Своеобразие «Сцены в Волчьей долине» из оперы «Вольный стрелок» К. М. Вебера.




 

К.М. Вебер - немецкий композитор, романтик, основоположник немецкой романтической оперы. Три его лучшие оперы – «Волшебный стрелок», «Эврианта» и «Оберон» указали различные пути дальнейшего развития оперы в Германии.

«Волшебный стрелок» – самое популярная опера Вебера. Ее премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года под руководством автора, стала событием исторического значения: Она положила конец длительному господству итальянской оперной музыки на сценах немецких театров. Вскоре после нее опера обошла театры всего мира.

Сюжет для своей оперы композитор нашел в новелле немецкого писателя Августа Апеля из «Книги о привидениях». Либретто сочинил дрезденский актер и писатель И. Кинд, пользуясь указаниями композитора. Действие разворачивается в чешской деревне в XVII веке.

По жанру «Волшебный стрелок» – народно-сказочная опера с чертами зингшпиля. Ее драматургия строится на переплетении трех линий, каждая из которых связана со своим кругом музыкально-выразительных средств:

• народно–жанровая, характеризующая образы охотничьего быта и лесной природы;

• лирико-психологическая, раскрывающая образы главных героев – Макса и Агаты.

• фантастическая;

Фантастическая линия оперы – самая новаторская. Она оказала огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера. Ее кульминация – в финале II действия, в сцене в «Волчьей долине».

Сцена в Волчьем ущелье имеет сквозное (свободное) строение, она состоит из ряда самостоятельных по материалу эпизодов.

В 1-м, вступительном (115), царит таинственная, зловещая атмосфера, звучит хор невидимых духов. Его жуткий, адский характер создается лаконичными средствами: чередованием двух звуков – «fis» и «a» в однообразном ритме, и гармонизованных t и VII в тональности fis-moll.

2-й раздел(117) – возбужденный диалог Каспара и Самьеля. Самьель – лицо не поющее, он только говорит, причем исключительно в своем царстве – Волчьем ущелье, хотя на протяжении оперы довольно часто появляется на сцене. Его всегда сопровождает короткий и очень яркий лейтмотив – зловещее красочное пятно (аккорд и несколько отрывистых угасающих звуков в глухом звучании низких тембров. Это кларнеты в низком регистре, фаготы и литавры); ПРИМЕР 1 - лейтмотив Самьеля

 

 

3-й эпизод (allegro)(121) посвящен характеристике Каспара, с беспокойным нетерпением ожидающего Макса; Здесь используется оборот, взятый из песни Каспара.

Музыка 4-го раздела(122) характеризует появление Макса, его страх и душевную борьбу; Этот раздел характеризуется сдвигом в т-ть Es-dur, связанную в опере с образом Макса. ПРИМЕР 2

5-й, заключительный раздел(132) – эпизод отливки пуль – кульминация всего финала. Она решена почти исключительно оркестровыми средствами. Каждая живописная сценическая деталь (появление жутких призраков, гроза, «дикая охота», пламя, исторгающееся из земли) получает свою оригинальную музыкальную характеристику с помощью тембровых и гармонических красок. Так, например, отливка каждой из 7 волшебных пуль сопровождается появлением новых «ужасов». При литье первой пули шипят раскаленные угли, все освещается зеленым светом и блеском глаз совы. При второй – пробегают черные вепри, начинается буря, вспышки молнии и треск ломающихся деревьев, слышны лай собак и лошадиный топот, в воздухе мчится огненная колесница, начинается дикая охота ПРИМЕР 3. (135)При литье 6-ой пули звучит тема адских сил, впервые прозвучавшая в увертюре в качестве главной партии. ПРИМЕР 4 (136) Во время литья 7 пули буря разражается с новой силой, из земли блещет пламя и появляется Самьель. Макс в ужасе падает. Часы бьют час ночи. Господствуют диссонансы, особенно уменьшенные септаккорды, тритоновые сочетания, хроматизмы, необычные тональные сопоставления. Тональный план эпизода строится по уменьшенному септаккорду: Fis – a – C – Es.

Т.о. Своеобразие этой сцены и ее фантастический колорит были новыми и необычными для того времени. Здесь сконцентрированы демонические элементы оперы. Для их изображения Вебер находит красочные выразительные приемы:

1. Необычен тональный план – тритоновое соотношение т-тей, крайние эпизоды (хор духов и последнее появление Самьеля) – звучат в fis moll, а в средних разделах – преобладает c-moll.

2. Таинственный мрачный колорит придает краска ум. септ-да

3. Большую выразительную роль играет оркестр, в частности, тремолирующий фон тембров низких регистров струнных и особенно духовых: staccato валторн, выдержанные низкие звуки кларнетов, непривычные тембровые сочетания.

Своим новаторским характером сцена вызвала шумные восторги публики и многочисленные подражания. Современников поражало оркестровое мастерство Вебера в воплощении столь излюбленных романтиками фантастических картин. В тоже время наивность в живописной обрисовке ее ужасов в свое время вызвала улыбку Бетховена и Листа, который иронично говорил, что половиной успеха опера обязана сове.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: