Категория специального человеческого капитала позволила объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть кадров ниже и почему заполнение вакансий в организациях происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет найма с внешнего рынка. Благодаря теории человеческого капитала вложения в субъект стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные капиталовложения.
Т. Шульц, Дж. Кендрик и другие ученые произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Ими установлено, что на протяжении XX в. накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. По расчетам Э. Денисона, прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15–30 % обусловлен повышением образовательного уровня работников. Опыт Гонконга, Сингапура, Южной Кореи подтверждает, что инвестиции в образование и здравоохранение – наиболее эффективная стратегия экономического развития.
Анализируя проблемы экономического неравенства, Г. Беккер создал универсальную модель распределения личных доходов: разное расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, а кривых предложения – неравенство в доступности для их семей финансовых ресурсов.
Структура распределения человеческого капитала, а значит, и заработков зависит от разброса индивидуальных кривых. Особенно глубокое неравенство
отмечается в случае корреляции кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей оказываются наделены и большими способностями.
|
Предложенная Г. Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (человеческого капитала), но и от собственности. Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Но с ростом объема инвестиций в человеческий капитал она убывает, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Следовательно, рациональной стратегией семьи
будет следующая: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше; затем, когда по мере убывания она уравнивается с нормой доходности прочих активов, переключиться на инвестирование в другие активы, чтобы впоследствии передать их детям. Значит, семьи, оставляющие наследство детям, производят инвестиции в их человеческий капитал в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.
Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали значительное влияние на экономическую политику государств. Благодаря им изменилось отношение общества к вложениям в человека: в них стали видеть инвестиции, обеспечивающие производственный (причем, долговременный по характеру) эффект. Все это способствовало ускоренному развитию системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. В частности, программы подготовки стали рассматривать как эффективное орудие борьбы с бедностью – более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. Было выявлено, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении текущих, а не пожизненных доходов, преувеличены: молодежь, инвестирующая в свое образование, сознательно отдает предпочтение низким текущим доходам, чтобы впоследствии получить доступ к высокооплачиваемым рабочим местам.
|
4.1
Вложения в «человеческий капитал»
Основным путем увеличения (накопления, производства, воспроизводства) «человеческого капитала» является инвестирование в него. Существует дискуссия о том, каковы инвестиции в «человеческий капитал», насколько допустимо их сравнение с обычными инвестициями. Одна часть исследователей понимает под ними затраты средств, направленных на повышение его «результативности», другая — любые действия или меры, направленные на улучшение характеристик «человеческого капитала. Однако инвестиции являются необходимым, но далеко не единственным условием для формирования «человеческого капитала». Группа исследователей придерживается мнения, что «человеческий капитал» может формироваться параллельно и сам по себе без каких-либо инвестиций (так называемое самовозрастание).
На особом месте стоит проблема приоритетности инвестиций в «человеческий капитал», которая заключается в том, что исследователями провозглашается приоритетность инвестиций в «человеческий капитал» по отношению к инвестициям в физический капитал либо в какой-либо из элементов или блоков «человеческого капитала» (как правило, здоровье или образование). Исследователями рассматривается только положительная динамика «человеческого капитала», хотя неблагоприятные факторы могут оказать на него не менее существенное влияние.
|
Каким же образом осуществляется воздействие инвестиций на изменение элементов «человеческого капитала»? Представляется, что это изменение происходит при потреблении ранее созданной стоимости и рабочей силы, которой подкреплены инвестиции. Любое вложение в «человеческий капитал» связано с участием труда. Но, что более важно, обязательным условием достижения цели инвестирования является труд носителя «человеческого капитала». Таким образом, процесс преобразования элементов «человеческого капитала» является процессом потребления ранее созданной стоимости и рабочей силы, следовательно, имеет четкие аналогии с процессом производства и может с некоторыми допущениями считаться таковым. Существенное отличие в том, что для такого «производства» может оказаться достаточно рабочей силы, в то время как для обычного производственного процесса необходимы также другие факторы.
Для приобретения любых навыков, пусть и без прямых затрат, необходимы в первую очередь усилия самого владельца «человеческого капитала», которые в данном случае играют роль инвестиционных ресурсов.
Усилия владельца «человеческого капитала» являются необходимым условием для его изменения и при инвестировании реальных средств. В качестве субъекта инвестиций выступает сам человек, фирма (корпорация) и государство в целом. Каждый из субъектов, осуществляя инвестиции в индивидуальный «человеческий капитал», преследует свои цели и по-своему видит грядущее изменение «человеческого капитала».
Согласно распространенному мнению, инвестиции в «человеческий капитал» имеют следующие особенности по сравнению с инвестициями в физический капитал: высокая степень риска при осуществлении, большая продолжительность инвестиционного периода, более высокая эффективность.
Источниками инвестиций в «человеческий капитал» служат личные сбережения (на индивидуальном уровне) и прибыль (на корпоративном уровне). Основной предпосылкой возникновения у индивида источников инвестиций является склонность человека к сбережениям. Заработная плата, получаемая работником, является ценой его рабочей силы и представляет собой жизненные средства, необходимые работнику для обеспечения потребностей, своих и своей семьи. «Человеческий капитал» является по своей сути запасом, поэтому качества, сформированные ранее, способны сохраняться при условии поддержания «человеческого капитала» в таком состоянии, при котором эти качества могут использоваться. Поддержание требует затрат. Человек должен быть сыт, иметь кров. Если поддержание «человеческого капитала» осуществляется недостаточно, то ряд его элементов постепенно утрачивается, и их воссоздание вновь потребует инвестиций. Заработная плата представляет собой те средства, которые предназначаются для поддержания «человеческого капитала».
Перед человеком с большим «человеческим капиталом» открывается большее число потребностей, меняется и их характер, причем изменение это протекает в соответствии с известной пирамидой Маслоу. Большие потребности создают предпосылки для более высокой оплаты труда.
Использование доходов от применения рабочей силы и их распределение также контролируется с помощью «человеческого капитала», поэтому становится возможным сбережение части доходов и использование их для инвестирования в собственный «человеческий капитал».
Инвестирование в «человеческий капитал» отличается высокой степенью риска. Связано это с несколькими причинами, некоторые из которых уже упоминались ранее. Это неликвидность «человеческого капитала», последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестированных средств). Представляется, что главный риск кроется, тем не менее, в ином. Капиталист (предприниматель) задействует в производстве не весь «человеческий капитал», а лишь ту часть, которую работник выделил для комплектования своей рабочей силы. Но капиталист вынужден инвестировать в весь «человеческий капитал» своих работников, а не в ту лишь часть, которая комплектует рабочую силу. Капиталист не знает наверняка и не может полностью регулировать ни то, как будут усвоены его инвестиции, ни то, отразятся ли результаты этого усвоения на комплектовании рабочей силы. Именно поэтому такое инвестирование рискованно. Впрочем, эффективность инвестиций в «человеческий капитал» на порядок выше инвестиций в физический капитал. Закономерно, что выше и степень риска.
Выводы: Человеческий капитал можно трактовать как сформированный (развитый) в результате инвестиций и накопленный субъектом запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целенаправленно используется в той или иной сфере общественного производства, способствуя повышению ее продуктивности и росту доходов его владельца. Инвестиции в человеческий капитал и доходы от его использования чаще всего оцениваются в денежной форме, но кроме того и в прямых затратах на обучение, укрепление здоровья и других действия по наращиванию человеческого капитала. Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов как один из центральных разделов анализа предложения труда. Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления: в последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидов стал распространяться и на сферы образования, здравоохранения и т.д. Основное понятие теории человеческого капитала определяется аналогично нормам прибыли на капитал, что позволяет оценивать эффективность человеческих инвестиций в образование и производственную подготовку. В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение об обучении, либо о ее прекращении. Т.е. регулируется распределение инвестиций между различными формами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Инвестиции в образование и здравоохранение – наиболее эффективная стратегия экономического развития. Вложения в человеческий капитал происходят несколькими путями: его инвестирование, усилия владельца и личные сбережения. Но существует риск инвестирования. Это неликвидность «человеческого капитала», последствия ухода работника к другому работодателю (потери инвестированных средств). Хотя он не так высок.
Литература:
1. Волчкова Л.Т. Государственное управление: слов.-справ. (по материалам International Encyclopedia
of Public Politic and Administration). СПб.: Петрополис, 2001. 632 с.
2. Сайт «Практика эконометрики. Нормы отдачи от
образования».(URL: https://www.index.php?option=com)
content&view=article&id=216:2008-10-08-16-23-49&catid= 40:2008-10-08-15-25-51&Itemid=58 (дата
обращения: 07.10.2009).
3. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его фор-
мирование. М.: Прогресс, 1978. 275 с.
4. Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11.