На практике существует много видов узлов и петель.
Наиболее часто применяемые приведены на рис.42.
Рис. 42. Узлы и петли:
а - прямой узел, б — рифовый узел, в — штыковый узел, г — морской узел, д — плотничий узел, е — плотничий простой узел (удавка), ж — крюковый узел, з — мертвая петля, и — морская петля
Прямым узлом (рис. 42, а) связывают концы пеньковых и стальных канатов. Концы канатов А при натяженин должны находиться на одной прямой. Для предохранения проволок каната от резкого перегиба и для удобства развязывания между петлями узла закладывается обрезок.
Рифовым узлом (рис. 42, б), являющимся разновидностью прямого узла, связывают пеньковые канаты, веревки и шнуры в случаях, когда требуется быстро развязать их. При подъеме тяжелых грузов рифовый узел не применяется.
Штыковый узел (рис. 42, в) применяется для завязки концов толстых пеньковых и стальных канатов, когда неприменимы прямой или рифовый узлы, и для закрепления к предметам небольшого диаметра. Ненагруженный конец Б каната крепится к концу А зажимами или привязывается проволокой.
Морской узел (рис. 42, г), используют для образования на пеньковых или стальных канатах временных незатягивающихся петель при подъеме, подвешивании на крюк крана или подтаскивании грузов, при закреплении канатов к деталям большого диаметра. Свободный конец Б не требует специального крепления.
Плотничий узел с нахлесткой (рис. 42, д) применяется для завязки концов пеньковых канатов (веревок) при подъеме натяжных грузов большой длины. Узел хорошо держит, конец Б крепко прижимается к грузу и во время подъема не выдергивается.
Плотничий простой узел (удавка) (рис. 42, е) употребляется для вязки концов пеньковых канатов при подъеме легких грузов, крепко затягивается, хорошо держит. При подъеме малогабаритных тяжелых грузов применять его не рекомендуется из-за ненадежности oбвязки грузов.
|
Крюковый узел (рис. 42, ж) предназначен для вязки пеньковых и стальных простейших стропов без петель при подъеме груза на одном конце каната. Свободный конец Б, длина которого должна быть не менее 20 диаметров каната, скрепляется с грузовым концом А зажимами или связывается проволокой.
Мертвая петля (рис. 42, з) используется при подъеме различных тяжелых и легких, малогабаритных и громоздких грузов универсальными или облегченными стропами, крепко зажимает поднимаемый груз, легко развязывается.
Морская петля (рис. 42, и) применяется для вязки канатов при подъеме и монтаже различных деталей й конструкций; сильно затягивается, плотно прилегает к грузу и не скользит по нему. Ненагруженный конец Б подвязывается к нагруженному концу А. Морская петля легко и просто развязывается, поэтому для подвязки каната к крюку не применяется.
При строповке оборудования в первую очередь необходимо руководствоваться схемами и инструкциями завода-изготовителя, включенными в комплект технической документации.