Пути этического (духовно-нравственного) совершенствования личности.




КАТЕГОРИИ И ЦЕННОСТИ

Категории – это наиболее общие понятия любой науки, с помощью которых она осмысливает, изучает свой объект в разных его аспектах.

В категориях этики отражаются как ценности, так и анти-ценности, нравственное состояние личности, поэтому категории к этическим ценностям прировнять нельзя, это прежде всего внутренние духовные ценности людей, такие как: добро, счастье, наслаждение, оптимизм, честь, достоинство, совесть, долг и т.д. Мы их отражаем внутренними чувствами, которые называются так же: честь, совесть, стыд, любовь и т.д. Например, эстетические чувства: красота, изящество, гармония – являются внешние, они связанны с отражение свойств окружающего мира нашими внешними ощущениями: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение.

Внутренние этические чувства тесно связанны с внешними эстетическими и внутренними этическими и формирует их, чем выше духовный потенциал человека (т.е. больше развиты внутренние этические чувства), тем больше выражены и утончены внешние эстетические. В религиозной этики это всегда хорошо осознавалось, что продолжалось в светской созданной Аристотелем. Деградировавшая духовно личность грубеет, теряя чувствительность и поэтому не ценится ни в проф. деятельность, ни в личной жизни. Если человек духовно развит, то он совершенен в своем поведении, в своих ощущениях, у него развита интуиция, необходимая в юридической практики. Такая личность владеет общими законами бытия и поэтому легко решает какие-то частные проблемы. Духовно-нравственные развития так же развивает разум, что тоже способствует успешной проф. Деятельности юриста, в целом духовно-нравственное или этическое развитие личности обогащает её различными ценностями, тогда, когда духовная деградация наоборот приводит к утрате духовно-культурных ценностей, как ценности, так и анти-ценности человека изучаются этикой, ценности объединяются главной категории этики – категории «добра», анти-ценности объединяются категорией «зла». Анти-ценности имеют такие же названия, как и категории, каждая ценность имеет анти-ценность. К анти-ценностям категории относятся вместо счастья – несчастье, вместо любви – ненависть, вместо здоровья – болезни, вместо чести – бесчестье.

В целом в философских этических учениях востока и запада наш мир оценивается как двойственный, одним из первых европейских философов Гераклит (6в. До н.э.) сравнивал наш мир с натянутым луком, в китайской философии так же считают, что великое единое Дао, т.е. изначально совершенное состояние мира раздвоилось на инь и янь и мы живем в этом двойственном мире, так как человек оценивается как микрокосмос в древних учениях востока и запада он имеет такую же судьбу как и весь космос, в начале его душа была совершенна, потом начался процесс раздвоения, так формировался наш мир в целом. В результате у нас образовался мир ценностей и анти-ценностей, в том числе в нашей душе. Наполнение её духовно-культурными ценностями возрождает душу, и она становится в результате такой, какая была первоначально: целостная, совершенная, прекрасная, т.е. принимает форму первоначального Дао: совершенного космоса и микрокосмоса, поэтому Дао является символом многих восточных единоборств и этических практик востока, связанных с Китаем, путь этического развития, так же называется Дао, так как это реальное возрождение первичного идеального состояние души.

Таким образом мир ценностей и анти-ценностей характерен для нашего несовершенного мира, несовершенных людей и выигрывает тот, кто с помощью этических практик обогащается духовно-культурными ценностями, тем самым совершенствуется. Таковы были и есть главные цели этики духовно-культурное совершенствование людей, но древние мудрецы хорошо осознавали, что для того, чтобы приступить к этому совершенствованию, человек первоначально должен сделать выбор, выбор должен быть сознательный между миром добра и зла (т.е. ценности и анти-ценности).

Испокон веков великие мудрецы, а также религиозные миссионеры помогали людям сделать этот выбор, открывали глаза людям на природу нашего мира, что он не однороден, не надо быть всеядными, есть сфера ценностей, которая выше чем 365 ступеней.

Сократ и другие мудрецы и его последователи были убеждены, что без духовность является источником всех несчастий, в том числе криминального поведения и мышления.

Проблемы нравственного выбора является одной из главных проблем этики, мы на каждом шагу делаем нравственный выбор и особенно строго это требуется в проф. деятельности, сам человек обрекает себя на ту или иную учесть, делая тот или иной выбор. Нравственный выбор, является отправной точкой на пути этического совершенствование личности, т.е. духовно-культурного её развития. В индийской этики говорится о 365 уровнях этого развития, чем больше обогащаемся духовными ценностями, тем ценнее для общества мы становимся, в древнеиндийских ведах говорится о 3-ех основных путях духовно-культурного обогащения личности и общества – ритуальный, теоретический и духовно-практический (или этический).

Ритуальный направлен на сакрализацию или освещение всего общества, его духовно-культурное развитие

 

Пути этического (духовно-нравственного) совершенствования личности.

Профессиональная этика так же, как и современный этикет требует внутреннего этического развития личности, так как современный этикет так же, как и профессиональный этикет свободный, креативный этикет в отличии от этикета 18, 19 века, требует импровизации, неординарных решений, интуиции, высокого духовно-нравственного потенциала развития личности.

В истории юридической практики, юрист, достигший высот внутреннего, духовно-нравственного развития всегда пользовался успехом, так как он владеет высоким интеллектуальным потенциалом, а значит владеет и общей логикой вещей и легко делает какие-то частные выводы. Метод получения выводы от общего к частному, называется дедуктивный и он очень эффективный в юридической практики. Такой успешный тип следователя изображен художественным образом Шерлока Холмса. Высокий духовно-нравственный потенциал личности является залогом успешной профессиональной деятельности. Особенно это актуально сегодня, когда личность раскрепощена, и вся ставка делается на его внутреннюю культуру, и успешен тот, кто ею обладает, в противном случает такая личность всё ровно ошибается.

Этика, в целом, носит императивный характер, то есть её требования: не убей, не кради, не лги, почитай родителей своих и т.д., это и есть этические законы бытия, то есть человек несовершенен и в своей жизни он нуждается в этических императивах, в заповедях, повелениях, советах, поучениях и всегда в истории этических учений более совершенные люди: лидеры, выступали с духовно этическими проповедями, наставлениями для того, чтобы помочь несовершенным людям благополучно пройти свой жизненный путь. В первых человеческих цивилизациях это были жрецы, пророки и первая этика формировалась внутри религии. Этические законы рассматривались как заповеди Бога людям как лучше прожить свою жизнь. Это был первый закон человечества, согласно которому люди были в состоянии объединяться в социальные группы общества и гармонично проживать в них, у всех народов есть легенды о так называемом «золотом» веке человечества, то есть о далеком прошлом, о первых человеческих цивилизациях, когда социальная гармония процветала и в таком социуме естественные права каждого гражданина успешно реализовывались.

Этика и право.

Таким образом в обществе, где не нарушаются этические нормы бытия расцветает идеальное сожительство людей, духовно-нравственный потенциал людей высок и такие люди не способны не воровать, не убивать и т.д., то есть нарушать естественные права окружающих.

В эпоху средневековья знаменитый этиолог и философ Августин Блаженный (4-5в) успешно развивает эту идею, в своем произведении «О граде божьем» он описывает модель общества, основанного на высокой духовности, т.е. этики и игнорирующих духовные сущностные законы бытия. Первое общество – град Божий, второе – град человеческий (сообщество людей, извративших пути свои, они не подчиняются внутренним сущностным законам бытия и поэтому там царит хаос, произвол, эгоизм и в результате такие люди не способны объединяться в сообщества, тем самым общество в целом распадается. Сегодня, в конце 20-го – начало 21 века, на фоне общей деградации населения стали возникать так называемые глобальные проблемы современности, которые угрожают человеческому существованию, то есть духовно-деградирующие люди уничтожают не только себя и свое сообщество, но и всё живое на земле. Эти проблемы стали хорошо осознаваться государственными деятелями, а также представителями правовых структур.

В Западной Европе, конца 20-го века, возникло движение за возрождении этики в сфере права, существующий и сегодня, эта идея возникла у опытных руководителей страны. Лидеры этого движения на основе своего многолетнего опыта сделали вывод, что без этики правовая система деградирует, об этом предупреждал ещё Кант в 17-ом веке. Кант обращал внимание на то, что даже нарушение одного императива этики (не лги и т.д.) полностью обесценивает социальный институт права, его функции сводятся к нулю и люди начинают использовать самосуд. В истории и в современной этики права всегда прослеживали тесную связь между этики двумя социальными институтами: институт морали и права. А так же в след за Сократом, и современные мыслители подчеркивали, что бездуховность, то есть игнорирование этических начал, является причиной криминального мышления и поведения. Мировые цивилизации, с их традиционной народной культурой, обеспечивали оптимальный образ жизни людей в течении веков и тысячелетий, только в конце 19-первой половине 20-го века, когда стала игнорироваться народная культура, этика, духовность в целом появились разные аспекты, разные проявления деградации людей, а также активное уничтожение ими окружающей среды. На этом фоне всё больше осознается большое значение внутренней этической культуры личности и всего народа, духовное развитие всего народа обеспечивал первый путь: ритуальный, с его помощью всё население, весь социум одухотворялся приобретал этическую культуру, каждый обряд, обычай, ритуал имел именно такую цель – одухотворение народа, окультуривание, сакрализация социума в целом. При рассвете…… общество не нуждалось в карательных мерах, так как высокий духовный потенциал людей не позволял им нарушать естественные права окружающих. Считается, что право возникает позже этики тогда, когда люди начинают деградировать и криминальный стиль мышления начинает овладевать людьми. Появилась необходимость защищать естественные права граждан, право на жизнь, на частную собственность и т.д., то есть высокий духовные потенциал, высокая этическая культура человека не приводит его к убийству, к воровству, к зависти, это только результат деградации культуры людей, криминальный стиль мышления и поведения, то есть право возникает только тогда, когда деградирует этическая культура людей, внутренняя нравственность людей, для защиты естественного права каждого гражданина страны. И сегодня правовая система продолжает эту защиту, при нарушении этических императивах: не убей, не кради, не лги, используются специализированные законы, которые наказывают за то или иное нарушение, они совершенствуются в истории человеческого общества.

В древнеиндийских ведах, которые считаются и нашими, так как мы формировались вместе с ведическими индийцами, говорится о трех основных путях этического развития общества: ритуальный, теоритический и духовно-практический.

Ритуальный характерен для всех членов общества.

Теоритический характерен только для высших трех каст древней Индии, которые хорошо осознают роль этики в жизни и хотят духовно просвещаться. Самым характерным для этого пути является чтение и слушание сакральных текстов, духовных проповедей, каждое слово, согласно древним верованиям, выражает какую-то мысль, какой-то закон и является носителем духовной энергии (этоса), чем духовнее человек, тем сильнее его слово и самая сильная жизненная энергия заключена в божьем слове, поэтому чтение, понимание священных текстов означает освобождение этого слова от этой энергии и обогащение ею.

Духовно-практический путь – это специальные практики, направленные на духовно-нравственное совершенствование личности (йога, тайчи и т.д.) Этот путь ещё более узкий чем два предыдущих, ему посвящают себя не многие. Если в прошлом он был характерен только для Востока, сегодня он стал важным и для всех европейских стран, а также и южноамериканских стран. Самым главным методом этих духовных практик является медитация, самопознание. Отсюда рассвет античной культуры и искусства, перед которой преклонялись во все времена европейцы, это и эпоха возрождения, это и эпоха классицизма – подражание античному образцу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: