Архитектурный романтизм – направление в зодчестве XIX века, характеризующееся эклектизмом, то есть смешением, соединением разнородных стилей. Романтизм обращался и к древнегреческой и римской культуре, и к средневековой готике, и к тогда еще мало изученной архитектуре Востока. Его главными чертами стали свобода и отрицание строгих правил, стремление к свету, асимметрия. Романтизм перенял восточную сложность силуэтов и линий, повышенное внимание к человеку и природе, творческую независимость.
⠀⠀Развитие романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и методов. Благодаря удешевившейся выплавке стали и чугуна стало возможным возводить огромные, но при этом воздушные, изящные, мосты, башни, дворцы, выставочные павильоны и оранжереи. Эти постройки – лицо архитектурного романтизма XIX века. Ярчайший пример – Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона, построенный из чугуна и стекла к Всемирной выставке 1851 года в Лондоне.
Более всего романтизм проявил себя в создании садово-парковых ансамблей. Стирались границы между естественным и искусственным, проектировались беседки, пруды, гроты, фонтаны. На смену помпезным регулярным французским паркам, подобным садам Версаля, приходили пейзажные, или английские, обращавшиеся к дикой природе, к свободным композициям китайских и японских садов. В начале XIX века начали появляться первые пейзажные парки в Санкт-Петербурге, красотой которых мы можем любоваться и сегодня. Например, созданный в 1824 году Новый английский сад на Елагином острове. Русские дворяне того времени также разбивали парки в родовых усадьбах в романтическом стиле.
|
⠀⠀Присущий эпохе романтизма рост национального самосознания отразился и в стилевых находках архитектуры. Русские архитекторы обращались к истокам, к древнерусским и народным мотивам. Так появился новый русский стиль, который Е. И. Кириченко рассматривает как «национально-романтическую ветвь» в архитектуре. Первооткрывателями этого стиля стали Алексей Горностаев, автор усыпальницы князя Пожарского в Суздале, и Николай Никитин, построивший Погодинскую избу в Москве.
Пэкстон создал два фонтана – Морской Конёк и Император. Последний – высотой 27 метров - по данным журнала «Вокруг света» и сегодня входит в десятку лучших фонтанов мира. Для сравнения: в России самый высокий фонтан - «Звезда Мордовии» в Саранске - достигает 65 метров. Также Пэкстон построил две оранжереи – Великую Оранжерею, пережившую Первую Мировую, но не пережившую её экономических последствий, и Дом Лилии, построенный для демонстрации одного единственного цветка – редкой гигантской водяной лилии Виктории амазонской. Талантливый самоучка придумал и начал использовать модульные металлические конструкции, благодаря чему здания легко было собирать и разбирать, в частности, конструкцию типа «рёбра и стрелы».
⠀⠀Джозеф Пэкстон произвёл настоящую революцию в архитектуре, да и в сознании людей. Он возвёл первое в мире огромное металлокаркасное здание со стеклянным заполнением, без использования перегородок. Это был Хрустальный дворец символичной длины 1851 фут (примерно 563 метра) и высотой до 33 метров - главный павильон первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году. Он был спроектирован всего за 13 дней, построен за 4 месяца. Интеллигенция недоумевала, как такой важный проект к Всемирной выставке могли доверить «садовнику-недоучке» без специального инженерного образования. Несмотря на общественное мнение, Пэкстон создал то, чем восхищались, что доставляло удовольствие людям. К сожалению, в 1936 году дворец сгорел.
|
⠀⠀Ещё одной значимой вехой в творчества Джозефа стало создание первого свободного для посещения Парка Беркенхед в Ливерпуле. На заболоченной местности Пэкстон создал интереснейшую систему тропинок, озёр с островами, каменистых садов. Также Джозеф разработал проект «Великий викторианский путь», в котором идеи конструирования оранжерей применялись к градостроительству. По предложению Пэкстона Лондон надо было окружить стеклянной аркадой для сети сообщения в столице. Но этот проект не был осуществлён, как и большая часть других задумок Джозефа. В 1865 году великий революционер и романтик скончался, оставив потомкам пример смелости, целеустремлённости, успеха и, конечно, вдохнув новую жизнь в ландшафтный дизайн.
БИЛЕТ 10
Товарищество передвижников в истории русского искусства. Темы. Имена. Произведения. «Критический реализм» и актуализация бытового жанра в русской живописи второй половины XIX в.
В области изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры - вся вторая половина XIX века прошла под знаком борьбы с господствующим в первой половине академизмом. Наибольший вклад в эту борьбу внесли так называемые «передвижники». Так назывались художники, которые в 1870 г. образовали в Петербурге по инициативе И. Крамского и Г. Мясоедова «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Лучшие произведения передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения. В творчестве передвижников реализм в русском изобразительном искусстве достиг своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство передвижников служило действенным средством демократического, нравственного и эстетического воспитания многих поколений. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Основываясь на материалистической эстетике В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма Крупнейшими представителями товарищества передвижников /помимо инициаторов - Крамского и Мясоедова/ были И. Репин, В. Суриков, А Саврасов, И. Шишкин, В. Васнецов, В. Перов, В. Поленов, И. Левитан и др.
|
Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Он выступал как форма ответной реакции на идеализацию, которая характерна для романтизма и классических принципов академизма. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Данное направление отражало в мире искусства острые социальные проблемы, давало оценку различным явлениям в жизни общества того времени.
БИЛЕТ 11
Жанры русского искусства середины — второй половины XIX в. Историческая картина. Портрет. Пейзаж
Понятием искусства второй половины XIX века традиционно охватывается период с начала 1860-х годов до начала 1890-х – время господства так называемого критического, или демократического, реализма.
У передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Социальная направленность и высокая гражданственность идеи выделяют его в европейской жанровой живописи XIX века.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.
Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. В гуманистическом искусстве Передвижники нашли решительное осуждение российские самодержавные порядки, с горячим сочувствием было показано освободительное движение русского народа.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.
Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».
ПОРТРЕТ
Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».
ПЕЙЗАЖ
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Его творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре. Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге,— эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. Работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,— писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский.— Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Илья Ефимович Репин (1844—1930)
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова
Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот то, что вдохновляло художника.
ПОРТРЕТ
Валентин Александрович Серов (1865—1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.