Влияние первых печатных СМИ в Европе и России на общественное мнение




 

Следует отметить, что печатные средства массовой информации были призваны ликвидировать главный недостаток рукописных газет, а именно создание широкого охвата населения с целью распространения информации и формирования общественного мнения. Но, тем не менее, издания были ориентированы не на среднестатистического жителя страны, которые в большинстве своем были неграмотными. Как «Реляцион» так и «Ведомости» были ориентированы на знать, купцов и зажиточные слои населения, используя современную терминологию – средний класс.

Хотя издания были в большинстве своем в свободном доступе, но доступны они были далеко не всем. На доступность влияли несколько аспектов – тираж и ценовая политика. Несмотря на это влияние, на общественное мнение было огромным, так как печатные издания ликвидировали информационный вакуум. Газеты давали возможность на уровне государственной политики формировать образ «врага» и этот образ воспринимался обывателями как данность.

Существовали и трудности, первые печатные СМИ не могли охватить даже половины населения стран. На это, прежде всего, влияла ценовая политика. Например «Ведомости» стоили немало – от одной до четырех денег (две деньги приравнивались к копейке). Эта сумма для того времени была настолько существенной, что покупать «Ведомости», особенно поначалу, могли только обеспеченные граждане. Это неудивительно, так как именно эта категория граждан являлась целевой. Петр во время своего правления всячески способствовал поднятию статуса и престижа дворян в то же время безжалостно эксплуатируя крепостное крестьянство. Но еще проблема лежала в плоскости образования. Основная масса граждан попросту не умела читать. По всей видимости, именно поэтому первая русская газета так и не состоялась как полноценное коммерческое издание – основным источником финансирования газеты был государственный бюджет. Через год после начала издания тираж «Ведомостей» достиг нескольких тысяч экземпляров. Наибольшими тиражами отмечались крупные успехи России в экономике и военном строительстве.[26]

Тираж газеты испытывал большие колебания — от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Данные, например, за 1708 г. показывают, что отдельные номера Ведомостей печатались в количестве 150, 200, 400, 700 и даже 1000 экземпляров, а в 1724 г. тираж снизился до 30 экземпляров. Известие о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе. Сходная ситуация была присуща и европейским изданиям, но так как субсидии государства не практиковались для издателей, то реализация газеты была условием существования издателя. В Европе практиковалась более гибкая ценовая политика, но наличие спроса позволяло удерживать экономическую рентабельность изданий.[27]

 

Содержание первых печатных СМИ и их задачи.

 

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

«Ведомости» освещали главные события жизни России военного и экономического характера. Например, газета сообщала об осаде Нотебурга, Нарвской, Полтавской битвах и других событиях.

Содержание «Ведомостей» полностью соответствовало тем задачам, которые ставились перед этой газетой русским государством. Вместе с тем, в «Ведомостях» не было того субъективизма, который стал пышно расцветать в журналистике в последующие периоды. Недаром историческая наука о том времени использует публикации «Ведомостей» как один из важнейших первоисточников.

Материалом для военных новостей служили рапорты генералов Петру I, а зарубежные новости составлялись из донесений российских послов. Другим источником зарубежной информации служили европейские газеты, такие как «Hamburger Relation Courier» и «Nordischer Mercurius».[28] Таким образом, «Ведомости», как и «Вестовые письма», были тесно связаны с европейской периодической печатью. Что в свою очередь можно характеризовать как предпосылки к формированию общего информационного пространства в Европе.

Например, в одном из номеров «Ведомостей», под личной редакцией Петра освещался процесс изготовления пушек, с точным указанием количества пушек. С одной стороны это можно рассматривать как раскрытие государственной и военной тайны, но с другой вселяло уверенность в людей, что страна делает все возможное для победы в Северной войне, а потому становилось катализатором общественного мнения. Кампания по переплавке церковных колоколов на артиллерийские орудия, могла вызвать широкое негодование у православного народа, поэтому именно «Ведомости» с материалом о необходимости таких шагов, с разъяснениями контекста этих мероприятий проявилось как сдерживающий фактор.

Содержание «Реляцион» несколько отличалось, как уже упоминалось, эти издания формировались на социально-экономической и культурной платформе. Поэтому, если в «Ведомостях» зачастую повествовалось о успехах в поисках новых месторождений металлов и количестве отлитых пушек для Северной войны, то европейские издания описывали особенности дипломатических миссий, так как это могло повлиять на экономические взаимоотношения между странами, о безопасных и опасных маршрутах, которыми пользуются купцы. Как уже говорилось выше, довольно важной информацией для купечества Европы Нового времени, было товарный оборот, а учитывая колониальные завоевания европейскими странами, то и наличие новых товаров. Также время от времени появлялись сводки о ценовой политике.[29]

На заре книгопечатания, книги стоили довольно дорого, но газета также была ориентирована на зажиточную прослойку населения, поэтому при печати книги в каком-либо городе или даже стране, газеты тут же подхватывали это известие. В своем роде, это было прообразом рекламы.

Европейские издание не только служили прообразом русской газеты, но и являлись источником систематической информации, после цензурного контроля наиболее яркие известия из европейских газет перекочевывали в «Ведомости», этим еще раз подчеркивается взаимосвязь между изданиями, а также осознание создания единого информационного пространства.[30]

Европейская культура может быть охарактеризована как открытая, колониальные завоевания и открытие новых земель, постоянные изменения на карте мира и политической карте Европы, также оказывали влияние на содержание печатной прессы. Культурное многообразие, с которым знакомились путешественники, новые виды товаров, материалов, ценностей, представителей флоры и фауны занимали видное место в периодической печати. Этот фактор влиял на культурный рост европейского общества, но самым заметным влиянием эти известия оказывали на научный мир. Поэтому в последствии начали появляться научные журналы, которые уже обсуждали ту новую информацию, которую им преподнесла пресса. Своего рода это был толчок к дальнейшему развитию печатных средств массовой информации, расширение ассортимента и видов печатных изданий.

Таким образом, содержание рассматриваемых изданий отвечало требованиям времени и функциональному назначению. Важно то, что российское издание, используя материалы европейских, не только приобщало к культурному пространству Европы, но и создавало взаимосвязь между информационными каналами. Такая глобализация информационного поля впоследствии благотворно повлияла на создание информационной сети.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: