Вопрос 1
Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов
Требования «Правил», предъявляемые при подъеме грузов.
9.5.18 а) на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
ж) не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины. Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов краном не допускается;
ф) при подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200—300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;
х) при подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием; это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза;
м) груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.
Требования «Правил», предъявляемые при перемещении грузов.
9.5.18. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:
а) на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
д) строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк);
|
е) погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке;
з) перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;
к) перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств;
л) перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы;
м) груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
н) при перемещении стрелового крана с грузом положение стрелы и нагрузка на кран должны устанавливаться в соответствии с руководством по эксплуатации крана.
9.5.19. При работе крана не допускаются:
а) вход в кабину крана во время его движения;
б) нахождение людей возле работающего стрелового крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана;
в) перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;
г) перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми. Подъем людей кранами мостового типа может производиться в исключительных случаях, предусмотренных руководством по эксплуатации крана, и только в специально спроектированной и изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами госгортехнадзора;
|
д) подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;
е) подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;
ж) освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
з) оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины.
Требования «Правил», предъявляемые при опускании груза.
9.5.18 о) опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза. Устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, не разрешается. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы. Укладка груза в полувагоны, на платформы должна производиться в соответствии с установленными нормами, по согласованию с грузополучателем. Погрузка груза в автомашины и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка его при разгрузке. Погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия;
|
9.5.19. При работе крана не допускаются:
ж) освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
р) нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза.
Кантовка — это переворачивание, повертывание груза из одного положения в другое специальными приспособлениями, механизмами, кранами. Чаще всего кантовку выполняют при изменении операций в процессе монтажа конструкций или при необходимости поставить или уложить груз -в требуемое положение: из транспортного в рабочее или наоборот.
Кантовку грузов разрешается выполнять только по заранее составленным схемам, в которых должны быть отражены последовательность выполнения операций, способы строповки и кантовки грузов.
В зависимости от конкретных условий строительства кантовку выполняют по-разному: вручную с помощью простейших приспособлений, специальным кантовальным оборудованием, грузоподъемными кранами.
Кантовку вручную выполняют с помощью лома (монтировки) и подкладок, для чего загнутую часть лома подводят под груз, приподнимают его и подкла-дывают брусок, затем переворачивают груз другим концом лома в требуемое положение. Профильный крупносортный металл (уголок, швеллер, двутавр и т.п.) и трубы можно кантовать с помощью специального инструмента, напоминающего гаечный ключ.
Кантовка груза краном — это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой поручается только опытным крановщикам и стропальщикам.
В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение центра тяжести. Если центр тяжести изделия расположен в пределах его опоры, то груз находится в положении покоя. В момент подъема, когда центр тяжести выйдет за пределы опорной поверхности (положение II), груз переворачивается и падает на другую плоскость (положение III).
Кантовка может быть относительно плавной или с рывками, ударами. Это зависит от того, в какой точке зацепляется груз и 5а сколько ветвей. Кантовка груза, зацепленного в верхней точке будет плавной, а зацепленного в нижней точке — с ударом, так как в последнем случае груз ничем не удерживается и опрокидывается свободно.
В действительности же и при плавной кантовке происходят рывки из-за того, что при переворачивании изделия стропы натягиваются наклонно. В момент опрокидывания груза они немного ослабевают, а затем снова натягиваются. При кантовке крупногабаритных изделий амплитуда падения может быть большой, следовательно, рывки будут значительными. Ликвидировать их почти невозможно, так как скорость падения груза намного превышает скорость движения механизмов любого крана.
Выбор способа кантовки зависит от массы и габарита груза, его формы, наличия мест захвата и возможности крепления грузозахватными устройствами. Наиболее распространенными способами являются кантовка “на весу”, “на упор” и “на бросок”.
Плавное переворачивание груза называется кантовкой “на весу”, а переворачивание со свободным падением — кантовкой “на бросок”. Кантовка “на бросок” не сложна, но к широкому применению не рекомендуется, так как связана с некоторой опасностью.
