От контроля требуется открытость, гласность и доброжелательность. Его следствием становятся поощрения и наказания фондистов.




В последние годы в связи с международными рекомендациями самое большое внимание уделяют контролю качества как результатов труда, так и самого этого труда. При этом для каждого контролируемого объекта су­ществуют свои критерии. Качество библиотечного фонда оценивают в про­цессе его использования потребителями; качество учёта документов — при проверке фонда, качество трудовой деятельности поверяют соблюдением технологической дисциплины, норм и нормативов труда, соответствия де­ятельности плану и т. д.

Информация о положении в контролируемой системе поступает к субъ­екту управления из различных источников. Одним из основных среди них являются отчётные документы, которые существуют именно для управлен­ческого контроля за деятельностью.

Отчёт — это составленные по установленной форме сведения о дея­тельности структурного подразделения за прошедший период с вывода­ми и предложениями.

Структура отчёта приближена к структуре соответствующих текущих планов, что позволяет контролировать их выполнение и обеспечить пра­вильность планирования на последующий период. Наиболее важный сре­ди отчётов — годовой.

Другой важный источник получения информации о состоянии и про­блемах в организации представляют собой служебные информационно-справочные документы. Эта контрольная информация оформляется в виде аналитических, служебных и объяснительных записок, справок, сводок, актов, протоколов, предложений, заключений, представлений, отзывов, заявлений, служебных писем.

Для объекта управления наиболее распространённой формой такого контроля является статистика книговыдач и отказов.

На всех участках технологической цепочки функционирования библио­течного фонда контролируют производственную деятельность субъекта управления, т. е. фондистов. Контроль профессионального потенциала кадров осуществляют путём периодической (обычно с пятилетним ин­тервалом) переаттестации, конкурсов профессионального мастерства, тестирования и в иных формах.

Анализ

Последняя, также важная функция управления библиотечным фон­дом — анализ (от греч. analysis — «разложение») информации, поступа­ющей от всех структурных звеньев системы управления фондом, т. е. её подсистем и связей. Анализируют также своевременность и правильность осуществления всех функций управления, включая самую функцию ана­лиза. Он призван выявить сущность и источники возникающих проблем и обосновать выбор лучших вариантов их решений.

Анализ объекта управления, т. е. библиотечного фонда, представляет собой изучение задач библиотеки, состава и интересов её пользователей, состояния и использования библиотечного фонда. Формирование и ис­пользование библиотечного фонда в определяющей мере зависит от того, насколько он изучен библиотекарем. Анализу подлежит весь фонд отдель­ной библиотеки, любая его составная часть фонда или фонд группы биб­лиотек, библиотечной системы и сети.

Анализ пользования библиотечным фондом. Выяснить, как би­блиотечный фонд выполняет стоящую перед ним цель, позволяет анализ его использования (эксплуатации) теми, для кого он предназначен. Из­учение фонда в этом аспекте — это одновременно и изучение информа­ционных потребностей пользователей. Фондист ежедневно убеждается в справедливости латинской пословицы: «Pro captu lectoris habent suafata libelli» («Оценка читателя книгам судьбу назначает»). Таким образом, сведения об использовании тоже выполняют функцию обратной связи. Поскольку фонд предназначен для пользователей, требуется иметь пол­ное представление об их составе и информационных потребностях.

Потребности выражаются в запросах на документ. В настоящее время теоретическая разработка понятия «запрос» ещё крайне недостаточна.

Запросом считают любое требование пользователя о выдаче ему кон­кретного документа. Запрос квалифицируют по различным основаниям, главное из которых — результат его исполнения. По этому признаку он делится на удовлетворённый и неудовлетворённый (рис. 14).

