В последние годы в связи с международными рекомендациями самое большое внимание уделяют контролю качества как результатов труда, так и самого этого труда. При этом для каждого контролируемого объекта существуют свои критерии. Качество библиотечного фонда оценивают в процессе его использования потребителями; качество учёта документов — при проверке фонда, качество трудовой деятельности поверяют соблюдением технологической дисциплины, норм и нормативов труда, соответствия деятельности плану и т. д.
Информация о положении в контролируемой системе поступает к субъекту управления из различных источников. Одним из основных среди них являются отчётные документы, которые существуют именно для управленческого контроля за деятельностью.
Отчёт — это составленные по установленной форме сведения о деятельности структурного подразделения за прошедший период с выводами и предложениями.
Структура отчёта приближена к структуре соответствующих текущих планов, что позволяет контролировать их выполнение и обеспечить правильность планирования на последующий период. Наиболее важный среди отчётов — годовой.
Другой важный источник получения информации о состоянии и проблемах в организации представляют собой служебные информационно-справочные документы. Эта контрольная информация оформляется в виде аналитических, служебных и объяснительных записок, справок, сводок, актов, протоколов, предложений, заключений, представлений, отзывов, заявлений, служебных писем.
Для объекта управления наиболее распространённой формой такого контроля является статистика книговыдач и отказов.
На всех участках технологической цепочки функционирования библиотечного фонда контролируют производственную деятельность субъекта управления, т. е. фондистов. Контроль профессионального потенциала кадров осуществляют путём периодической (обычно с пятилетним интервалом) переаттестации, конкурсов профессионального мастерства, тестирования и в иных формах.
|
Анализ
Последняя, также важная функция управления библиотечным фондом — анализ (от греч. analysis — «разложение») информации, поступающей от всех структурных звеньев системы управления фондом, т. е. её подсистем и связей. Анализируют также своевременность и правильность осуществления всех функций управления, включая самую функцию анализа. Он призван выявить сущность и источники возникающих проблем и обосновать выбор лучших вариантов их решений.
Анализ объекта управления, т. е. библиотечного фонда, представляет собой изучение задач библиотеки, состава и интересов её пользователей, состояния и использования библиотечного фонда. Формирование и использование библиотечного фонда в определяющей мере зависит от того, насколько он изучен библиотекарем. Анализу подлежит весь фонд отдельной библиотеки, любая его составная часть фонда или фонд группы библиотек, библиотечной системы и сети.
Анализ пользования библиотечным фондом. Выяснить, как библиотечный фонд выполняет стоящую перед ним цель, позволяет анализ его использования (эксплуатации) теми, для кого он предназначен. Изучение фонда в этом аспекте — это одновременно и изучение информационных потребностей пользователей. Фондист ежедневно убеждается в справедливости латинской пословицы: «Pro captu lectoris habent suafata libelli» («Оценка читателя книгам судьбу назначает»). Таким образом, сведения об использовании тоже выполняют функцию обратной связи. Поскольку фонд предназначен для пользователей, требуется иметь полное представление об их составе и информационных потребностях.
|
Потребности выражаются в запросах на документ. В настоящее время теоретическая разработка понятия «запрос» ещё крайне недостаточна.
Запросом считают любое требование пользователя о выдаче ему конкретного документа. Запрос квалифицируют по различным основаниям, главное из которых — результат его исполнения. По этому признаку он делится на удовлетворённый и неудовлетворённый (рис. 14).