Груз переворачивается согласованными действиями механизмов крана: подъемом или опусканием крюка, ходом моста или тележки. Непосредственно переворачивание осуществляется Движением моста или тележки. Использовать ход моста следует ограниченно и осторожно, так как грузовые канаты крана при косом натяжении выскакивают из ручьев барабана лебедки, сильно трутся об их бортики, отчего сильно изнашиваются и становятся непригодными для эксплуатации.
При кантовке грузов кранами устраивают специальные участки с амортизирующей поверхностью — кантовальные площадки, которые необходимы для смягчения ударов при броске переворачиваемых грузов и предохранения изделия от излома. Площадки бывают досчатые, насыпные, бревенчатые и др.
Для кантовки изделий серийного и массового производства необходимо применять специальные кантователи, а также различные вспомогательные приспособления (струбцины, угольники, подставки).
Кантовку грузов кранами разрешается выполнять только на кантовальных площадках или в специально отведенных для этого местах. Кантовальная площадка во время переворачивания груза должна охраняться сигнальщиком
. Расстроповку грузов производят только после проверки их устойчивости. Узлы трубопроводов, поднимаемые к месту установки, можно освобождать от стропов только после окончательного закрепления их на опорах и подвесках или после установки временных надежных креплений. По окончании такелажных работ груз должен быть расстроплен, а трос между ним и грузоподъемным устройством ослаблен. С ручных лебедок снимают рукоятки; электролебедки отключают от сети. [3]
Расстроповку груза можно производить только после того, как груз надежно станет на место и монтажники убедятся, что груз не может упасть после снятия стропа. [5]
Расстроповку груза можно производить только после того, как груз надежно станет на место, и монтажник убедится в том, что груз не упадет после снятия стропа. [6]
Расстроповку грузов производят только после проверки их закрепления. Узлы трубопроводов, поднимаемых к месту установки, можно освобождать от стропов только после окончательного закрепления их на двух опорах и подвесках или после установки временных надежных креплений. [7]
Расстроповку груза можно производить только после того, как он будет надежно установлен на место и монтажники убедятся, что груз не может упасть после снятия стропа. [8]
Расстроповку перемещенного груза осуществляют лишь после того, как он займет вполне устойчивое положение. Разгрузка всех видов электрооборудования сбрасыванием независимо от мер, которые могут быть приняты для их сохранности, категорически запрещается. [10]
Для облегчения расстроповки груза применяют стропы с автоматическим и полуавтоматическим захватом, снабженным пружинным или электромагнитным фиксатором. [11]
Вопрос 2
Агломерационная машина - это конвейер, не связанных между собой спекательных тележек 1 с колосниками, движущихся по замкнутым направляющим путям. На верхних и нижних путях тележки движутся плотно прижатыми друг к другу, образуя рабочую и холостую ветви. Движение на рабочей ветке осуществляется за счет их подъема с холостой ветви и проталкивания приводными звездочками 7.
Рис. 7.1 Принципиальная схема агломерационной конвейерной машины
На рис.7.2 показан разрез агломерационной машины по горну
Рис. 7.2 Разрез агломерационной машины по горну
Порядок работы агломерационной машины следующий.
В начале рабочей ветки конвейера на движущиеся тележки укладывается питателями 2 постель (подстилочный материал), состоящая из крупных кусков руды и затем основная шихта питателем 3 (одним или двумя) слоем 350 – 500 мм.
При движении тележек под горном 4 под воздействием факела газовых горелок твердое топливо (коксик) в поверхностном слое зажигается. Температура в очаге горения до 1450°С обеспечивает расплавление флюсов. Под слоем шихты в вакуум – камерах 5 создается разряжение, благодаря чему продукты сгорания проходят через шихту, зажигая нижние частицы твердого топлива. Газы через вакуум – камеры, газовые тракты и пылеуловители 6 отводят в дымовую трубу 9. Необходимое для этого разряжение 10 – 25 кПа создается нагнетателем (эксгаустером) 8. Охлаждение расплавленной массы приводит к спеканию «пирога» агломерата.
Полученный горячий агломерат после разгрузки с машины с температурой до 800-900°С подвергается дроблению в одновалковой дробилке и сортировке на грохоте по крупности (грохочению) с целью выделения из агломерата мелочи с размерами меньше 5,0 мм.
