Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.




Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

(комплекс для звуков Л, Р)

Правильная артикуляция звука «Л»:

- губы открыты

- зубы разомкнуты

- кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

- воздушная струя умеренная и теплая

- звук «Л» звонкий

Правильная артикуляция звука «Р»:

- положение губ нейтральное,

· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

· спинка языка опущена,

· задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит посередине,

· голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

 

1. «Заборчик» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Накажем непослушный язычок» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

5. «Блинчик» - широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

6. «Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

7. «Вкусное варенье» - положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

8. «Индюк» - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сначала делаем глубокий вдох.

9. «Качели» - кончиком языка упираться то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

10. «Маляр» - рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

11. «Почистим верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

12. «Пароход гудит» - улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

13. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

14. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

15. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

(комплекс для свистящих звуков С, З, Ц)

 

Правильная артикуляция звуков «С», «З»:

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

 

 

1. «Заборчик» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Накажем непослушный язычок» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

5. «Блинчик» - широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

6. «Почистим нижние зубки» - сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

7. «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р.

8. «Горка» - Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

9. «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

10. «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.

11. «Трубочка» из языка.

Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: