Тема 1 /2ч/ ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ В РБ
1. Понятие судебной власти, ее взаимодействие с законом и исполнительной властью
2. Понятие судебной система: принципы организации и деятельности
3. Особенности статуса судей в РБ
1. По определению В.Даля власть - это право, сила, воля, свобода действия и распоряжения.
С.Ожегов Власть - это право и возможность распоряжаться чем либо.
Понятие государственной власти - это возможность и способность гос-ва в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы происходящие в обществе, с помощью убеждения либо принуждения.
Со времени возникновения государства существует проблема его рационального устройства.
Широкое признание получила концепция разделения властей /основатель Монтескье, Руссо/ Данная концепция получила свое развитие с конца 19 нач 20 века.
После 1917 года ситуация меняется в связи с расширением полномочий советов /всевластия/ и установления административно-командной системы, которая не допускала разделения властей. Лишь в конце 80-х годов к этой концепции обращают серьезный взгляд.
27 июля 1990 года Верховный Совет БССР о гос суверенитете
Госсувер-т утверждается во имя высшей цели - свободного развития гос-ва и благосостояния, достойной жизни каждого гр-на республики.
Через 4 года эта идея была закреплена в Конституции 1994 года и таким образом в К были закреплены основы судебной власти РБ /Суд, судебная власть/
Судебнаявласть - это совокупность полномочий или судов по осуществлению правосудия /осн функция суда/, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел /споров/, в порядке устанпроцессуальн законом, а также полномоч по констит контролю /надзору/, разрешению дел в сфере экономич отношений; а также по толкованию норм права /постановлениях Верховного суда/
ДЕЙСТВУЮЩАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
строится на принципах:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
- Территориальности
- Единства
- Специализации /Конст.Суд РБ/
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ /ФУНКЦИИ ПРОЦЕСС/
- Законность
- Независимость
- Несменяемость судей
- Специализированного рассмотрения дели др
3. ОБЩИЕ СУДЫ
Верховный суд
- Научно-консультативный Совет
- Состав и структура /Председатель и т.д./
- Конститутц суд
- Пленум ВС /организационные к судейскому корпусу, разъяснения/
- Президиум / организационные, и надзорной инстанции/
- Коллегия по уг делам
- Коллегия по гр делам
- Коллегия по делам интелект собственности /суд 1 инстанции/
- Коллегия по экономич делам
СИСТЕМА СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА /САМОУПРАВЛЕНИЯ/
- судей.......
-........
- Коллегии
СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
- суды областей и города Минска, структура:
● Президиум /Председатель, заместит, судьи/ функции - организац и процессуал
● Судебная коллегия по гр делам /Председатьель/
● Судебная коллегия по уг делам /Председ/
● Судебная коллегия по экон делам
Конференция судей
Квалификационная коллегия судей
БАЗОВОЕ основное ЗВЕНО
- районные городские суды /1 инстанции/
состав: Председатель, заместитель, судьи
полномочия: гр, уг, админ, иполнительное
Статус судей характеризуется по трем эллементам:
- несменяемость
- независимостьт
- мат обеспеч
- соц гарантии
- ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей
ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
ГОС АППАРАТ - это система госорганов наделенных согласно закон-ва определенными полномочиями /права, обязанности, ответственности/ и действует в составе гос должностных лиц, лиц приравненных к ГДЛ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ - ПАРЛАМЕНТ - законотворчество
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ - ПРАВИТЕЛЬСТВО - исполнительно-распорядительные, контрольные, правоохранительные /предварительное расследование/,
СУДЕБНАЯ - СУДЕБНАЯ СИСТЕМА - Конституционный Суд РБ
ГЛАВА ГОС-ВА - ФОРМИРУЕТ.....ИСПОЛН
ПРОКУРАТУРА - прокурорский надзор
Система органов прокуратуры, как и судов организуется и функционирует на определенных принципах:
● территориальности
● единства
● законности
● иерархичности /подчиннижестоящвышестоящ прокуратурам/
основная функция органов прок - надзорная дея-сть за исполнением законодательства
Надзорная дея-сть, согласно специфики предмета отношений, в связи с которорыми возникает необходимость исполнения законов, делится на отрасли прокурорского надзора:
1. надзор за законностью - за точным и единообразным исполнением законов, указов, декретов и иных НПА мин-вами, подведомственными органами Сов Министров, органами местного управления и самоуправления, предприятиями, организациями, должностными лицами и т.д.
2. надзор за исполнением закона при расследовании преступлений и при осуществлении оперативно розыскной дея-сти
3. надзор за соответствием закону судебных решений
4. надзор за исполнением закона в местах исполнения наказаний
В ходе осуществления своих полномочий прокуроры вправе выносить акты прокуроского надзора и акты прокуроского реагирования:
· протест
· представление
· предписание
· постановление
· официальное предупреждение
· санкция
· указание
· распоряжение
Система органов предварительного расследования представлена:
· органами предварительного следствия
· органами дознания
ОРГАНЫПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела и реализации уголовного преследования
Представлены: следственным комитетом РБ, комитетом по гос безопасности РБ
ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ осуществляются системой компетентных гос органов и должностных лиц, задача которых раскрывать преступления, выявление и розыск виновных в совершении преступления
К системе органов дознания относятся:
· органы внутренних дел
· комитет гос безопасности
· комитет гос контроля
· таможенный комитет
· служба охраны главы гос-ва
· капитаны судов
· дипломатические консульские службы
в своей деятельности осуществляют………….