Общие сведения о методической разработке




Тема методической разработки: "Конфликты между подростками и родителями".

Формы проведения занятия: родительская конференция.

Место проведения: учебный класс.

Целевая группа: родители обучающихся 8-9 классов.

Цель занятия: профилактика жестокого обращения с детьми.

Задачи:

1. Ознакомить родителей со стилями семейного воспитания и их влиянием на личность ребенка.

2. Ознакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста и трудностями этого возрастного этапа.

3. Научить родителей правильному поведению в конфликте с подростком.

4. Предоставить родителям альтернативы выбора форм решения конфликтных ситуаций, избегая физического наказания.

Планируемые результаты: овладение родителями необходимыми знаниями для бесконфликтного общения, понимания своего ребенка; исключение жестокого обращения с детьми; выстраивание продуктивных форм взаимодействия с родителями.

Регламент работы и формы организации деятельности родителей:

Регламент работы:

Этап 1 "Стили семейного воспитания" (40 минут):

Задание 1: Знакомство со стилями (10 минут).

Задание 2: Последствия воспитания для развития личности ребенка (30 минут).

Этап 2 "Возрастные особенности детей подросткового возраста" (40 минут):

Задание 1: Возрастные особенности детей подросткового возраста (25 минут).

Задание 2: Портрет родителя и ребенка (15 минут).

Этап 3 "Конфликты родителей и детей. Причины, пути их решения"(40 минут):

Задание 1: Конфликты родителей и детей, их причины, последствия и способы разрешения (20 минут).

Задание 2: Кейсы "Конфликтные ситуации подростков с родителями" (20 минут).

Формы организации деятельности родителей:дискуссия, решение кейсов, анкетирование, творческая работа, работа в мини-группах.

Ресурсы для проведения занятия:

Приложение 1 Плакат "Стили семейного воспитания".

Приложение 2 Карточки "Стили воспитания и их последствия".

Приложение 3 Анкета "Ваш стиль воспитания".

Приложение 4 Плакат "Возрастные особенности подросткового периода".

Приложение 5 Плакат "Виды конфликтов между подростками и родителями".

Приложение 6 Плакат "Рекомендации для родителей "Решение конфликтов"".

Приложение 7 Кейсы "Конфликтные ситуации между подростками и родителями".

Приложение 8 Буклет для родителей "Родителям подростка. Конфликты".

Ватман, цветные карандаши, альбомные листы, ручки.

2. Сценарный план проведения занятия

Этап 1. "Стили семейного воспитания" (40 минут)

Родители учащихся одного класса в количестве 15-30 человек разделены на мини-группы по 5 человек, каждая мини-группа сидит в кругу вокруг парты на всех этапах родительской конференции.

На данном этапе родители знакомятся со стилями семейного воспитания, влиянием каждого стиля на психическое развитие ребенка и его дальнейшее поведение, определяют свой стиль воспитания ребенка. Форма подведения результатов: анкета.

Задание 1: Знакомство со стилями.

Каждый родитель желает только светлого будущего своему ребенку, чтоб он был успешен в личной жизни, в профессиональной сфере, чтоб он был жизнерадостен, счастлив. Но во многом его будущее зависит от нас - родителей, от того, как он чувствует себя сейчас, как проходит его развитие, насколько мы смогли создать ему благоприятные условия для жизни, многое зависит от стиля нашего воспитания. Стили семейного воспитания – это разные стили воспитательного воздействия родителей на своих детей. Сейчас мы познакомимся со стилями семейного воспитания. Обратите внимание на плакат (Приложение 1 Плакат "Стили семейного воспитания").

Выделяют 4 стиля семейного воспитания: авторитарный, попустительский (невмешательство), демократический (сотрудничество) и гиперoпека. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.

Авторитарный стиль воспитания - строгая дисциплина, полное подчинение детей своим родителям, эмоциональная холодность в отношениях, жесткие правила, ребенок не имеет права на свое мнение и право выбора. Ребенок не умеет быть самостоятельным, нести ответственность.

Попустительский стиль - нет границ и правил, ребенок имеет полную свободу действий, родителей не интересует жизнь их детей, они снимают с себя ответственность за их будущее.

Демократический стиль - дети полноправные члены семьи, к ним прислушиваются, их мнение учитывается, родители всегда готовы прийти к ним на помощь, родители демонстрируют свою любовь, а дети чувствуют эту любовь. Родители умеют выстраивать гибкие границы, справедливы, сдержаны. Дети учатся самостоятельности, ответственности.

Гиперопека - дети жестко ограничены в свободе, постоянный контроль со стороны родителей, тревожность, желание родителей привязать ребенка к себе, все сделать за него, оберегать от окружающего мира.

Как вы думаете, какой стиль воспитания наиболее благоприятен для психического состояния ребенка, для его развития? (выслушиваются мнения родителей)

Как вы думаете, в каком стиле ребенок может встретить агрессию со стороны родителей, рукоприкладство? Как это может повлиять на ребенка? (выслушиваются мнения родителей)

Задание 2: Последствия воспитания для развития личности ребенка.

Давайте посмотрим какие последствия могут наступить для ребенка при каждом стили воспитания. Перед вами карточки красного цвета, на которых указан один из четырех стилей воспитания, и карточки зеленого цвета, на которых указаны последствия такого стиля воспитания, нужно распределить зеленые карточки между красными (Приложение 2 Карточки "Стили воспитания и их последствия"). Эта работа групповая, необходимо обсудить свой выбор с группой, принять общее решение. Все карточки приклеиваем на ватман и вывешиваем на доску.

Каждая группа вывешивает свой ватман, обсуждение последствий стилей воспитания. Обсуждение недопущения применение физического наказания.

Задание 3: Давайте определим свой стиль воспитания ребенка. Для этого пройдем анонимную анкету (Приложение 3 Анкета "Ваш стиль воспитания").

Этап 2. "Возрастные особенности детей подросткового возраста" (40 минут)

На данном этапе родители узнают о возрастных особенностях подростков, трудностях возрастного этапа. Для подготовки к проведению данного этапа необходимо провести конкурс рисунков среди учащихся класса "Мои родители". Форма подведения результатов: портреты родителя и ребенка.

Задание 1: Возрастные особенности детей подросткового возраста.

Для того, чтобы родители лучше могли понять своего ребенка, понять его переживания на данном возрастном этапе, его трудности, объяснить то или иное поведение, рассмотрим, каковы его возрастные особенности в подростковом периоде (Приложение 4 Плакат "Возрастные особенности подросткового периода").

Возрастные особенности подросткового периода:

1. Формирование нравственных представлений и социальных установок.

2. Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение.

3. Сильная потребность в общении со сверстниками.

4. Становление личности.

5. Желание принять на себя обязанности и права взрослых.

6. Половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом.

Давайте обсудим характерные признаки подросткового возраста, указанные на плакате, встречаете ли вы их у своих детей?

Подростковый возраст - непростой период для ребенка. Часто этот возраст называют "переходный". Поняв своего ребенка, мы сможем скорректировать свое поведение и отношение к нему, чтоб этот период прошел для нас благоприятно и не отложил негативный отпечаток на последующую жизнь дочери и сына.

Задание 2: Портрет родителя и ребенка.

До нашей конференции мы попросили учащихся класса нарисовать портреты своих родителей. Вы можете подойти к стенду и посмотреть, какими вас видят ваши дети. Какое у вас выражение лица, есть ли на нем улыбка, какого цвета изображен портрет: в светлых тонах или темных, какие дополнительные предметы нарисованы рядом или есть подпись к портрету. (На стенде вывешены портреты родителей, нарисованные их детьми).

Сейчас я попрошу вас нарисовать портрет своего ребенка, им будет приятно Ваше внимание, увидеть как вы их себе представляете.

Этап 3. "Конфликты родителей и детей. Причины, пути их решения"(40 минут).

На данном этапе родители узнают какие бывают конфликты между детьми и их родителями, причины их появления и пути разрешения. Форма подведения результатов: памятка для родителей, голосование.

Задание 1: Конфликты родителей и детей, их причины, последствия и способы разрешения.

Конфликт - это ссора, столкновение интересов. Само появление в семье конфликтов - вполне нормальное явление. Главное, научиться не избегать их, не применять физических наказаний, а решать. Давайте посмотрим какие могут быть конфликты между подростками и их родителями, обратите внимание на плакат (Приложение 5 Плакат "Виды конфликтов между подростками и родителями").

Виды конфликтов между подростками и родителями:

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Ребенок уже не маленький, но и не взрослый.

2. Мирное сосуществование. Безразличие к ребенку.

3. Диктатура родителей. Подавление личности подростка.

4. Конфликт чрезмерной опеки.

5. Конфликт родительской авторитетности.

Совместное обсуждение конфликтов.

Вы обратили внимание, как непонимания, конфликты тесно связаны со стилями семейного воспитания? Решить конфликт, повлиять на поведение подростка возможно только через изменение своего стиля общения с ребенком, своего стиля воспитания.

Давайте посмотрим, как должен вести себя в конфликте с подростком взрослый человек, любящий родитель, обратите внимание на плакат (Приложение 6 Плакат "Рекомендации для родителей "Решение конфликтов"").

Рекомендации для родителей "Решение конфликтов"

- Будьте честны, справедливы.

- Не поддавайтесь эмоциям, сначала "остыньте".

- Не унижайте и не оскорбляйте своего ребенка, не применяйте силу.

- Выясните в чем суть конфликта.

- Делайте акцент не на том "кто виноват", а на том "что делать".

- Найдите максимальное количество вариантов решения конфликта, которые будут учитывать интересы обеих сторон.

- Выполняйте договоренности в соответствии с выбранным вариантом решения.

Обсуждение рекомендаций, ответы родителей "Какие еще рекомендации вы добавите от себя?".

Задание 2: Кейсы "Конфликтные ситуации подростков с родителями".

Сейчас мы разберем кейсы - конфликтные ситуации подростков с родителями, и совместно обсудим, как их можно решить, какие действия родителя необходимы для разрешения конфликта (Приложение 7 Кейсы "Конфликтные ситуации между подростками и родителями").

Каждой группе выдается одна карточка, 5-7 минут идет обсуждение в группе, затем каждая группа описывает свою ситуацию и способ разрешения конфликта, поведение родителя в конфликте.

Вот и подошла к завершению наша родительская конференция. На ней мы познакомились со стилями семейного воспитания и их влиянием на личность ребенка, узнали свой стиль воспитания, познакомились с психологическими особенностями подросткового возраста и трудностями этого возрастного этапа, научились правильному поведению в конфликте с подростком. Каждый из нас задумался над альтернативным выбором форм решения конфликтных ситуаций, избегая физического наказания. Надеюсь эта информация поможет вам выстроить доверительные отношения с вашим ребенком на его непростом жизненном этапе. На вашем столе у каждого лежит два кружка красного и зеленого цвета, прошу вас проголосовать была ли полезной для вас данная конференция, для этого оставьте кружок выбранного вами цвета в ящике перед выходом, где красный - "нет, пустая трата времени", а зеленый "да, время провел с пользой". Также перед вами лежат буклеты, где собрана полезная информация с конференции (Приложение 8 Буклет для родителей "Родителям подростка. Конфликты"). Большое спасибо за внимание!

 

Заключение

Проблема жестокого обращения с детьми на сегодняшний день очень актуальна. Подростковый период - трудный период как для ребенка, так и для его родителей. На данном этапе очень часто случаются конфликты между подростками и их родителями, где родитель не всегда может справиться со своими эмоциями, перейти в агрессию и жестокое обращение. Понимая своего ребенка, анализируя свое поведение, родитель может справиться с конфликтом достойно, не переходя на оскорбление, унижение и не применяя физическую силу. Родительская конференция помогает родителям овладеть необходимыми знаниями для бесконфликтного общения, понимания своего ребенка; исключения жестокого обращения с детьми. Педагогу помогает выстраивать продуктивные формы взаимодействия с родителями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: