Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Мыскаменский детский сад»
Консультация для родителей
«Детская ложь»
.
Г.
Что же такое детская ложь? Причины возникновения лжи?
Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения нежелаемых последствий.
В большей или меньшей степени искажение действительности встречается у всех детей. При этом стоит различать ложь и фантазирование. Жизнь каждого ребёнка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т.е. к 7-8 годам. Ребёнок - дошкольник часто склонен изображать события не такими, каковы они на самом деле, а какими ему хотелось их видеть; он фантазирует, играя ими, отождествляя себя персонажами сказок. Однако чрезмерное пристрастие ребёнка к мысленному, а затем словесному проигрыванию воображаемых ситуаций может свидетельствовать о каком-либо неблагополучии в его эмоциональной жизни, недостатках воспитательной среды. В фантазиях ребёнок всегда находится в выигрышном положении, участвует в интересных событиях. Этим он как бы пытается компенсировать реальное положение вещей, в которых его роль незначительна, а эмоциональный мир беден. Такое фантазирование легко переходит в ложь с элементами хвастовства, когда ребёнок в ответ на недооценку его окружающими людьми, стремиться преувеличить свои достоинства.
Но если в 4-5 лет фантазии ребёнка невинны, то в 5-6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом лёгком - лжи.
Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого.
Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребёнка на ложь.
Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчетов взрослых. Например, ребёнка обвиняют в том, что он без разрешения съел все конфеты, оставленные на столе, а фантики были найдены у брата. Малыш отказывается говорить, что это не он подбросил фантики. Взрослым есть над, чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не всё благополучно в отношениях между братьями, но скорее всего это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях друг с другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов со стороны многих взрослых неоправданно широка, а следовательно, малоэффективна.
Другой причиной лживости ребёнка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребёнка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования.
Обычно, оправдывая своё неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребёнок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельство, нерадивость воспитателей, сверстников, учителей. А невротизированные родители, обделенные, по их мнению, жизнью, идут на поводу у такой лжи. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребёнка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят.
Что же является движущей силой, толкающей ребёнка на ложь? Страх!
Страх потерять любовь родителей, их расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге - замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали - для себя и для других.
Еще одной широко распространенной причиной детской лжи является, пример окружающих ребёнка взрослых.
Дети - дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые пользуются у них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребёнок часто становиться свидетелем лжи родителей, он начинает воспринимать её как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо».
И так, подведём итоги: каковы мотивы лжи?
1.Прихвастнуть, чтобы, быть интереснее как собеседник.
2.Стремление оградить свою личную жизнь от повышенного контроля родителей, чужого вмешательства (особенно в подростковом возрасте).
3.Стремление бросить вызов власти взрослым - родителям, педагогам. Доказать своё превосходство перед ними (когда взрослый не может уличить ребёнка, но догадывается).
4.Ложь - как необходимость не подвести товарища.
5.«Ложь во спасение».
6. Ложь - чтобы избежать наказание.
Каковы истоки лжи:
· чаще лгут дети из неблагополучных семей;
· социальная неприспособленность (низкий статус, неумение общаться, неумение завоевать авторитет). Здесь ложь как следствие.
· в семье где лгут родители (даже по мелкому поводу).
· из-за недостатка родительского внимания (чтобы привлечь его);
· часто дети лжецы имеют друзей-лгунов.
Когда дети лгут или крадут - не значит, что в будущем они обязательно станут преступниками. Но это не может не насторожить взрослых. Главное не поймать ребёнка на лжи, а разобраться в мотивах такого поведения. Опасность лжи заключается в том, что однажды успешно солгав, ребёнок приучается извлекать изо лжи выгоду, и таким образом, лживость становится привычной формой поведения.
Борьбу с детской ложью не следует вести путём строгих наказаний. Это приведёт к тому, что ребёнок научиться лгать более изощрённо.
Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы,
· проблемные ситуации, в ходе обсуждения которых можно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во - вторых безболезненно и тактично повлиять на неё.
Рекомендации родителям по данной проблеме:
-Постарайтесь выяснить, почему ребёнок лжет.
-Объясните детям вред лжи.
Чем старше ребёнок, тем искуснее он лжет. И тогда ложь может быть незамеченной.
-Чувство вины возникает, когда лжешь человеку, чьи взгляды разделяешь. Проще лгать излишне строгим, суровым родителям.
-Нет чувства вины, когда ребёнок считает, что все лгут. Чем чаще лгут, тем меньше чувство вины. Страх разоблачения - когда последствия будут очень неприятны. Лучше использовать требование доверием, но только если взрослый авторитет. Трудно солгать, если дорожишь доверием взрослых.