Рис. 14. Классификация видов удовлетворения запроса

Удовлетворённый запрос фиксируют в величине документовыдачи, судя по ней о качестве сформированного фонда. Это, однако, лишь самое первое приближение к достоверной картине, поскольку качество имеет разные сте­пени. Запрос выполнен отлично (высококачественно), если он выполнен полно, точно, досрочно. Он выполнен хорошо (просто качественно), т. е. сво­евременно (в нормативные сроки); если взамен запрошенного выдан непол­ноценный документ: либо имеющий физические изъяны материальной основы (сильно выцветший текст или отсутствие его части, плохая видеозапись и др.), либо не тот, что запрошен, а иной, по своим качествам более или менее приближающийся к затребованному. Конечно, если библиотекарем предло­жен взамен документ лучший по сравнению с запрошенным, исполнение за­проса переходит в разряд отличного. Свидетельством удовлетворительного (низкокачественного) исполнения запроса является отложенное его испол­нение — когда профильный запрос библиотека не в состоянии удовлетво­рить своим фондом и отсылает его на исполнение в другие библиотеки или в Интернет; несвоевременная выдача в связи с постановкой запроса на оче­редь и др.

Неудовлетворительное (некачественное) выполнение запроса — это ис­полнение пользовательского требования позже нормативного, заранее об­условленного срока; а также неполное, неточное исполнение.

Неудовлетворение запроса иначе можно назвать отказом, т. е. невыдачей затребованного документа, какими бы причинами она ни объяснялась.

Методы непосредственного обращения к пользователям библиотеки. Анализ пользования фондом, проведённый по библиотечной докумен­тации, дополняют материалами, полученными в ходе непосредственных контактов с пользователями. Это анкетные опросы, интервьюирование пользователей, устные беседы с ними, изучение их откликов на исполь­зованные документы и т. п. Особый интерес представляют мнения членов совета по комплектованию и лидеров чтения.

Методы опосредованного анализа. Формирование фонда корректируют с учётом сведений, полученных из средств массовой информации, всё шире освещающих мнение пользователей о лучших документах (книгах, филь­мах и т. д.) года, месяца и даже недели.

При сплошном просмотре книжных формуляров (паспортов книг) или листков сроков возврата устанавливают обращаемость каждого отдельно­го документа в пределах тематической рубрики, отраслевого отдела фонда и т. д. за исследуемый период. Для её расчёта число выдач документа делят на срок его нахождения в фонде (в годах). Если такая обращаемость в два или более раза выше оптимальной для данного подфонда, документ отно­сится к используемым сверхактивно, и в этом случае требуется увеличить его экземплярность. Если же конкретная обращаемость ниже оптимальной в два раза и более, то документ считается малоспрашиваемым. К числу малоспрашиваемых относят также документы, которые оправданно не запра­шивают в течение 3-5 лет в массовых, 5-10 лет — в научных библиотеках.

Документы, не используемые по субъективным причинам, — это пас­сивная часть фонда, или пассив. В него входят незаслуженно забытые цен­ные и редко спрашиваемые документы, обеспечивающие фонду запас на­дёжности.

Объективно обусловленное отсутствие спроса на документы предо­пределяет причисление их к балластовой части фонда, или балласту. Это документы морально устаревшие, окончательно износившиеся, дефект­ные и т. п.

Наглядное представление о степени соответствия фонда характеру ин­формационных запросов даёт и метод ранжирования структуры запросов и тематического профиля фонда. Если показатели удельного веса запро­сов по темам, зафиксированным в профиле фонда, отметить на графике в порядке убывания спроса на них (т. е. ранжировать), получится нисходя­щая экспонента. На том же графике фиксируют значение удельного веса соответствующего тематического раздела фонда (его укомплектованно­сти). Полученная при этом картина свидетельствует о расхождении или совпадении доли документов по данной теме и доли запросов на неё (рис. 15).

Количество запросов

Рис. 15. Сопоставление удельного веса пользовательских запросов с разделами фонда

 

Изменением политики комплектования ломаную линию стремятся сде­лать по возможности плавной и придать ей вид экспоненты. Формульно это находит отражение в так называемом коэффициенте использования фон­да — частном от деления удельного веса запросов по тому или иному тема­тическому разделу фонда на удельный вес документов этого раздела. Если результат колеблется в пределах 1,Зн-0,7, то фонд укомплектован оптимально.

Один из современных способов анализа библиотечного фонда — бенч­маркинг — метод анализа библиотечного фонда, при котором характери­зующие его показатели сравнивают с показателями, считающимися эта­лонными для подобных фондов. За эталон обычно принимают идеальные количественные модели фонда, стандарты и нормативы.

Сочетание различных методов расчёта позволяет довольно точно опре­делить оптимальную величину фонда и другие важнейшие показатели комплектования библиотечного фонда, ориентированного на утилитивную функцию.

Фонд, исполняющий мемориально-кумулятивную функцию, анализи­руют по критерию полноты отражения им соответствующего документно­го ресурса.

Анализ отказов. Изучение отказов для управления библиотечным фондом имеет не меньшее значение, чем анализ удовлетворённых запро­сов, так как наилучшим образом позволяет обнаружить недостатки библи­отечного фонда.

В общем случае наличие некоторой доли отказов — явление естествен­ное. Библиотека представляет собой систему массового обслуживания, для которой свойственно существование очередей и отказов. Безотказным может быть библиотечное обслуживание в целом, т. е. с привлечением внешних документных ресурсов.

Отказы образно сравнивают с жёлтым сигналом светофора, требующим, как известно, повышенного внимания. Не всякий отказ свидетельствует об ошибках в формировании библиотечного фонда (вспомним, что би­блиотечный фонд — это система с отказами), но каждый требует внима­тельного изучения его характера и причин появления, с тем чтобы в не­обходимых случаях отказы предупредить или ликвидировать.

Если запросы профильные и правильно оформлены, но отражают еди­ничное в интересах пользователя, то их выполняют по Интернету, межби­блиотечному абонементу, заочному абонементу или иным путём; квали­фицируют как отложенное исполнение запроса и учитывают отдельно. Их можно также выполнить, перенаправив пользователя в соответствующую библиотеку.

В отличие от неудовлетворённого запроса и отложенного исполнения заявки, собственно отказ — это подлежащее исполнению, но не удовлет­воренное в нормативный срок правильно сформулированное и оформ­ленное устное или письменное требование пользователя на существу­ющий в системе информационных коммуникаций профильный фонду документ.

Явный отказ тоже может быть обоснованным или необоснованным. Отказ обоснован, если запрошенный документ отсутствует (ещё не вышел в свет, не существует в принципе и т. д.), непрофилен для данного фонда, не выдаётся данному пользователю по уважительным причинам (педаго­гическим, государственной тайны и др.). Впрочем, неверно оформленные запросы могут быть уточнены библиографом, и в этом случае возможны иные варианты оценки качества их удовлетворения.

Необоснованный отказ (в обиходе — просто «отказ») — это отрицатель­ный ответ на подлежащее выполнению, но не удовлетворённое в норма­тивный срок устное или письменное требование на профильный фонду или координационной системе документ. Отказ не обоснован, если он вы­зван такими причинами, как:

♦ профильный документ не приобретён;

♦ документ отсутствует на месте, ибо занят, заставлен, утрачен, находится в ремонте, переплёте, заштабелирован;

♦ документ не может быть доставлен из-за неисправности технических средств и т. п.

Не обоснован отказ на документ ядра библиотечного фонда; на доку­мент по основному профилю библиотечного фонда; если пользователь имеет приоритет на получение документа.

Категорически недопустимы отказы, вызванные нежеланием обслу­жить пользователя. Они свидетельствуют о полном непрофессионализме библиотекаря, даже если поводом послужило некорректное поведение пользователя.

Постоянный анализ отказов позволяет принять меры к улучшению со­става фонда. Важно знать долю необоснованных отказов в общем объеме спроса, объективно представлять причины, тематику, частоту и иные при­знаки отказов. Уменьшить количество отказов позволяют:

♦ доукомплектование фонда требующимися названиями или экземпля­рами документов:

♦ усиление контроля своевременности возврата и отсутствия поврежде­ний взятых в библиотеке документов;

♦ сокращение срока обработки, ремонта, реставрации документа, пользо­вания им, повторной расстановки; перераспределение фонда в пределах библиотеки;

♦ территориальное приближение наиболее часто спрашиваемых доку­ментов к местам их выдачи или пользования ими.

Сопоставление количества отказов и обращаемости фонда даёт следую­щие четыре варианта состояния фонда, ориентированного на выполне­ние утилитивной функции:

1. Если показатель обращаемости для данного фонда оптимален и коли­чество или удельный вес отказов находятся в пределах нормы (а она может составлять, с учётом отказов на запросы, отражающие единич­ное в интересах данного контингента пользователей, до одной трети общего числа запросов), значит состав и объём фонда оптимальны.

2. Если показатель обращаемости оптимален, а отказов больше нормы, значит по составу фонд оптимален, но экземплярность наиболее спра­шиваемых документов нуждается в увеличении.

3. Если обращаемость чрезмерно низка, но и отказов мало, значит фонд оптимален, но имеет избыточную полноту. Требуется устранить из него балласт и, возможно, уменьшить экземплярность.

4. Если показатель обращаемости низок и отказов много, — это свиде­тельство того, что фонд имеет сверхнормативный объём и, кроме того, имеет изъяны в составе. Для его оптимизации надо исключить лишние документы и привести комплектование в соответствие с информаци­онными потребностями пользователей.

Данные об отказах в сочетании с другими данными позволяют дей­ственно управлять библиотечным фондом.

Анализ спроса и отказов заканчивается разработкой мероприятий по улучшению функционирования фонда и полноте удовлетворения ин­формационных и духовных потребностей пользователей.

Анализ фонда и спроса на него дополняют анализом действий субъек­тов управления, т. е. фондистов, что позволяет обнаружить слабые места в системе управления фондом и своевременно укрепить их.

* * *

Рассмотренные функции управления библиотечным фондом взаимос­вязаны и влияют друг на друга. Исполнение каждой функции заранее планируют. Планирование, как и остальные функции, организуют, коор­динируют. Анализ невозможен без учёта, регулирование — без анализа.

И так далее. Функции реализуются по отношению как к управляющей, так и управляемой подсистемам. Они проявляются на каждом уровне управле­ния — как при формировании фонда в целом, так и в отдельных процессах и операциях его создания и развития.

Резюме

Управлять библиотечным фондом — это значит приводить его в желае­мое состояние, исходя из предполагаемых результатов его функционирова­ния, соответствующих выработанной политике. Управлению подвержены все технологические циклы и процессы функционирования библиотечно­го фонда. Необходимость управления вызывается постоянной динамикой внешней по отношению к библиотечному фонду среды, а также изменени­ями, происходящими внутри самого фонда.

Управление библиотечным фондом характеризуется целесообразно­стью. Цель управления состоит в обеспечении желательного состояния библиотечного фонда, т. е. выполнения им намеченных функций по удовлетворению информационных потребностей пользователей и со­хранению документов в течение установленного времени.

По времени достижения выделяют цель и подцели краткосрочные, сред­несрочные и долгосрочные. Структура управления библиотечным фондом включает в себя две подсистемы — управляемую, или объект управления, и управляющую, или субъект управления, — и информационные связи между подсистемами и внешней средой. Субъект — это фондист (в том чис­ле коллективный), объект — библиотечный фонд.

Социальное управление функционированием библиотечного фонда — это, иными словами, руководство функционированием библиотечного фонда, технологическое управление — это управление функционировани­ем библиотечного фонда, а совокупность этих двух видов — управление библиотечным фондом.

Структура субъекта управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных подразделений (отделов, секторов, филиалов и т. п.), предназначенная для того, чтобы установить устойчивые взаимодействия и взаимоотношения между фондистами в процессе их совместной деятель­ности по достижению цели формирования документного фонда.

При управлении библиотечным фондом и объект, и субъект управления последовательно выполняют следующие функции: планирование, органи­зацию, регулирование, учёт, контроль и анализ. Любая функция представ­ляет собой процесс, из которого складывается содержание управленческо­го цикла.

Вопросы для самопроверки

1. Зачем нужно управлять библиотечным фондом?

2. Как соотносятся между собой структура и функции управления библиотеч­ным фондом?

3. На какие подсистемы разделяется управление библиотечным фондом? Что такое социальное управление библиотечным фондом? Что такое технологи­ческое управление библиотечным фондом?

4. Кто входит в управляющую подсистему и какова её структура?

5. Назовите основные связи в системе управления библиотечным фондом.

6. Перечислите последовательность функций управления библиотечным фон­дом, используя мнемонический приём — слово «ПОРУКА».

7. Относятся ли функции управления библиотечным фондом только к субъекту управления? Относятся ли они только к объекту управления? Относятся ли они к субъекту и объекту управления одновременно?

8. Какие аспекты объекта управления изучают в границах исполнения функции анализа управления библиотечным фондом?

9. Опираясь на свои представления о будущем библиотек, спрогнозируйте, что будет представлять собой фонд библиотек через 50 лет. Сохранится ли он и в каком виде?

 

 

Глава в. Субъект управления библиотечным фондом

Требования к субъекту управления

Решающую роль в функционировании библиотечного фонда играет лич­ность библиотекаря, так как именно он в значительной мере определяет содержание и успех всей библиотечной работы.

На операциях, связанных с технологическим циклом функционирова­ния библиотечного фонда, в библиотеках занято до половины персонала. Без него нельзя обойтись даже в полностью механизированной и автома­тизированной библиотеке. Его деятельность регулируется профессиональ­ными стандартами специалистов в области библиотечно-информацион­ной деятельности. Управленцы самого низшего уровня, т. е. исполнители, имеют самостоятельные профильные направления деятельности:

1. Комплектование, учёт, обработку и систематизацию библиотечных фондов ведут:

♦ библиотекарь-комплектатор (по категориям):

♦ библиотекарь-каталогизатор (по категориям).

2. Хранение библиотечных фондов осуществляют:

♦ хранитель библиотечного фонда (по категориям):

♦ специалист по работе с книжными памятниками.

Профессиональные качества фондиста, как и любого работника, разделя­ют на три группы, требующиеся для успешной работы в любой отрасли, общие для всей профессии и специфические для той или иной специаль­ности, специализации.

Специалисту в области функционирования библиотечного фонда необходимо свободно владеть соответствующим государственным язы­ком, а также русским языком как языком межнационального общения. При оперировании документами, опубликованными на других языках, надо в требуемых пределах знать и их. От фондиста требуется повышен­ный, по сравнению со средним, уровень речевой и особенно письменной грамотности. Любая ошибка в каталожной карточке, шифре, учётном до­кументе отрицательно сказывается не только на обслуживании пользова­телей, но и на престиже библиотеки и библиотекаря.

Устойчивые познавательные интересы являются специфической чер­той библиотекаря-профессионала вообще, а фондиста в особенности. Раз­носторонняя эрудиция фондиста позволяет значительно ускорять отбор и оценку документов.

Фондист должен ориентироваться в системе издания и распростране­ния документов, в структуре фондов региона, отрасли, своей библиотеки. Он должен обладать специфической памятью: ему надо запоминать фами­лии авторов, заглавия их произведений, ассоциативно связывая их с внеш­ним видом документов, шифром и местом их расположения на полках. Ему свойственны критичность мышления, объективность в оценках докумен­тов, своё мнение он отстаивает твердо, но корректно.

Фондисту присущ особый тип внимания: мгновенное концентрирование его на отдельном участке деятельности и столь же мгновенное переключе­ние на иной вид деятельности. Он быстро отбирает и перерабатывает нуж­ную информацию, делая правильные выводы о её ценности для библио­течного фонда, даже если эта информация противоречива. Поскольку библиотечный фонд состоит из огромного множества мелких и крупных элементов (книг, дисков, формуляров, ярлыков и т. д.), каждому из кото­рых строго определено его место, фондистом может быть лишь человек аккуратный, собранный, усидчивый, наделённый известной долей педан­тизма. Ему постоянно приходится осуществлять большое количество мел­ких, но важных операций, и безошибочность их выполнения существенно сказывается на качестве всего библиотечного фонда.

Важным профессиональным качеством комплектатора является спо­собность предвидеть степень использования приобретаемых (исключае­мых) документов. Он должен свободно владеть методами библиографи­ческого поиска; уметь анализировать соответствие заказов, поступающих от структурных подразделений библиотеки и пользователей, их действи­тельным информационным потребностям: мотивированно отстаивать своё мнение при решении вопроса об отборе, брать на себя ответствен­ность в этом ключевом для всей библиотеки деле. Ему свойственна малая внушаемость, чтобы не поддаваться влиянию даже со стороны авторитет­ных лиц.

Наиболее ценное качество фондохранителя — умение продуктивно и продолжительно работать в одиночку. От фондохранителя требуется хо­рошая зрительная память, внимательность, сообразительность (быстрота ориентации), расторопность, повышенная добросовестность и честность.

Перечисленные качества не просто желательные черты личности библиотекаря — специалиста по функционированию библиотечного фон­да. Всё это — характеристики профессиональные, свидетельствующие об уровне его квалификации и мастерства.

Факторы специализации. Возможность постоянного пополнять свои знания благодаря общению с документами как произведениями челове­ческого гения — один из самых мощных факторов удовлетворённости фондиста своей работой. По значимости этот фактор сопоставим с науч­ной организацией труда в отделе. Привлекают его условия и режим труда (односменность, стабильность выходных дней, скользящий график и др.). Самое большое моральное удовлетворение от выполняемой работы при­носит высокий профессионализм.

Но на его работу влияют и неблагоприятные факторы. Прежде всего это физическое утомление, вызываемое монотонностью и чрезмерно вы­соким темпом выполняемых операций. Труд в отделах обработки и хра­нения наиболее регламентирован, рабочий день максимально уплотнён. Занятость, напряженность усилий здесь значительны. Для смягчения этих факторов следует постоянно совершенствовать технологию функциониро­вания библиотечного фонда и организацию труда сотрудников.

Специализация фондиста нуждается настолько в широком спектре пси­хофизиологических качеств, что для овладения ею не имеется профес­сиональных ограничений. Но было бы утопией требовать, чтобы необхо­димые качества были представлены у каждого сотрудника в равной и необходимой мере. Главное, чтобы в «ансамбле» личностных качеств од­ними из них максимально восполнялись другие. К тому же многие из недо­стающих вначале способностей могут быть развиты в процессе трудовой деятельности.

Вместе с тем отсутствие профессиональных ограничений не означает, что работу с фондом можно поручить всякому желающему. К этой специа­лизации имеются и противопоказания: наличие идеалов, противоречащих интересам общества; корыстно-эгоистическая направленность лично­сти; низкий интеллектуальный уровень, отсутствие специальных знаний и умений; безволие, несобранность. В процессе овладения специализацией и при желании эти недостатки могут быть исправлены. Фондисту противо­показаны резко выраженные дефекты зрения, опорно-двигательного аппа­рата.

Круг обязанностей фондистов зависит от типа и вида библиотеки, определяется характером занимаемой должности и проявляется в уровне квалификации.

Квалификацией считают совокупность общего и специального образова­ния, а также опыта, накопленного в процессе выполнения той или иной деятельности. Уровень квалификации фондиста отражён в квалификаци­онных характеристиках библиотекаря-библиографа.

Особенно глубоко фондисту требуется знать формы и методы ведения закреплённых за ним процессов и операций на своём рабочем месте. Про­фессиональные знания приходится постоянно обновлять, чтобы всегда быть на уровне достижений библиотечного фондоведения и передовой би­блиотечной практики.

Каждый фондист обязуется знать основы управления и организации труда, основы трудового законодательства, систему делопроизводства, правила внутреннего трудового распорядка, правила охраны труда и по­жарной безопасности. Помимо этого, должность соответствующего специ­алиста предполагает знание и выполнение им соответствующих производ­ственных особенностей обеспечения безопасности библиотечного фонда.

Поскольку деятельность субъекта управления иерархически структу­рирована, к разным её звеньям предъявляют дополнительные требования.

Из всех процессов функционирования библиотечного фонда самой вы­сокой квалификации требует комплектование фонда. Для того чтобы стать кадровым комплектатором, требуется в среднем около пяти лет.

Средний эшелон управления — это сотрудники, имеющие высшую квали­фикацию. Они отвечают за самые ответственные участки работы. С 1971 г. в крупных библиотеках существует должность главного библиотекаря, от­ветственного за комплектование библиотечного фонда. Он организует все виды комплектования, взаимодействует с источниками документоснабжения, обеспечивает изучение фондов, их перераспределение.

Впоследствии ввели также должность руководителя (директора), от­вечающего за сохранение библиотечного фонда. Более того: в 2011 г. в «Справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» к названным выше добавились должности специалистов, непосредственно обеспечивающих функционирование библиотечного фонда: главный хра­нитель фондов, специалист по учётно-хранительской документации, спе­циалист по превентивной консервации библиотечных фондов, специалист по массовой консервации библиотечных фондов, специалист по организа­ции безопасности библиотечных фондов.

Рядовые сотрудники-исполнители — это низший эшелон управления. Они осуществляют технологические операции над документами, ведут делопроизводство, выполняют отдельные распоряжения руководителей. Специфика отделов обработки и фондохранения позволяет чётко описы­вать и закреплять обязанности за конкретными участниками или группа­ми исполнителей.

Требования, предъявляемые к комплектаторам, обработчикам, фондохранителям, подробно излагаются в должностных и технологических инструкциях. Залогом эффективной работы фондовых отделов является рациональное сочетание должностных обязанностей работников, имею­щих разную квалификацию, навыки взаимозаменяемости сотрудников.

Резюме

Личность фондиста играет решающую роль в функционировании биб­лиотечного фонда. Специфической чертой фондиста являются устойчивые познавательные интересы, особый тип внимания, аккуратность, собран­ность, усидчивость, повышенная добросовестность и честность и другие.

Круг обязанностей фондистов зависит от типа и вида библиотеки, опре­деляется характером занимаемой должности и проявляется в уровне ква­лификации. Уровень квалификации фондиста отражён в квалификацион­ных характеристиках библиотекаря-библиографа.

Для достижения наилучших результатов труда фондистам создают со­ответствующие условия труда. На сохранение здоровья фондистов нацелен и раздел науки гигиены, изучающий влияние химических, физических, биологических и социальных факторов на здоровье людей и разрабатыва­ющий мероприятия по предупреждению и устранению неблагоприятно­го воздействия этих факторов на организм человека. Фонд периодически проверяют и на предмет радиоактивного заражения.

Вопросы для самопроверки

1. Ответьте себе: какими требующимися фондисту качествами личности распо­лагаете лично вы? Способны ли вы выработать у себя недостающие качества?

2. На каком участке, связанном с функционированием библиотечного фонда, вы себя видите? Что придаёт вам уверенность, что вы с ним справитесь?

3. Готовы ли вы стать руководителем структурного подразделения, связанного с функционированием библиотечного фонда? Какой стиль управления избе­рете в этом случае?

4. Кому работа в фондохранилище показана, а кому — абсолютно противопо­казана?

Литература

1. Захаренко М. П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-­управленческий подход: науч.-практ. пособие / М. П. Захаренко. – Санкт- Петербург: Профессия, 2013. – 238 с.

2. Столяров Ю. Н. Управление библиотечным фондом: учеб. пособие / Ю. Н. Столяров. — Орёл, 2015. — 153 с.

 

§3. Моделирование библиотечного фонда

Конкретно Политика функционирования библиотечного фонда выражается в моделях библиотечного фонда. Модели служат действенным рычагом управления библиотечным фондом.

Общие требования к моделированию

Подмоделью понимается идеальный условный образ фонда, отражаю­щий его реальное или желаемое состояние в виде словесного описания, схемы, статистического показателя, норматива, библиографического ука­зателя или другой формы.

Технологически создание фонда начинается именно с его моделирова­ния. В ходе моделирования задаются параметры и границы фонда, кото­рые служат ориентиром для всех остальных процессов функционирования библиотечного фонда.

