкой публике. Первым из пианистов Лист стал выступать один, без участия других исполнителей с сольными концертами (клавирабендами). Его концертные выступления по традиции предварялись увертюрами, но эти увертюры исполнялись самим Листом в собственных фортепианных переложениях, как и входившая в программу симфония (обычно Бетховена или Берлиоза). Лист–пианист играл многие песни Шуберта, Шумана, отрывки из опер («Дон Жуана» Моцарта, «Риголетто» Верди, опер Глинки и других русских композиторов), каприсы Паганини.

Жанры, к которым обращался Лист, весьма разнообразны. Он сочинял оперы («Дон Санчо или Замок любви»), оратории («Легенда о святой Елизавете», «Христос»), симфонии («Фауст» и «Данте»), симфонические поэмы, фортепианные сочинения, песни и романсы (около 90).

Фортепианное творчество

В грандиозной панораме творчества Листа первое место занимает фортепианная музыка, тесно связанная с его исполнительской практикой. Именно благодаря своему пианистическому дару он смог стать в фортепианной музыке таким ярким новатором.

Новаторство Листа в области фортепианной музыки заключается в оркестровой трактовке фортепиано (бетховенская традиция). Фортепиано стало его «личным оркестром», он превратил его из салонного инструмента в концертный. На первый план в фортепианном стиле Листа выступили блеск, мощь, красочность, виртуозный размах, импровизационная свобода.

Излюбленные технические приемы:

· использование полнозвучных, широкорасположенных аккордов, захватывающих огромный диапазон, подобных оркестровому tutti, а также «крайних» регистров;

· октавные пассажи, глиссандо, пассажи двойными нотами;

· аккордовые трели чередующимися руками, тремоло;

· репетиции;

· развитая педальная техника.

В фортепианных пьесах Листа часто встречаются авторские указания – quasi tromba (как бы труба), quasi flauto (как бы флейта) и т.д., имитация виолончели, валторны, колокола, органа.

Традиция листовского концертного пианизма получила развитие в искусстве А.Г. Рубинштейна, С. Рахманинова.

Всего для фортепиано Листом написано более 500 произведений в самых разных жанрах. Это:

· транскрипции (фортепианные переложения оперной, симфонической, вокальной музыки[1]) и парафразы (фантазии на заимствованные темы из сочинений других композиторов[2]);

· венгерские рапсодии (19);

· различные программные пьесы, обычно объединенные, как и у других романтиков в циклы («Альбом путешественника», «Годы странствий», «Поэтические и религиозные гармонии», «Утешения», «Венгерские исторические портреты», «Рождественская елка»);

· этюды, в которых, как и в шопеновских этюдах, виртуозно-технические задачи подчинены идейно-художественному замыслу (всего 55, учитывая первые и окончательные версии)[3].

· крупные фортепианные произведения (2 сонаты – Фантазия-соната «По прочтении Данте» и Соната h-moll), 2 концерта (Es-dur и A-dur), «Погребальное шествие» (под впечатлением разгрома венгерской революции 1848-49 гг), «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (парафраза на тему Dies irae с вариациями);

6 – всевозможные вальсы, марши, чардаши, полонезы.

Венгерские рапсодии

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, хотя это название (от древнегреческого рапсода [4]) применялось и до него. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию, основанную на фольклорных темах.

Отличительная особенность всех листовских рапсодий – непосредственная опора на венгерскую народную музыку. Композитор всегда интересовался родным фольклором, записывал народные песни и танцы, изучал фольклорные сборники, слушал игру цыганских оркестров. Все это в комплексе и стало основой для «Венгерских рапсодий. Главным источником их тематизма был городской венгерский фольклор – вėрбункош. Его особенности:

· темпераментный, страстный, горделивый характер;

· свободная, импровизационная манера изложения;

· острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами;

· использование ладов с ув.2, в том числе венгерской (цыганской) гаммы.

Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (т.н. лáшан и фришка).

В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой.

Вторая рапсодия, cis-moll

Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.

Первый, медленный раздел рапсодии (лашан) отличается ярко выраженным венгерским национальным колоритом. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнных щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3 х частной форме.

Второй, быстрый раздел рапсодии (фришка) – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.

Шестая рапсодия

Её композиция состоит из 4-х разделов, следующих без перерыва.

Музыка первого раздела (Des-dur) выдержана в характере пáлоташа – старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2 х дольного.

Второй раздел (Presto, Cis-dur) – темпераментная пляска-чардаш (очень темпераментный, зажигательный 2 х дольный венгерский танец).

Речитативный третий раздел – в духе эпического повествования – вносит в рапсодию наибольший контраст: он самый неторопливый (Andante) и единственный минорный (b-moll). Благодаря довольно низкому регистру мелодии и импровизационной манере изложения, он ассоциируется с образом сказителя–рапсода, повествующего о давно прошедших печальных событиях.

Заключительный четвёртый раздел (B-dur) – наиболее развёрнут, динамичен, виртуозен. Он основан на фактурном варьировании задорной танцевальной темы, которое сопровождается последовательным ускорением темпа.

Цикл «Годы странствий»

Это большой трехтомный цикл из 26 фортепианных пьес. Многие из них отличаются внушительными масштабами («Долина Обермана» из I тома, соната-фантазия «По прочтении Данте» из II-го). Работа над сочинением продолжалась более 40 лет (30-е – 70-е годы). История создания связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д,Агу по Швейцарии и Италии во 2-я половине 30 х годов.

Обратившись к излюбленной романтической теме странствий, Лист связал ее с идеей синтеза искусств. В первом издании заглавный лист каждой пьесы содержал, во-первых, поэтический эпиграф или цитату из литературного произведения, а во-вторых, рисунок, специально выполненный художником Кречмером. На титульном листе пьесы «Обручение» по желанию Листа была помещена репродукция знаменитой картины Рафаэля с изображением бракосочетания девы Марии с Иосифом. Нотный текст пьесы «Мыслитель» предваряло изображение скульптуры Микеланджело (из гробницы Медичи во Флоренции). Эпиграфом к нему послужили строки сонета, сочиненного самим Микеланджело. Три пьесы II-го тома Лист назвал «Сонетами» и предпослал им три стихотворения Петрарки на итальянском языке (из цикла «На жизнь мадонны Лауры»).

Итак, если пьесы Первого тома («Первый год. «Швейцария») навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго тома («Италия») обращено к итальянскому искусству. «Второй год» дополнен тремя пьесами под общим заголовком «Венеция и Неаполь» (Гондольера, Канцона, Тарантелла). Это виртуозные концертные фантазии, близкие рапсодиям, но основанные на темах итальянских народных мелодий. Так, например, во второй части «Тарантеллы» использована подлинная неаполитанская канцона (песня), которую Лист услышал во время путешествия по Италии.

«Третий год странствий» был написан позже двух первых. В его музыке контрастно сопоставляются возвышенно-молитвенные настроения и чувства разочарования, мрачного скепсиса. Господствует религиозная тематика.

Цикл «Годы странствий» особенно показателен в плане того, как последовательно проводил Лист мысль о синтезе искусств. Заглавный лист каждой пьесы, помимо поэтических эпиграфов[5], содержал рисунок, специально выполненный художником Кречмером.

В центре «Второго года» – три «Сонета Петрарки», которые считаются высшим выражением любовной лирики Листа. В композиции всех трех пьес-сонетов композитор сохраняет общие контуры стихотворной формы – 3 варьированные строфы и кода-послесловие. Три проведения темы подобны трем «куплетам», которые завершаются развитой кодой. В развитии материала особенно значима роль фактуры.

В Сонете № 104 (E-dur) единая волна нарастания лирических чувств охватывает всю пьесу: от характерного для Листа изложения ариозно-декламационной мелодии (на фоне скупых арпеджиато) – через фактурное её превращение в ноктюрн (2-е проведение) – к ликованию и восторгу (3-е проведение).

«Погребальное шествие»

Это самая известная пьеса из цикла «Поэтические и религиозные гармонии ». Лист предпослал ей подзаголовок – «Октябрь 1849», связав её содержание с революционными событиями в Венгрии (сочинение посвящено памяти погибших венгерских революционеров). По форме она представляет собой развёрнутую композицию сонатного типа (с медленным вступлением и эпизодом вместо разработки).

Музыка вступления (Adagio) пронизана равномерными тяжелыми ударами басов, подобными погребальному колоколу. На фоне этого колокола развивается мрачная аккордовая тема, рисующая приближение траурной процессии.

Далее возникает образ похоронного шествия – главная тема (f-moll). Она звучит в очень низком регистре, в «обращённой» фактуре (под аккомпанементом). Для неё характерна интонационная и гармоническая неустойчивость (хроматизмы, секвенции, диссонирующая гармония – обилие увеличенных созвучий).

Лирическая побочная тема (As-dur), олицетворяющая романтический образ прекрасного идеала, предельно контрастна (мажорный лад, высокий регистр, прозрачная ноктюрновая фактура).

Обе темы в экспозиции фактурно варьируются.

Эпизод, заменяющий разработку – панорама героической битвы. Он почти целиком звучит на фоне фигурированного органного пункта.

В репризе обе темы сокращены: главная даётся сразу со своего кульминационного проведения, побочная (E-dur) перенесена в ещё более высокий регистр, что усиливает ощущение особой хрупкости, возвышенности. В небольшой коде слышны отзвуки центрального, героического эпизода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: