БИЛЕТ 4
Творчество Франсиско Гойии его значение для истории искусства
Гойя начал свою творческую карьеру с выполнения для королевской мануфактуры более шестидесяти панно (картонов для шпалер) в 1776-80 и 1786-91 годах. Панно были насыщенными по цвету с непринуждёнными композициями сцен повседневной жизни, труда и праздничных народных развлечений. Они были очень естественными и непосредственными, проникнуты любовью к жизни, в отличие от парадной торжественности и рассудочности, царившей в испанской живописи того времени.
В 1780 году Франсиско Гойю избрали в мадридскую Академию Художеств. С 1785 года он стал её вице-директором, а с 1795 года – директором её живописного отделения.
С начала 1780-х годов художник получил известность как портретист.
В 1786 году стал придворным живописцем. Однако, политическая ситуация в Испании резко изменилась, что нашло негативный отклик в работах Гойи. Жизнеутверждающее начало в его творчестве сменилось глубокой неудовлетворённостью с чертами трагизма. Под влиянием известных испанских просветителей – Ховельяноса, Кинтаны – неприязнь художника к феодально-клерикальной Испании ещё более обострилась.
Выдающегося расцвета достигло портретное искусство Гойи в 1790-х – начале 1800-х годов. В его работах было сильно чувство тревожного одиночества человека, мужества, противостояния и вызова окружающему миру. В групповом портрете королевской семьи «Семья Карла IV» художник обличает, показывает надменную торжественность и уродство персонажей.
Франсиско Гойю привлекло искусство графики с её стремительностью, светотеневым эффектами. Он выполнил большую серию офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника). В ней он раскрыл уродство моральных и политических духовных основ испанского «старого порядка», используя гротескно-трагичную форму с фольклорными мотивами. Художественный язык оказался довольно смел для того времени: беспокойное наложение пятен и штрихов, выразительность линий, обращение к аллегории, художественному преувеличению, иносказанию.
|
Другой важной работой явилась серия офортов «Бедствия войны» (82 листа), явившейся своеобразным осмыслением с философской и исторической точки зрения судьбы народа в царящую трагичную для Испании эпоху.
Те же настроения можно заметить и в больших живописных работах художника: «Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.». Изображения эти глубоко историчны, пронизаны страстным протестом и народной энергией.
В начале 1790-х годов художника постигла тяжёлая болезнь, после которой он потерял слух. В это время он расписывал маслом стены дома «КинтадельСордо» (то есть «Дом Глухого»). Характерные для Гойи смелые и остродинамичные изображения, устрашающие символичные образы, идеи противостояния прошлого и будущего нашли свой отклик в росписи стен.
Однако даже в самых мрачных образах, создаваемых Гойей, чувствуется ощущение вечного движения, которое для него являлось мощным проявлением жизни.
БИЛЕТ 5
Романтизм в изобразительном искусстве: сюжеты, жанры, стилистика
Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века.
|
Представители: Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Уильям Тёрнер, Каспар Давид Фридрих.
В противоположность классицизму, возвеличившему ясную силу разума, романтики воспевали страстные, бурные чувства, захватывающие человека целиком. Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи.
Расцвет портретного жанра был связан с интересом романтиков к яркой человеческой индивидуальности, красоте и богатству ее духовного мира. Жизнь человеческого духа преобладает в романтическом портрете над интересом к физической красоте, к чувственной пластике образа.
В романтическом портрете (Делакруа, Жерико, Рунге, Гойя) всегда выявляется неповторимость каждого человека, передается динамика, напряжённое биение внутренней жизни, мятежная страстность.
Интересует романтиков и трагедия сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди (Жерико «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»).
Пейзаж мыслится романтиками как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, постоянной изменчивости. Характерные для классицизма упорядоченные и облагороженные ландшафты сменились образами стихийной, непокорной, могучей, вечно меняющейся природы, соответствовавшие смятению чувств романтических героев. Романтики особенно любили писать бури, грозы, извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер).
|
Свойственная романтизму поэтизации ночи – странного, ирреального мира, живущего по своим законам – привела к расцвету «ночного жанра», который становится излюбленным в романтической живописи, особенно у немецких художников.
Одной из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм, стала Германия.
Заметное влияние на развитие жанра романтического пейзажа оказало творчество Каспара Давида Фридриха (1774–1840). В его художественном наследии преобладают пейзажи с изображением горных вершин, леса, моря, морского побережья, а также руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Крест в горах», «Собор», «Аббатство среди дубовых деревьев»). В них обычно присутствует ощущение неизменной грусти от сознания трагической затерянности человека в мире.
Иван Константинович Айвазовский (1917-1900) воплощал романтические идеалы упоения борьбой и мощью природных сил, стойкостью человеческого духа и умением сражаться до конца. Большое место в его творчестве занимают ночные морские пейзажи, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью, и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов.
БИЛЕТ 6