Определим энерговооруженность судна по дедвейту:
л.с./т
где N – мощность главных судовых двигателей, л.с.
Этот показатель показывает мощность в лошадиных силах, приходящихся на 1 т. грузоподъемности.
Определим энерговооруженность судна по грузовместимости:
л.с./м3
Этот показатель показывает мощность в лошадиных силах, приходящихся на 1 м3 вместимости.
Рассчитаем удельная мощность:
л.с./(т уз)
где ν – техническая скорость судна, уз.
Этот показатель показывает, сколько мощности затрачивается на один тоннаже-узел. Чем меньше числовое значение Nуд, тем экономичнее судно.
Определим транспортную мощность судна:
Nгр= Ргр ν, т уз
Nгр=1800 12=21600 т уз
Этот показатель определяет потенциальную работу судна в единицу времени.
Обратная величина удельной мощности, называется технической производительностью и определяется по формуле:
т уз/л.с.
т уз/л.с.
На основе произведенных расчетов составим таблицу эксплуатационно-технических характеристик и конструктивных особенностей морских судов.
Таблица 1.1 – Эксплуатационно-технические характеристики
Описание величины | Формула | СГ «Прибой» |
Отношение массы корпуса к произведению главных размерений судна | ![]() | 0,19 |
Отношение дедвейта судна к его кубическому модулю | ![]() | 0,4 |
Отношение массы корпуса судна к водоизмещению | ![]() | 0,37 |
Коэффициент утилизации водоизмещения по дедвейту | ![]() | 0,63 |
Коэффициент утилизации водоизмещения по чистой грузоподъемности | ![]() | 0,58 |
Коэффициент утилизации объемного водоизмещения судна по грузовместимости | ![]() | 0,85 |
Отношение грузоподъемности к кубическому модулю судна | ![]() | 0,53 |
Отношение дедвейта судна к вместимости | ![]() | 0,75 |
Коэффициент утилизации судна по длине | ![]() | 0,54 |
Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов | ![]() | 0,83 |
Коэффициент раскрытия палуб | ![]() | 0,43 |
Удельная вместимость | ![]() | 1,43 |
Коэффициент среднего числа одновременно обрабатываемых люков | ![]() | 1,67 |
Таблица 1.2 – Конструктивные особенности
Описание величины | Формула | СГ «Прибой» |
Энерговооруженность судна по дедвейту | ![]() | 0,72 |
Энерговооруженность судна по грузовместимости | ![]() | 0,54 |
Удельная мощность | ![]() | 0,06 |
Транспортная мощность судна | Nгр= Ргр ν, т уз | |
Техническая производительность | ![]() | 16,63 |
Вывод: на основе произведенных расчетов мы определили эксплуатационно-технические характеристики и конструктивные особенности морского судна СГ «Прибой». Все полученные результаты представлены в таблице 1.1 – Эксплуатационно-технические характеристики и таблице 1.2 – Конструктивные особенности.
Таблица 2 – Исходные данные
Показатели | Усл. обознач | Ед. изм. | Вариант №10 | |
1. Тип судна | СГ «Прибой» | |||
2. Рейс | Ванино-Холмск-Находка-Холмск-Ванино | |||
3. Расстояние от А до Б | L1 | миля | ||
4. Расстояние от Б до В | L2 | |||
5. Расстояние от В до Г | L3 | |||
6. Расстояние от Г до А | L4 | |||
7. Средняя эксплуатационная скорость судна в рейсе | Vэ | миля / сутки | ||
8. Погрузка в порту А: | – мясо; | Qп1 | тонны | |
– соль в мешках. | Qп2 | |||
9. Выгрузка в порту Б: | – мясо; | Qв1 | ||
– соль в мешках. | Qв2 | |||
10. Погрузка в порту Б: | – овощи; | Qп3 | ||
– бочкотара. | Qп4 | |||
11. Выгрузка в порту В: | – овощи; | Qв3 | ||
– бочкотара. | Qв4 | |||
12. Погрузка в порту В: | – разный груз. | Qп5 | ||
13. Выгрузка в порту Г: | – разный груз. | Qв5 | ||
14. Погрузка в порту Г: | – рыба соленая; | Qп6 | ||
– рыбная мука. | Qп7 | |||
15. Выгрузка в порту А: | – рыба соленая; | Qв6 | ||
– рыбная мука. | Qв7 |
Таблица 2.1 – Судочасовые нормы на выполнение грузовых работ
Судовые операции | вид груза | судочас. нормы, Т / Сут | время на выполнение вспомогательных операций К, сут | |
1. Погрузка в порту А: | – мясо; | Мп1 | 2 880 | 0,019 |
– соль в мешках. | Мп2 | 5 760 | ||
2. Выгрузка в порту Б: | – мясо; | Мв1 | 3 312 | 0,063 |
– соль в мешках. | Мв2 | 6 480 | ||
3. Погрузка в порту Б: | – овощи; | Мп3 | 3 456 | 0,016 |
– бочкотара. | Мп4 | 3 456 | ||
4. Выгрузка в порту В: | – овощи; | Мв3 | 4 032 | 0,054 |
– бочкотара. | Мв4 | 4 032 | ||
5. Погрузка в порту В: | – разный груз. | Мп5 | 2 448 | 0,024 |
6. Выгрузка в порту Г: | – разный груз. | Мв5 | 2 880 | 0,081 |
7. Погрузка в порту Г: | – рыба соленая; | Мп6 | 4 464 | 0,022 |
– рыбная мука. | Мп7 | 5 904 | ||
8. Выгрузка в порту А: | – рыба соленая; | Мв6 | 5 040 | 0,072 |
– рыбная мука. | Мв7 | 6 624 |
Схема 1 Движения судна в рейсе.
Цель: определить общую продолжительность рейса и всех элементов из которых оно состоит.
Время от начала до окончания рейса, называется продолжительностью рейса. Определяется по формуле:
, сут
где j – номер порта, j = 1…n + 1 (n = 4);
i – номер участка пути, i = 1…m (m = 4);
– ходовое время, сутки;
– суммарное стояночное время судна в портах, сутки.
сут
Ходовое время рассчитывается по формуле:
, сут.
где Li – кратчайшее расстояние по рекомендованным курсам i – го участка пути, миля;
VЭ – средняя эксплуатационная скорость судна в рейсе, миля / сутки.
сут.
Стояночное время судна определяется суммой стояночного времени в портах погрузки, выгрузки и в промежуточных портах. Стояночное время определяется по следующей формуле:
, сут.
где - суммарное время по норме, необходимое на выполнение грузовых операций, сутки;
- суммарное время на выполнение вспомогательных операций, сутки.
сут
, сут.
сут.
, сут
2,95 сут
Вывод: в данном разделе я определил общую продолжительность рейса, она составила 14,5 суток. А также всех элементов из которых она состоит: ходовое время – 11,2 суток, стояночное время – 3,3 суток.
Стояночное время в порту от общей продолжительности рейса составляет:
, %
1 $=29 руб.
Таблица 3 – Исходные данные
Тарифные ставки на перевозку 1 тонны груза | |||
Вид груза | Ставка $USD/т | Должностные оклады | Тип судна |
– мясо; | |||
– соль в мешках; | МДОВЭ ΣДэк, руб | ||
– овощи; | Экипаж | ||
– бочкотара; | Цены на топливо и воду | Цена 1 т, руб. | |
– разный груз; | 1. Дизельное топливо | ||
– рыба соленая; | 2. Мазут | ||
– рыбная мука. | 3. Вода | ||
Балансовая стоимость судов К6, руб. | 12 600 000 | ||
Суточные нормативы постоянных расходов | |||
1. Затраты навигационные, в сутки Цнав, руб. | |||
2. Затраты на хладагенты, в сутки Ца, руб. | |||
3. Затраты судовые, в сутки Цсб, руб. | |||
4. Затраты на малоценный материал, в сутки Цж, руб. | |||
Суточный расход | |||
1. Дизельного топлива на стоянке qстдт, т/сут | 0,910 | ||
2. Дизельного топлива на ходу qходдт, т/сут | 5,180 | ||
3. Мазута на стоянке qстмаз, т/сут | 0,140 | ||
4. Мазута на ходу qходмаз, т/сут | 0,155 | ||
Суточный расход воды | |||
1. Суточный расход воды на стоянке qств, т/сут. | 0,933 | ||
2. Суточный расход воды на ходу qходв,т/сут. | 1,697 |
Цель: рассчитать экономические показатели для транспортного судна.
Экономические показатели являются результатом работы транспортного судна. Они рассчитываются на основе эксплуатационных, производственных и трудовых показателей.
На основании исходных данных рассчитаем:
1. доходы судна за рейс;
2. расходы судна за рейс;
3. себестоимость перевозки 1 тонны груза;
4. себестоимость перевозки 1 тонно-мили;
5. финансовый результат.
К экономическим показателям относится:
1. доходы судна за рейс;
2. расходы судна за рейс;
3. себестоимость перевозки 1 тонны груза;
4. себестоимость перевозки 1 тонно-мили;
5. финансовый результат;
6. рентабельность перевозок.
Рассчитаем доходы судна за рейс исходя из количества перевезенного груза и действующего тарифа за перевозку 1 тонны груза:
, руб.
где fi – тарифные ставки на перевозку 1 тонны груза;
Qi – количество перевезенного груза по ассортименту за рейс, т.
руб.
Расходы судна планируются по установленным статьям затрат. Рассчитаем расходы судна за рейс состоящие из прямых постоянных и переменных затрат:
, руб.
где – прямые постоянные расходы, руб.;
– переменные расходы, руб.
руб.
Определим прямые постоянные расходы:
руб.
где Rам – расходы на амортизацию, руб.;
Rрем - расходы на ремонт, руб.;
Rэк - расходы на содержание экипажа, руб.;
R нав – навигационные расходы, руб.;
Rмал - расходы на малоценный инвентарь, руб.;
Rсоц.стр – расходы на социальное страхование, руб.;
Rсб - расходы на судовые сборы и агентирование, руб.;
Rхл - расходы на хладагенты, руб.;
Rкосв -косвенные расходы, руб.
Определим расходы на амортизацию:
, руб.
где Rам – норма амортизационных отчислений, Rам – 0,05;
Кб – балансовая стоимость судна, руб.;
tп – время рейса, сут
руб.
Определим расходы на текущий ремонтпланируемых на основе данных механика – судовой службы:
, руб.
руб.
Расходы на содержание экипажа– это фонд заработной платы экипажа за рейс:
, руб.
где Зосн - основной фонд заработной платы, руб.;
Здоп – дополнительный фонд заработной платы, руб.;
Зкп – фонд на коллективное питание, руб.
руб.
Рассчитаем основной фонд заработной платы:
, руб.
где Зпор – фонд заработной платы при стоянке судна в портах, руб.;
Зход – фонд заработной платы при переходах, руб.;
Зотг – фонд заработной платы за отгулы, руб.;
Кпрем – коэффициент премирования, Кпрем= 1,4.
руб.
Определим фонд заработной платы при стоянке судна в портах:
, руб.
где tст - время стоянки судна в портах, сут.;
Фст – среднесуточный тарифный фонд заработной платы, руб.;
Кпор – районный коэффициент порта приписки, Кпор = 1,3;
Кнад – дальневосточная прибавка, Кнад = 0,3.
руб.
Среднесуточный тарифный фонд заработной платы рассчитывается:
, руб.
где ΣДэк - месячный должностной оклад всего экипажа, руб.;
25,4 – среднее число рабочих дней в месяце.
руб.
Фонд заработной платы при переходах:
, руб.
где Ф'т – среднесуточный штрих тарифного фонда заработной платы;
0,15 – средний коэффициент переработки;
tx – ходовое время, сут.
руб.
Среднесуточный штрих тарифного фонда заработной платы:
где 30,5 – среднее число дней в месяце.
руб.
Рассчитаем фонд заработной платы за отгулы:
, руб.
где tротг – отгулы за рейс, сут. и определяется:
руб.
где 2 – количество отгулов в неделю;
tп – время рейса, сут.;
7 – количество дней в неделе.
Дополнительный фонд заработной платы:
, руб.
руб.
Фонд на коллективное питание:
, руб.
где Цкп – суточная стоимость коллективного питания на одного члена экипажа, руб. Принимается Цкп = 80 руб.;
ч – численность экипажа, чел.
руб.
Рассчитаем навигационные расходы:
, руб.
где Цнав – суточная стоимость навигационных расходов, руб.
руб.
Определим расходы на социальное страхование:
, руб.
руб.
Расходы на малоценный инвентарь:
, руб.
где Цмал – суточная стоимость расхода на малоценный инвентарь, руб.
руб.
Расходы на судовые сборы и агентирование:
, руб.
где Цс6 – суточная стоимость на судовые сборы и агентирование, руб.
руб.
Расходы на хладагенты:
, руб.
где Цхл – суточная стоимость хладагентов, руб.
руб.
Косвенные расходы:
, руб.
Переменные расходы:
, руб.
где Rтоп – расходы на топливо, руб.;
Rв – расходы на воду, руб.
руб.
, руб.
где Цдт - цена 1 ттоплива, руб.;
Цмаз – цена 1 т мазута, руб.;
- количество дизельного топлива и мазута на рейс, соответственно, т.
руб.
Определим количество дизельного топлива и мазута на рейс:
, т
, т
где - суточный расход дизельного топлива и мазута на стоянке и на ходу, соответственно, т/сут.;
Кш – коэффициент штормового запаса, кт =1,1.
т
т
Расходы на воду:
, руб.
где Цв – цена 1 т воды, руб.
- количество воды на рейс, т
руб.
, т
где – суточный расход воды на стоянке и ходу, соответственно, т/сут.
т
Определим себестоимость перевозки 1 т груза и тонно-мили:
, руб.
где - масса всего перевезенного груза, т.
руб.
, руб.
где L – расстояние равное одному переходу, миля.
руб.
Определим финансовый результат:
, руб.
F=2186136–1115911,11=1070224,89 руб.
Перевозки рентабельны, если F > 0.
Определим рентабельность перевозки:
, %
Таблица 4 – Экономические показатели судна
Наименование | Обозначение | Значение |
Доходы судна за рейс | Д, руб. | |
Расходы судна за рейс | RP., руб | 1115911,11 |
Прямые постоянные расходы | ![]() | 130072,66 |
Переменные расходы, | Rпер, руб | 985838,45 |
Расходы на амортизацию | Rам, руб | 25027,4 |
Расходы на ремонт | Rрем, руб | 2502,74 |
Расходы на содержание экипажа | Rэк, руб. | 72608,67 |
Навигационные расходы | Rнав, руб | 710,5 |
Расходы на малоценный инвентарь | Rмл, руб. | 536,5 |
Расходы на социальное страхование | Rсоц.стр, руб | 21419,91 |
Расходы на судовые сборы и агентирование | Rcб, руб | |
Расходы на хладагенты | Rхл, руб | |
Косвенные расходы | Rкосв руб | 6193,94 |
Расходы на топливо | Rтоп,руб | 979157,6 |
Расходы на воду | Rв, руб. | 6680,85 |
Себестоимость перевозки 1 т груза | SТ, руб. | 206,65 |
Себестоимость тонно-мили | Sтм, руб | 0,09 |
Финансовый результат | F, руб. | 1070224,89 |
Рентабельность перевозки | Р, % | 95,9 |
Вывод: мы рассчитали экономические показатели для данного транспортного судна, они представлена в таблице 4 – Экономические показатели судна. Определили финансовый результат и рентабельность перевозки и она составила 95,9%
Цель: рассчитать провозоспособность и производительность тоннажа судна за год.
Провозной способностью судна называется объем работ в тоннах и тонно-милях перевозимого груза, которого судно может выполнить за определенный момент времени в определенных условиях. Провозная способность судна рассчитывается за 1 рейс, за квартал, за год и т.д., для судна, группы судов или флота в целом.
Провозоспособность зависит от грузоподъемности судна и ее использование, скорости хода, продолжительности пути плавания, времени нахождения судна под грузовыми и вспомогательными операциями.
Провозоспособность флота рассчитывается двумя методами:
1) по оборотам судов;
2) по эксплуатационным показателям.
В основе первого метода лежит расчет грузоспособности за один оборот (рейс) и количества рейсов.
В основе второго метода лежит расчет тоннажа – суток и производительности тоннажа.
Определим провозная способность за рейс:
,
,
где Пт – провозоспособность судна в тоннах;
Пт-м – провозоспособность судна в тонна – милях;
ач – коэффициент использования чистой грузоподъемности;
β – коэффициент сменности груза;
Ргр – грузоподъемность судна в тоннах;
lгр – средняя дальность перевозки 1 тонны груза.
Расчитаем коэффициенты для определения провозной способности судна:
,
,
, миля
миль
Определим провозную способность за эксплуатационный период:
, тонно-миля
тонно-миль
где Ч – количество рейсов, которое определяется по формуле:
,
где Тэ – эксплуатационный период, Тэ = 320 сут.;
tп – время рейса, сут.
Производительность флота:
, тонно-миля
где - суммарная провозная способность за эксплуатационный период судна.
Вывод: провозная способность за эксплуатационный период, судна СГ «Кострома» составила: =259432777 тонно-миль
Исходные данные.
Заданный объем перевозки ()оп, т 180 000
Цель: рассчитать потребность в тоннаже транспортного флота по эксплуатационным показателям и по оборотам судов.
, т
где Qоп – заданный объем перевозки, т;
Мв – производительность 1 тонны грузоподъемности флота.
т
Определим производительность 1 тонны грузоподьемности флота:
, миля/сут.
миль/сут
Вычислив потребность в тоннаже, переходим к расчету количества судов заданного типа:
, ед
, ед.
где Рт – провозоспособность одного судна заданного типа за эксплуатационный период.
, т
где Пт – провозоспособность судна в тоннах;
Ч – количество рейсов.
т
Вывод: потребность в тоннаже транспортного флота по эксплуатационным показателям и по оборотам судов: QΣ=2718,67т
Заключение
В данной курсовой работе я рассчитал эксплуатационно-технические показатели судна СГ «Кострома». Определил общее время рейса транспортного судна для заданного маршрута, с заданными грузами, а также его составляющие: стояночное время во всех портах захода и время затраченное на переходы между портами (время ходовое). Рассчитав экономические показатели работы транспортного судна, такие как доходы судна за рейс, расходы судна за рейс, себестоимость перевозок и определив финансовый результат пришел к выводу, что данный вид перевозок на заданном судне выгоден и рентабельность составила почти 96%.
Произведя расчеты провозоспособности судна я определил, что по данному маршруту транспортное судно может выполнить 22 рейса, что составляет почти 260 млн. тонно-миль за год. Выполнив расчет потребности в тоннаже для заданного объема перевозок я определил, что для выполнения данного объема необходимо два судна.