4.1 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСЧЕТА И ВЫБОР ПОСАДОК
По ГОСТ 8338 – 83 (СТ СЭВ 3795 – 82) Подшипники шариковые радиальные однорядные или по справочнику [ ], глава 12 «Технические характеристики подшипников качения» стр.424 – 532 по номеру подшипника, указанному в задании, устанавливаются параметры подшипника качения (рис.4.1):
d – номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца, мм;
D – номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца, мм;
B – номинальная ширина подшипника, мм;
r – номинальная координата монтажной фаски, мм.
Из чертежа определяют установочные размеры сопрягаемых с подшипником деталей (мм) – диаметр заплечика вала; диаметр заплечика отверстия, т.е. корпусной детали.
Рисунок 4.1 Основные параметры шариковых радиальных однорядных подшипников | При циркуляционном нагружении колец подшипника выбор посадки на валы и в отверстия корпуса проводится по PR (кН / м) – интенсивности нагрузки на посадочной поверхности. PR = R / b × kп × F × FA, где R – расчетная радиальная нагрузка на опору, кН; b = В – 2r – рабочая ширина посадочного места (ширина внутреннего кольца при посадке подшипника на вал или наружного кольца при посадке в отверстие корпуса), м; kп - динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (при перегрузке до 150%, умеренных толчках и вибрации kп = 1; при перегрузке до 300%, сильных ударах и вибрации kп = 1,8); |
FA – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опору. Для радиальных и радиально – упорных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом FA = 1.
|
Таблица 4.1 Значения коэффициента F
Для вала | Для корпуса | ||||
свыше | до | Для всех подшипников | |||
- 0,4 0,7 0,8 | 0,4 0,7 0,8 - | 1,2 1,5 | 1,4 1,7 2,3 | 1,6 | 1,1 1,4 1,8 |
Примечание. d и D – соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; dотв – диаметр отверстия полого вала; Dкорп – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса. |
Допускаемые значения PR для различных посадок приведены в табл. 4.2. По величине PR выбирается посадка для циркуляционно нагруженного кольца подшипника.
Таблица 4.2 Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочных поверхностях валов и корпусов
Диаметр d отверстия внутреннего кольца подшипника, мм | Допускаемые значения PR, кН / м | ||||||
Поля допусков для валов | |||||||
js6, js5 | k6, k5 | m6, m5 | n6, n5 | ||||
Св. 18 до 80 » 80 » 180 » 180 » 360 » 360 » 630 | До 300 » 600 » 700 » 900 | 300 – 1400 600 – 2000 700 – 3000 900 – 3500 | 1400 – 1600 2000 – 2500 3000 – 3500 3500 – 5400 | 1600 – 3000 2500 – 4000 3500 – 6000 5400 – 8000 | |||
Диаметр D наружного кольца, мм | Поля допусков для корпусов | ||||||
K7, K6 | M7, M6 | N7, N6 | P7 | ||||
Св. 50 » 180 » 180 » 360 » 360 » 630 » 630 » 1600 | До 800 » 1000 » 1200 » 1600 | 800 – 1000 1000 – 1500 1200 – 2000 1600 – 2500 | 1000 – 1300 1500 – 2000 2000 – 2600 2500 – 3500 | 1300 – 2500 2000 – 3300 2600 – 4000 3500 – 5500 | |||
В общем случае выбор посадок подшипников на вал и в отверстие корпуса производят в зависимости от того, вращается или не вращается данное кольцо относительно действующей на него радиальной нагрузки или от вида нагружения, величины, направления и динамики действующих нагрузок.
|
Посадку вращающихся колец подшипников для исключения их проворачивания по посадочной поверхности вала или отверстия корпусов в процессе работы под нагрузкой необходимо выполнять с гарантированным натягом. Допускается в технически обоснованных случаях наличие зазоров в соединении.
Посадку одного из невращающихся колец подшипниковых узлов двухопорного вала необходимо проводить с гарантированным зазором для обеспечения регулировки осевого натяга или зазора подшипников, а также для компенсации температурных расширений валов и корпусов.
Кольца, которые подвергаются местному нагружению, должны устанавливаться с гарантированным зазором или по переходной посадке при минимальном натяге. Это необходимо для того, чтобы кольцо, подвергаемое местному нагружению, могло в процессе работы иногда проворачиваться, чтобы нагрузка не приходилась постоянно на одно место, так как это может привести к быстрому местному износу. При повороте колец в процессе эксплуатации износ подшипника будет происходить равномерно.
Виды нагружения колец подшипников качения при радиальных нагрузках в зависимости от условий работы приведены в табл. 4.3.
Таблица 4.3 Виды нагружения колец подшипников качения при радиальных нагрузках в зависимости от условий работы (по ГОСТ 3325 – 85)
Условия работы | Виды нагружения | ||
Характеристика нагрузок | Вращающееся кольцо | внутреннего кольца | наружного кольца |
Постоянная по направлению | Внутреннее | Циркуляционное | Местное |
Наружное | Местное | Циркуляционное | |
Постоянная по направлению и вращающаяся, меньшая постоянной по значению | Внутреннее | Циркуляционное | Колебательное |
Наружное | Колебательное | Циркуляционное | |
Постоянная по направлению и вращающаяся, большая постоянной по значению | Внутреннее | Местное | Циркуляционное |
Наружное | Циркуляционное | Местное | |
Постоянная по направлению | Внутреннее и наружное кольцо в одном или противоположном направлении | Циркуляционное | Циркуляционное |
Вращающаяся с внутренним кольцом | Местное | Циркуляционное | |
Вращающаяся с наружным кольцом | Циркуляционное | Местное |
Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения выбирают в соответствии с табл. 4.4.
|
Рекомендуемое сочетание полей допусков для местно нагруженных колец подшипника качения приведено на рис. 4.2.
Рисунок 4.2 Схема выбора полей допусков для местно нагруженных колец
Таблица 4.4 Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения (по ГОСТ 3325 - 85)
Виды нагружения колец | Посадки колец | ||||||||||||||
внутреннего вала | наружного корпуса | ||||||||||||||
Местное | |||||||||||||||
Циркуля-ционное | |||||||||||||||
Колеба- тельное | |||||||||||||||
Рисунок 4.3 Схема расположения полей допусков при посадках подшипников на валы и в отверстия корпусов
Таблица 4.5 Допуски для среднего диаметра отверстия по классам точности шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально – упорных подшипников (по ГОСТ 3325 – 85)
Интервалы номинальных диаметров d, мм | Допуски диаметра отверстия подшипника Ldm, мм | ||||
Классы точности | |||||
От 0,6 до 3 св. 3 до 6 св. 6 до 10 св. 10 до 18 св. 18 до 30 св. 30 до 50 св. 50 до 80 св. 80 до 120 св. 120 до 180 св. 180 до 250 | 6,5 |
Таблица 4.6 Допуски для среднего наружного диаметра по классам точности шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально – упорных подшипников (по ГОСТ 3325 – 85)
Интервалы номинальных диаметров D,мм | Допуски наружного диаметра подшипника lDm, мм | ||||
Классы точности | |||||
От 2,5 до 6 св. 3 до 6 св. 6 до 10 св. 10 до 18 св. 18 до 30 св. 30 до 50 св. 50 до 80 св. 80 до 120 св. 120 до 150 св.150 до 180 св. 180 до 250 св. 250 до 315 | 6,5 |
Рисунок 4.4 - Схема расположения полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников по классам точности
Рисунок 4.5 - Схема общих обозначений полей допусков на средние наружный диаметр и диаметр отверстия подшипников
По таблицам 4.5 и 4.6 устанавливаются допускаемые отклонения по внутреннему и наружному диаметрам подшипника
В соответствии с выбранными посадками подшипника на вал и в корпус, по таблицам стандарта на допуски и посадки гладких соединений СТ СЭВ 144 – 75 или СТ СЭВ 145 – 75, устанавливаются предельные отклонения на размер вала по системе отверстия и на размер отверстия в корпус по системе вала.
По установленным отклонениям вычерчиваются раздельные схемы расположения полей допусков на соединение внутреннего кольца подшипника с валом и на соединение наружного кольца с корпусом. На схемах проставляются полученные расчетом наименьшее и наибольшее значение натягов и зазоров.
Посадку, назначенную для циркуляционно нагруженного кольца, следует проверить на наличие посадочного зазора Gr, мкм (рис. 4.6).
при посадке подшипника на вал
Gr = Grem - Dd1,
при посадке подшипника в корпус
Gr = Grem - DD1,
где Gr – посадочный радиальный зазор;
Grem = 0,5 (Gremax + Gremin) – средний начальный радиальный зазор, т.е. среднее значение радиального зазора ненагруженного подшипника. Наибольшее и наименьшее значение радиального зазора ненагруженного подшипника (Gremax и Gremin) устанавливается по таблице 4.7;
Рисунок 4.6 – Радиальный зазор ненагруженного подшипника | Dd1, DD1 – диаметральная деформация дорожки качения циркуляционно нагруженного кольца соответственно внутреннего или наружного после посадки его на вал или в корпус, мкм. Расчетом определяется величина диаметральной деформации беговой дорожки циркуляционно нагруженного кольца после посадки его на вал или в корпус с натягом. При посадке внутреннего кольца на вал Dd1 = Nа × d / dо , мкм. При посадке наружного кольца в корпус DD1 = Nа × Dо / D, мкм, где Nа » 0,85 Nmax – действительный натяг, определенный по наибольшему |
натягу Nmax, образовавшемуся при посадке циркуляционно нагруженного кольца подшипника на вал или в отверстие корпуса, мкм.
Расчетом определяется значение приведенного диаметра беговой дорожки циркуляционно нагруженного кольца подшипника
для внутреннего кольца
dо = d + (D – d) / 4, мм;
для наружного кольца
Dо = D – (D – d) / 4, мм.
Если в результате расчетов посадочный зазор отсутствует и в сопряжении образуется натяг, то подшипник нормальной группы зазора необходимо заменить на подшипник 7-ой или 8-ой группы с увеличенным начальным зазором Grem, мкм.
Рисунок 4.7 | При образовании в подшипнике большого посадочного зазора Gr > 70мкм, следует выбирать подшипник из 6-ой группы зазоров, у которого Gremax и Gremin будут меньшими, и следовательно будет меньшим начальный зазор Grem. Оптимальным посадочным зазором Gr в подшипнике считается зазор по величине близкий к нулю, но не равный ему. |
Таблица 4.7 – Радиальные зазоры в радиальных однорядных шариковых подшипниках
4.2 ПРИМЕР РАСЧЕТА И ВЫБОРА ПОСАДОК ДЛЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА
Рассчитать и выбрать посадку для внутреннего и наружного колец радиального, однорядного подшипника № 211, класс точности 0. Результирующая радиальных нагрузок постоянная по направлению R = 11000 Н. Вращается вал. Вал полый . Нагрузка умеренная с малой вибрацией.
РЕШЕНИЕ
Определение технической характеристики шарикоподшипника № 211
d = 55 мм; Д = 100 мм; В = 21 мм
Определение интенсивности нагрузки на посадочной поверхности вала
РR = ∙kп ∙F ∙FA,
kп = 1, т.к. ; ; F = 1,4; FA = 1.
РR = 1∙1,4∙1 = 733 .
Определение посадки подшипника.
Посадка внутреннего кольца на вал (циркуляционное нагружение) РR = 733 соответствует посадке – k6.
Посадка наружного кольца в отверстие корпуса (местное нагружение) соответствует посадке – Н8.
Определение отклонений посадочных поверхностей вала и отверстия корпуса.
Отклонение вала Æ 55 k6 для посадки внутреннего кольца в системе основного отверстия es = + 21 мкм; ei = + 2 мкм.
Отклонение отверстия корпуса для посадки наружного кольца по системе основного вала Æ 100 Н8; EI = 0; ES = 54 мкм.
Определение отклонений присоединительных размеров подшипника.
Отклонение внутреннего диаметра Æ 55 мм; ESLdm = 0; EILdm = - 15 мкм.
Отклонение наружного диаметра Æ 100 мм; eslDm = 0; eilDm = - 15 мкм.
Схема полей допусков посадок подшипника.
Посадка на вал
Наименьший натяг Nmin = 2 мкм; наибольший натяг Nmax = 36 мкм.
Посадка в отверстие корпуса
Наименьший зазор Smin = 0; наибольший зазор Smax = 69 мкм.
Определение величины начального зазора в подшипнике (по основному ряду) Smin = 8 мкм; Smax = 28 мкм.
Grem = 0,5 (Gremax + Gremin) = 0,5 (28 + 8) = 18 мкм.
Определение приведенного диаметра внутреннего кольца
d0 = d + = 55 + = 66,25 мм.
Определение величины деформации внутреннего кольца подшипника
∆d1 = Na∙ = 25,4 мкм.
Определение величины посадочного зазора
Gr = Grem - ∆d1 = 18 – 25,4 = - 7,4 мкм.
При посадке подшипника на вал образовался натяг, поэтому необходимо подшипник выбирать по 7-му дополнительному ряду, у которого Smin = 23 мкм; Smax = 43 мкм.
Grem = 0,5 (Gremax + Gremin) = 0,5 (43 + 23) = 33 мкм.
В этом случае посадочный зазор будет равен:
Gr = Grem - ∆d1 = 33 – 25,4 = 7,6 мкм.
Следовательно, посадка на вал k6 для подшипника № 211 с начальным зазором по 7-му дополнительному ряду выбрана правильно, т.к. оптимальным посадочным зазором Gr в подшипнике считается зазор по величине близкий к нулю, но не равный ему.