Рис. 14. Классификация видов удовлетворения запроса
Удовлетворённый запрос фиксируют в величине документовыдачи, судя по ней о качестве сформированного фонда. Это, однако, лишь самое первое приближение к достоверной картине, поскольку качество имеет разные степени. Запрос выполнен отлично (высококачественно), если он выполнен полно, точно, досрочно. Он выполнен хорошо (просто качественно), т. е. своевременно (в нормативные сроки); если взамен запрошенного выдан неполноценный документ: либо имеющий физические изъяны материальной основы (сильно выцветший текст или отсутствие его части, плохая видеозапись и др.), либо не тот, что запрошен, а иной, по своим качествам более или менее приближающийся к затребованному. Конечно, если библиотекарем предложен взамен документ лучший по сравнению с запрошенным, исполнение запроса переходит в разряд отличного. Свидетельством удовлетворительного (низкокачественного) исполнения запроса является отложенное его исполнение — когда профильный запрос библиотека не в состоянии удовлетворить своим фондом и отсылает его на исполнение в другие библиотеки или в Интернет; несвоевременная выдача в связи с постановкой запроса на очередь и др.
|
Неудовлетворительное (некачественное) выполнение запроса — это исполнение пользовательского требования позже нормативного, заранее обусловленного срока; а также неполное, неточное исполнение.
Неудовлетворение запроса иначе можно назвать отказом, т. е. невыдачей затребованного документа, какими бы причинами она ни объяснялась.
Методы непосредственного обращения к пользователям библиотеки. Анализ пользования фондом, проведённый по библиотечной документации, дополняют материалами, полученными в ходе непосредственных контактов с пользователями. Это анкетные опросы, интервьюирование пользователей, устные беседы с ними, изучение их откликов на использованные документы и т. п. Особый интерес представляют мнения членов совета по комплектованию и лидеров чтения.
Методы опосредованного анализа. Формирование фонда корректируют с учётом сведений, полученных из средств массовой информации, всё шире освещающих мнение пользователей о лучших документах (книгах, фильмах и т. д.) года, месяца и даже недели.
При сплошном просмотре книжных формуляров (паспортов книг) или листков сроков возврата устанавливают обращаемость каждого отдельного документа в пределах тематической рубрики, отраслевого отдела фонда и т. д. за исследуемый период. Для её расчёта число выдач документа делят на срок его нахождения в фонде (в годах). Если такая обращаемость в два или более раза выше оптимальной для данного подфонда, документ относится к используемым сверхактивно, и в этом случае требуется увеличить его экземплярность. Если же конкретная обращаемость ниже оптимальной в два раза и более, то документ считается малоспрашиваемым. К числу малоспрашиваемых относят также документы, которые оправданно не запрашивают в течение 3-5 лет в массовых, 5-10 лет — в научных библиотеках.
Документы, не используемые по субъективным причинам, — это пассивная часть фонда, или пассив. В него входят незаслуженно забытые ценные и редко спрашиваемые документы, обеспечивающие фонду запас надёжности.
Объективно обусловленное отсутствие спроса на документы предопределяет причисление их к балластовой части фонда, или балласту. Это документы морально устаревшие, окончательно износившиеся, дефектные и т. п.
Наглядное представление о степени соответствия фонда характеру информационных запросов даёт и метод ранжирования структуры запросов и тематического профиля фонда. Если показатели удельного веса запросов по темам, зафиксированным в профиле фонда, отметить на графике в порядке убывания спроса на них (т. е. ранжировать), получится нисходящая экспонента. На том же графике фиксируют значение удельного веса соответствующего тематического раздела фонда (его укомплектованности). Полученная при этом картина свидетельствует о расхождении или совпадении доли документов по данной теме и доли запросов на неё (рис. 15).
Количество запросов
Рис. 15. Сопоставление удельного веса пользовательских запросов с разделами фонда
Изменением политики комплектования ломаную линию стремятся сделать по возможности плавной и придать ей вид экспоненты. Формульно это находит отражение в так называемом коэффициенте использования фонда — частном от деления удельного веса запросов по тому или иному тематическому разделу фонда на удельный вес документов этого раздела. Если результат колеблется в пределах 1,Зн-0,7, то фонд укомплектован оптимально.
Один из современных способов анализа библиотечного фонда — бенчмаркинг — метод анализа библиотечного фонда, при котором характеризующие его показатели сравнивают с показателями, считающимися эталонными для подобных фондов. За эталон обычно принимают идеальные количественные модели фонда, стандарты и нормативы.
Сочетание различных методов расчёта позволяет довольно точно определить оптимальную величину фонда и другие важнейшие показатели комплектования библиотечного фонда, ориентированного на утилитивную функцию.
Фонд, исполняющий мемориально-кумулятивную функцию, анализируют по критерию полноты отражения им соответствующего документного ресурса.
Анализ отказов. Изучение отказов для управления библиотечным фондом имеет не меньшее значение, чем анализ удовлетворённых запросов, так как наилучшим образом позволяет обнаружить недостатки библиотечного фонда.
В общем случае наличие некоторой доли отказов — явление естественное. Библиотека представляет собой систему массового обслуживания, для которой свойственно существование очередей и отказов. Безотказным может быть библиотечное обслуживание в целом, т. е. с привлечением внешних документных ресурсов.
Отказы образно сравнивают с жёлтым сигналом светофора, требующим, как известно, повышенного внимания. Не всякий отказ свидетельствует об ошибках в формировании библиотечного фонда (вспомним, что библиотечный фонд — это система с отказами), но каждый требует внимательного изучения его характера и причин появления, с тем чтобы в необходимых случаях отказы предупредить или ликвидировать.
Если запросы профильные и правильно оформлены, но отражают единичное в интересах пользователя, то их выполняют по Интернету, межбиблиотечному абонементу, заочному абонементу или иным путём; квалифицируют как отложенное исполнение запроса и учитывают отдельно. Их можно также выполнить, перенаправив пользователя в соответствующую библиотеку.
В отличие от неудовлетворённого запроса и отложенного исполнения заявки, собственно отказ — это подлежащее исполнению, но не удовлетворенное в нормативный срок правильно сформулированное и оформленное устное или письменное требование пользователя на существующий в системе информационных коммуникаций профильный фонду документ.
Явный отказ тоже может быть обоснованным или необоснованным. Отказ обоснован, если запрошенный документ отсутствует (ещё не вышел в свет, не существует в принципе и т. д.), непрофилен для данного фонда, не выдаётся данному пользователю по уважительным причинам (педагогическим, государственной тайны и др.). Впрочем, неверно оформленные запросы могут быть уточнены библиографом, и в этом случае возможны иные варианты оценки качества их удовлетворения.
Необоснованный отказ (в обиходе — просто «отказ») — это отрицательный ответ на подлежащее выполнению, но не удовлетворённое в нормативный срок устное или письменное требование на профильный фонду или координационной системе документ. Отказ не обоснован, если он вызван такими причинами, как:
♦ профильный документ не приобретён;
♦ документ отсутствует на месте, ибо занят, заставлен, утрачен, находится в ремонте, переплёте, заштабелирован;
♦ документ не может быть доставлен из-за неисправности технических средств и т. п.
Не обоснован отказ на документ ядра библиотечного фонда; на документ по основному профилю библиотечного фонда; если пользователь имеет приоритет на получение документа.
Категорически недопустимы отказы, вызванные нежеланием обслужить пользователя. Они свидетельствуют о полном непрофессионализме библиотекаря, даже если поводом послужило некорректное поведение пользователя.
Постоянный анализ отказов позволяет принять меры к улучшению состава фонда. Важно знать долю необоснованных отказов в общем объеме спроса, объективно представлять причины, тематику, частоту и иные признаки отказов. Уменьшить количество отказов позволяют:
♦ доукомплектование фонда требующимися названиями или экземплярами документов:
♦ усиление контроля своевременности возврата и отсутствия повреждений взятых в библиотеке документов;
♦ сокращение срока обработки, ремонта, реставрации документа, пользования им, повторной расстановки; перераспределение фонда в пределах библиотеки;
♦ территориальное приближение наиболее часто спрашиваемых документов к местам их выдачи или пользования ими.
Сопоставление количества отказов и обращаемости фонда даёт следующие четыре варианта состояния фонда, ориентированного на выполнение утилитивной функции:
1. Если показатель обращаемости для данного фонда оптимален и количество или удельный вес отказов находятся в пределах нормы (а она может составлять, с учётом отказов на запросы, отражающие единичное в интересах данного контингента пользователей, до одной трети общего числа запросов), значит состав и объём фонда оптимальны.
2. Если показатель обращаемости оптимален, а отказов больше нормы, значит по составу фонд оптимален, но экземплярность наиболее спрашиваемых документов нуждается в увеличении.
3. Если обращаемость чрезмерно низка, но и отказов мало, значит фонд оптимален, но имеет избыточную полноту. Требуется устранить из него балласт и, возможно, уменьшить экземплярность.
4. Если показатель обращаемости низок и отказов много, — это свидетельство того, что фонд имеет сверхнормативный объём и, кроме того, имеет изъяны в составе. Для его оптимизации надо исключить лишние документы и привести комплектование в соответствие с информационными потребностями пользователей.
Данные об отказах в сочетании с другими данными позволяют действенно управлять библиотечным фондом.
Анализ спроса и отказов заканчивается разработкой мероприятий по улучшению функционирования фонда и полноте удовлетворения информационных и духовных потребностей пользователей.
Анализ фонда и спроса на него дополняют анализом действий субъектов управления, т. е. фондистов, что позволяет обнаружить слабые места в системе управления фондом и своевременно укрепить их.
* * *
Рассмотренные функции управления библиотечным фондом взаимосвязаны и влияют друг на друга. Исполнение каждой функции заранее планируют. Планирование, как и остальные функции, организуют, координируют. Анализ невозможен без учёта, регулирование — без анализа.
И так далее. Функции реализуются по отношению как к управляющей, так и управляемой подсистемам. Они проявляются на каждом уровне управления — как при формировании фонда в целом, так и в отдельных процессах и операциях его создания и развития.
Резюме
Управлять библиотечным фондом — это значит приводить его в желаемое состояние, исходя из предполагаемых результатов его функционирования, соответствующих выработанной политике. Управлению подвержены все технологические циклы и процессы функционирования библиотечного фонда. Необходимость управления вызывается постоянной динамикой внешней по отношению к библиотечному фонду среды, а также изменениями, происходящими внутри самого фонда.
Управление библиотечным фондом характеризуется целесообразностью. Цель управления состоит в обеспечении желательного состояния библиотечного фонда, т. е. выполнения им намеченных функций по удовлетворению информационных потребностей пользователей и сохранению документов в течение установленного времени.
По времени достижения выделяют цель и подцели краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Структура управления библиотечным фондом включает в себя две подсистемы — управляемую, или объект управления, и управляющую, или субъект управления, — и информационные связи между подсистемами и внешней средой. Субъект — это фондист (в том числе коллективный), объект — библиотечный фонд.
Социальное управление функционированием библиотечного фонда — это, иными словами, руководство функционированием библиотечного фонда, технологическое управление — это управление функционированием библиотечного фонда, а совокупность этих двух видов — управление библиотечным фондом.
Структура субъекта управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений (отделов, секторов, филиалов и т. п.), предназначенная для того, чтобы установить устойчивые взаимодействия и взаимоотношения между фондистами в процессе их совместной деятельности по достижению цели формирования документного фонда.
При управлении библиотечным фондом и объект, и субъект управления последовательно выполняют следующие функции: планирование, организацию, регулирование, учёт, контроль и анализ. Любая функция представляет собой процесс, из которого складывается содержание управленческого цикла.
Вопросы для самопроверки
1. Зачем нужно управлять библиотечным фондом?
2. Как соотносятся между собой структура и функции управления библиотечным фондом?
3. На какие подсистемы разделяется управление библиотечным фондом? Что такое социальное управление библиотечным фондом? Что такое технологическое управление библиотечным фондом?
4. Кто входит в управляющую подсистему и какова её структура?
5. Назовите основные связи в системе управления библиотечным фондом.
6. Перечислите последовательность функций управления библиотечным фондом, используя мнемонический приём — слово «ПОРУКА».
7. Относятся ли функции управления библиотечным фондом только к субъекту управления? Относятся ли они только к объекту управления? Относятся ли они к субъекту и объекту управления одновременно?
8. Какие аспекты объекта управления изучают в границах исполнения функции анализа управления библиотечным фондом?
9. Опираясь на свои представления о будущем библиотек, спрогнозируйте, что будет представлять собой фонд библиотек через 50 лет. Сохранится ли он и в каком виде?
Глава в. Субъект управления библиотечным фондом
Требования к субъекту управления
Решающую роль в функционировании библиотечного фонда играет личность библиотекаря, так как именно он в значительной мере определяет содержание и успех всей библиотечной работы.
На операциях, связанных с технологическим циклом функционирования библиотечного фонда, в библиотеках занято до половины персонала. Без него нельзя обойтись даже в полностью механизированной и автоматизированной библиотеке. Его деятельность регулируется профессиональными стандартами специалистов в области библиотечно-информационной деятельности. Управленцы самого низшего уровня, т. е. исполнители, имеют самостоятельные профильные направления деятельности:
1. Комплектование, учёт, обработку и систематизацию библиотечных фондов ведут:
♦ библиотекарь-комплектатор (по категориям):
♦ библиотекарь-каталогизатор (по категориям).
2. Хранение библиотечных фондов осуществляют:
♦ хранитель библиотечного фонда (по категориям):
♦ специалист по работе с книжными памятниками.
Профессиональные качества фондиста, как и любого работника, разделяют на три группы, требующиеся для успешной работы в любой отрасли, общие для всей профессии и специфические для той или иной специальности, специализации.
Специалисту в области функционирования библиотечного фонда необходимо свободно владеть соответствующим государственным языком, а также русским языком как языком межнационального общения. При оперировании документами, опубликованными на других языках, надо в требуемых пределах знать и их. От фондиста требуется повышенный, по сравнению со средним, уровень речевой и особенно письменной грамотности. Любая ошибка в каталожной карточке, шифре, учётном документе отрицательно сказывается не только на обслуживании пользователей, но и на престиже библиотеки и библиотекаря.
Устойчивые познавательные интересы являются специфической чертой библиотекаря-профессионала вообще, а фондиста в особенности. Разносторонняя эрудиция фондиста позволяет значительно ускорять отбор и оценку документов.
Фондист должен ориентироваться в системе издания и распространения документов, в структуре фондов региона, отрасли, своей библиотеки. Он должен обладать специфической памятью: ему надо запоминать фамилии авторов, заглавия их произведений, ассоциативно связывая их с внешним видом документов, шифром и местом их расположения на полках. Ему свойственны критичность мышления, объективность в оценках документов, своё мнение он отстаивает твердо, но корректно.
Фондисту присущ особый тип внимания: мгновенное концентрирование его на отдельном участке деятельности и столь же мгновенное переключение на иной вид деятельности. Он быстро отбирает и перерабатывает нужную информацию, делая правильные выводы о её ценности для библиотечного фонда, даже если эта информация противоречива. Поскольку библиотечный фонд состоит из огромного множества мелких и крупных элементов (книг, дисков, формуляров, ярлыков и т. д.), каждому из которых строго определено его место, фондистом может быть лишь человек аккуратный, собранный, усидчивый, наделённый известной долей педантизма. Ему постоянно приходится осуществлять большое количество мелких, но важных операций, и безошибочность их выполнения существенно сказывается на качестве всего библиотечного фонда.
Важным профессиональным качеством комплектатора является способность предвидеть степень использования приобретаемых (исключаемых) документов. Он должен свободно владеть методами библиографического поиска; уметь анализировать соответствие заказов, поступающих от структурных подразделений библиотеки и пользователей, их действительным информационным потребностям: мотивированно отстаивать своё мнение при решении вопроса об отборе, брать на себя ответственность в этом ключевом для всей библиотеки деле. Ему свойственна малая внушаемость, чтобы не поддаваться влиянию даже со стороны авторитетных лиц.
Наиболее ценное качество фондохранителя — умение продуктивно и продолжительно работать в одиночку. От фондохранителя требуется хорошая зрительная память, внимательность, сообразительность (быстрота ориентации), расторопность, повышенная добросовестность и честность.
Перечисленные качества не просто желательные черты личности библиотекаря — специалиста по функционированию библиотечного фонда. Всё это — характеристики профессиональные, свидетельствующие об уровне его квалификации и мастерства.
Факторы специализации. Возможность постоянного пополнять свои знания благодаря общению с документами как произведениями человеческого гения — один из самых мощных факторов удовлетворённости фондиста своей работой. По значимости этот фактор сопоставим с научной организацией труда в отделе. Привлекают его условия и режим труда (односменность, стабильность выходных дней, скользящий график и др.). Самое большое моральное удовлетворение от выполняемой работы приносит высокий профессионализм.
Но на его работу влияют и неблагоприятные факторы. Прежде всего это физическое утомление, вызываемое монотонностью и чрезмерно высоким темпом выполняемых операций. Труд в отделах обработки и хранения наиболее регламентирован, рабочий день максимально уплотнён. Занятость, напряженность усилий здесь значительны. Для смягчения этих факторов следует постоянно совершенствовать технологию функционирования библиотечного фонда и организацию труда сотрудников.
Специализация фондиста нуждается настолько в широком спектре психофизиологических качеств, что для овладения ею не имеется профессиональных ограничений. Но было бы утопией требовать, чтобы необходимые качества были представлены у каждого сотрудника в равной и необходимой мере. Главное, чтобы в «ансамбле» личностных качеств одними из них максимально восполнялись другие. К тому же многие из недостающих вначале способностей могут быть развиты в процессе трудовой деятельности.
Вместе с тем отсутствие профессиональных ограничений не означает, что работу с фондом можно поручить всякому желающему. К этой специализации имеются и противопоказания: наличие идеалов, противоречащих интересам общества; корыстно-эгоистическая направленность личности; низкий интеллектуальный уровень, отсутствие специальных знаний и умений; безволие, несобранность. В процессе овладения специализацией и при желании эти недостатки могут быть исправлены. Фондисту противопоказаны резко выраженные дефекты зрения, опорно-двигательного аппарата.
Круг обязанностей фондистов зависит от типа и вида библиотеки, определяется характером занимаемой должности и проявляется в уровне квалификации.
Квалификацией считают совокупность общего и специального образования, а также опыта, накопленного в процессе выполнения той или иной деятельности. Уровень квалификации фондиста отражён в квалификационных характеристиках библиотекаря-библиографа.
Особенно глубоко фондисту требуется знать формы и методы ведения закреплённых за ним процессов и операций на своём рабочем месте. Профессиональные знания приходится постоянно обновлять, чтобы всегда быть на уровне достижений библиотечного фондоведения и передовой библиотечной практики.
Каждый фондист обязуется знать основы управления и организации труда, основы трудового законодательства, систему делопроизводства, правила внутреннего трудового распорядка, правила охраны труда и пожарной безопасности. Помимо этого, должность соответствующего специалиста предполагает знание и выполнение им соответствующих производственных особенностей обеспечения безопасности библиотечного фонда.
Поскольку деятельность субъекта управления иерархически структурирована, к разным её звеньям предъявляют дополнительные требования.
Из всех процессов функционирования библиотечного фонда самой высокой квалификации требует комплектование фонда. Для того чтобы стать кадровым комплектатором, требуется в среднем около пяти лет.
Средний эшелон управления — это сотрудники, имеющие высшую квалификацию. Они отвечают за самые ответственные участки работы. С 1971 г. в крупных библиотеках существует должность главного библиотекаря, ответственного за комплектование библиотечного фонда. Он организует все виды комплектования, взаимодействует с источниками документоснабжения, обеспечивает изучение фондов, их перераспределение.
Впоследствии ввели также должность руководителя (директора), отвечающего за сохранение библиотечного фонда. Более того: в 2011 г. в «Справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» к названным выше добавились должности специалистов, непосредственно обеспечивающих функционирование библиотечного фонда: главный хранитель фондов, специалист по учётно-хранительской документации, специалист по превентивной консервации библиотечных фондов, специалист по массовой консервации библиотечных фондов, специалист по организации безопасности библиотечных фондов.
Рядовые сотрудники-исполнители — это низший эшелон управления. Они осуществляют технологические операции над документами, ведут делопроизводство, выполняют отдельные распоряжения руководителей. Специфика отделов обработки и фондохранения позволяет чётко описывать и закреплять обязанности за конкретными участниками или группами исполнителей.
Требования, предъявляемые к комплектаторам, обработчикам, фондохранителям, подробно излагаются в должностных и технологических инструкциях. Залогом эффективной работы фондовых отделов является рациональное сочетание должностных обязанностей работников, имеющих разную квалификацию, навыки взаимозаменяемости сотрудников.
Резюме
Личность фондиста играет решающую роль в функционировании библиотечного фонда. Специфической чертой фондиста являются устойчивые познавательные интересы, особый тип внимания, аккуратность, собранность, усидчивость, повышенная добросовестность и честность и другие.
Круг обязанностей фондистов зависит от типа и вида библиотеки, определяется характером занимаемой должности и проявляется в уровне квалификации. Уровень квалификации фондиста отражён в квалификационных характеристиках библиотекаря-библиографа.
Для достижения наилучших результатов труда фондистам создают соответствующие условия труда. На сохранение здоровья фондистов нацелен и раздел науки гигиены, изучающий влияние химических, физических, биологических и социальных факторов на здоровье людей и разрабатывающий мероприятия по предупреждению и устранению неблагоприятного воздействия этих факторов на организм человека. Фонд периодически проверяют и на предмет радиоактивного заражения.
Вопросы для самопроверки
1. Ответьте себе: какими требующимися фондисту качествами личности располагаете лично вы? Способны ли вы выработать у себя недостающие качества?
2. На каком участке, связанном с функционированием библиотечного фонда, вы себя видите? Что придаёт вам уверенность, что вы с ним справитесь?
3. Готовы ли вы стать руководителем структурного подразделения, связанного с функционированием библиотечного фонда? Какой стиль управления изберете в этом случае?
4. Кому работа в фондохранилище показана, а кому — абсолютно противопоказана?
Литература
1. Захаренко М. П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход: науч.-практ. пособие / М. П. Захаренко. – Санкт- Петербург: Профессия, 2013. – 238 с.
2. Столяров Ю. Н. Управление библиотечным фондом: учеб. пособие / Ю. Н. Столяров. — Орёл, 2015. — 153 с.
§3. Моделирование библиотечного фонда
Конкретно Политика функционирования библиотечного фонда выражается в моделях библиотечного фонда. Модели служат действенным рычагом управления библиотечным фондом.
Общие требования к моделированию
Подмоделью понимается идеальный условный образ фонда, отражающий его реальное или желаемое состояние в виде словесного описания, схемы, статистического показателя, норматива, библиографического указателя или другой формы.
Технологически создание фонда начинается именно с его моделирования. В ходе моделирования задаются параметры и границы фонда, которые служат ориентиром для всех остальных процессов функционирования библиотечного фонда.
При моделировании более сложная система (в нашем случае — библиотечный фонд) воспроизводится в менее сложной, т. е. модели. Благодаря своей относительной простоте по сравнению с моделируемым объектом, модель облегчает его изучение, измерение и преобразование.
Преимущество модели фонда перед самим фондом состоит в том, что она позволяет выделить главное, не отвлекаясь на детали. Целью моделирования является определение оптимальных границ фонда, характеристик его профиля, объёма, структуры. Конечным результатом моделирования является создание, фиксирование и регулярное корректирование представления о желаемом состоянии документного фонда.
Модель может и предшествовать возникновению фонда, и отражать реальный библиотечный фонд. Для изучения уже существующего фонда используют реальные модели, а для планирования его будущего состояния — идеальные, или эталонные модели.
Сведения в модели могут быть представлены в виде описания (вербальная модель), графика (графическая модель), формулы (математическая модель) или ином.
Вид модели выбирают в зависимости от решаемых задач. Один и тот же фонд отражают в нескольких моделях, представленных в комплексе.
Чем более глубокие, сущностные свойства модель отражает, тем дольше она служит. Однако ни одна модель не бывает застывшей, годной на все времена; время от времени модели уточняют или составляют заново.
Информационная база моделирования. Составлению моделей предшествует сбор и анализ информации обо всех параметрах, существенных для библиотечного фонда и тенденций его развития. Эта информация сосредоточена в следующих материалах:
♦ миссии библиотеки, долгосрочных целях и стратегических направлениях её развития:
♦ Политике функционирования фонда как исходном документе, регламентирующем функционирование библиотечного фонда;
♦ Паспорте библиотечного фонда;
♦ сведениях об информационных потребностях реальных и потенциальных пользователей;
♦ данных о состоянии других документных фондов по смежному профилю, с которыми возможны или имеются координационные связи;
♦ характеристике материальных, финансовых, кадровых ресурсов и перспективах их динамики, поскольку ресурсные возможности существенно влияют на формирование документного фонда.
На этих основаниях делают заключение о состоянии фонда библиотеки: его величине, составе, качестве. В результате создаётся целостное представление о том, каким должен быть моделируемый фонд.
Первейшей основой моделирования являются задачи, стоящие перед библиотекой. Они находят отражение в исходном организационно-правовом документе библиотеки — её Уставе или Положении. Здесь сформулирована социальная миссия библиотеки, её долговременная стратегическая политика.
Не менее важно иметь представление о контингенте реальных и потенциальных пользователей, т. е. распределении их по профессиям и роду деятельности, квалификации, литературным вкусам, возрасту и иным признакам. Важно иметь обобщённое представление о специфике их информационных потребностей. Фондист должен иметь представление о цели, с которой пользователь обращается к документу: самообразование, учёба, коммерция, научная, производственная деятельность, повышение квалификации или иное. Эти материалы дают представление о требующихся темах, жанрах, видах документов, их общем количестве. Вот здесь существенно знать, какие запросы являются общими, а какие — групповыми для данного контингента пользователей.
Сведения для базы данных берут из официальных статистических источников, планов и отчётов внешней для библиотечного фонда среды. Большие возможности предоставляют сайты, домашние странички, социальные сети. Выяснив, какие объекты расположены в зоне обслуживания библиотеки, собирают правомерно размещённую информацию о них из общедоступных источников.
Собрав все исходные материалы, приступают к составлению моделей библиотечного фонда.
Описательные модели
Описательная (вербальная) модель ставит задачу дать самое общее представление о целях, тенденциях формирования фонда; о его зависимости от основных характеристик обслуживаемой зоны, контингента пользователей и их информационных потребностей, перспективах развития библиотеки; о методических решениях по отбору документов, перечне приоритетных тем, видов документов, экземплярности, хронологической глубины и других существенных для данной библиотеки признаков фонда, его структуре и объёме.