Охлаждение агломерата до температуры 100 °С осуществляют на линейных, кольцевых или чашевых охладителях за счет принудительной подачи холодного воздуха в слой агломерата. После сортировки кондиционный агломерат отправляют в доменный цех.
Спекательная тележка (рис.7.3) состоит из литого корпуса 1, четырех ходовых 5 и четырех грузовых 4 роликов, смонтированных на подшипниках качения соответственно 9 и 8, осей 10, бортов 7 и двух стальных уплотнительных пластин 2, комплекта колосников 3, набираемых в пазы корпуса тележки и масленок 11.
Рис. 7.3. Спекательная тележка машины АКМ 312.
Ходовыми роликами тележка опирается на направляющие рельсы 6. Захват тележки звездочками приводов ленты и разгрузочной 4 части осуществляют за грузовые ролики
Привод ленты агломашины (рис.. 7.4, а) расположен в головной части и предназначен для подъема спекательных тележек с нижнего наклонного пути на верхний горизонтальный и продвижения тележек по горизонтальному пути.
А б
Рис. 7.4. Кинематические схемы: а - привода ленты спекательных тележек; б - привода разгрузочной части
Привод ленты спекательных тележек состоит из электродвигателя постоянного тока, муфты, тормоза, цилиндрического четырех ступенчатого редуктора, зубчатой муфты и приводных звездочек. Вал приводных звездочек вращается в подшипниках, корпуса которых установлены на опорных плитах, закрепленных на боковых рамах каркаса. Звездочки на валу соединены между собой барабаном.
Привод разгрузочной части (рис. 7.4, б) служит для плавного спуска тележек с верхней ветви на нижнюю. Он состоит из электродвигателя постоянного тока, работающего в тормозном режиме, муфты с тормозом, цилиндрического пятиступенчатого редуктора и зубчатой муфты. Вал со звездочками вращается в подшипниках качения. Звездочки со сменными зубчатыми сегментами закреплены на валу шпонками.
Особо ответственным местом в конструкции машины является сопряжение движущихся спекательных тележек с неподвижными вакуум-камерами При неполном контакте возникают вредные прососы воздуха.
Для исключения вредных прососов применяют уплотнения вакуум-камер (рис. 7.5).
Рис. 7.5 Уплотнения вакуум-камер
На рис. …….. представлены конструкция агломерационной машины, привода спекательных тележек и спекательная тележка [ ].
Подача шихты на ленту спекательных тележек осуществляется двумя барабанными питателями, установленными после питателя постели.
Каждый питатель шихты (рис. 7.6) состоит из бункера с секторным затвором, барабанного питателя и шибера, регулирующего толщину слоя шихты на ленте спекательных тележек.
Рис. 7.6. Кинематическая схема питателей шихты
Каждый барабан питателей шихты (рис. 7.7) имеет индивидуальный привод, состоящий из электродвигателя постоянного тока и цилиндроконического редуктора. Барабан своими цапфами опирается на подшипники качения и соединен с валом редуктора удлиненной зубчатой муфтой.
Рис. 7.7. Кинематическая схема приводов барабана и шибера питателей шихты
Наибольшее распространение получили прямолинейные конвейерные агломерационные машины непрерывного действия.
По схеме движения цепи спекательных тележек конвейерные агломерационные машины можно разделить на два вида: без зазора в цепи тележек (рис. 7.8, а) и с зазором (рис. 7.8, б).
При движении тележек, выполненных без зазора, расстояние между] приводными и разгрузочными звездочками непостоянно и изменяется в процессе работы машины вследствие изменения размера тележек при их нагреве и охлаждении. Разгрузочные звездочки имеют подвижность вдоль оси машины и прижим например грузовой в сторону головной части, агломашины.
Зазор в цепи тележек (рис. 7.8, б) обеспечивается на нижней ветви за| счет наличия тормозных звездочек в разгрузочной части. Такую схему имеют агломерационные машины типа АКМ-312. Торможение звездочек осуществляется специальным приводом от электродвигателя, работающего в генераторном режиме.
Стационарная разгрузочная часть 9 агломашины обеспечивает плавный спуск тележек и состоит из криволинейных направляющих, звездочек и их привода, работающего в тормозном режиме (см. рис. 7.8, б).