При моделировании более сложная система (в нашем случае — библи­отечный фонд) воспроизводится в менее сложной, т. е. модели. Благодаря своей относительной простоте по сравнению с моделируемым объектом, модель облегчает его изучение, измерение и преобразование.

Преимущество модели фонда перед самим фондом состоит в том, что она позволяет выделить главное, не отвлекаясь на детали. Целью моделиро­вания является определение оптимальных границ фонда, характеристик его профиля, объёма, структуры. Конечным результатом моделирова­ния является создание, фиксирование и регулярное корректирование представления о желаемом состоянии документного фонда.

Модель может и предшествовать возникновению фонда, и отражать реальный библиотечный фонд. Для изучения уже существующего фонда используют реальные модели, а для планирования его будущего состоя­ния — идеальные, или эталонные модели.

Сведения в модели могут быть представлены в виде описания (вербаль­ная модель), графика (графическая модель), формулы (математическая модель) или ином.

Вид модели выбирают в зависимости от решаемых задач. Один и тот же фонд отражают в нескольких моделях, представленных в комплексе.

Чем более глубокие, сущностные свойства модель отражает, тем дольше она служит. Однако ни одна модель не бывает застывшей, годной на все времена; время от времени модели уточняют или составляют заново.

Информационная база моделирования. Составлению моделей пред­шествует сбор и анализ информации обо всех параметрах, существенных для библиотечного фонда и тенденций его развития. Эта информация со­средоточена в следующих материалах:

♦ миссии библиотеки, долгосрочных целях и стратегических направлениях её развития:

♦ Политике функционирования фонда как исходном документе, регла­ментирующем функционирование библиотечного фонда;

♦ Паспорте библиотечного фонда;

♦ сведениях об информационных потребностях реальных и потенциаль­ных пользователей;

♦ данных о состоянии других документных фондов по смежному профилю, с которыми возможны или имеются координационные связи;

♦ характеристике материальных, финансовых, кадровых ресурсов и пер­спективах их динамики, поскольку ресурсные возможности существен­но влияют на формирование документного фонда.

На этих основаниях делают заключение о состоянии фонда библиотеки: его величине, составе, качестве. В результате создаётся целостное пред­ставление о том, каким должен быть моделируемый фонд.

Первейшей основой моделирования являются задачи, стоящие перед библиотекой. Они находят отражение в исходном организационно-право­вом документе библиотеки — её Уставе или Положении. Здесь сформули­рована социальная миссия библиотеки, её долговременная стратегическая политика.

Не менее важно иметь представление о контингенте реальных и по­тенциальных пользователей, т. е. распределении их по профессиям и роду деятельности, квалификации, литературным вкусам, возрасту и иным признакам. Важно иметь обобщённое представление о специфике их ин­формационных потребностей. Фондист должен иметь представление о цели, с которой пользователь обращается к документу: самообразование, учёба, коммерция, научная, производственная деятельность, повышение квалификации или иное. Эти материалы дают представление о требую­щихся темах, жанрах, видах документов, их общем количестве. Вот здесь существенно знать, какие запросы являются общими, а какие — групповы­ми для данного контингента пользователей.

Сведения для базы данных берут из официальных статистических ис­точников, планов и отчётов внешней для библиотечного фонда среды. Большие возможности предоставляют сайты, домашние странички, соци­альные сети. Выяснив, какие объекты расположены в зоне обслуживания библиотеки, собирают правомерно размещённую информацию о них из общедоступных источников.

Собрав все исходные материалы, приступают к составлению моделей библиотечного фонда.

Описательные модели

Описательная (вербальная) модель ставит задачу дать самое общее пред­ставление о целях, тенденциях формирования фонда; о его зависимости от основных характеристик обслуживаемой зоны, контингента пользо­вателей и их информационных потребностей, перспективах развития библиотеки; о методических решениях по отбору документов, перечне приоритетных тем, видов документов, экземплярности, хронологической глубины и других существенных для данной библиотеки признаков фон­да, его структуре и объёме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: