ГЛАВА I ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ




1.1 Новостные программы на телевидении (Общая характеристика)

 

Информационные передачи, в частности новости, являются на отечественном телевидении одними из самых востребованных аудиторией программ. Количественный рост числа таких программ на наших телеканалах отражает тенденцию роста интереса аудитории к «новостному», к «факту» как таковому.

Практически каждый современный телевизионный канал представляет вниманию зрителей свои новости. Любая информационная передача имеет свой уникальный формат, рассчитана на определенную зрительскую аудиторию, обладает определенным набором жанровых признаков.

Новостные программы могут быть совершенно разными, однако критерии, предоставляющие им право называться новостями, должны быть одинаковыми для всех информационных передач. Первый критерий характеристики подобного рода программ - обязательство новостных передач показывать новости, т.е. информационные материалы, которые представляют собой факты, преобразованные для понимания и восприятия целевой аудиторией.

Новостным материалом, по мнению С. Холла, может называться только необычное или важное событие, произошедшее за последние 24 часа [Холл 1972]. Своевременность и оперативность - главные свойства таких материалов. Это свойство демонстрируется даже с помощью названий новостных передач: «Сегодня» («НТВ»), «Сейчас» (Пятый канал), «Здесь и сейчас» (Дождь).

Исследователи Э. Деннис и Д. Мэрилл считают, что «новость – это сообщение, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного события, вопроса или процесса» [Деннис 1997, c. 204]. Таким образом, новость дает нам субъективное представление о произошедшем.

Исследователь Л.А. Васильева пришла к заключению о том, что новость, как жанр опирается на две составляющие – факт и аргумент. Однако она отмечает, что в настоящее время новостной жанр видоизменился. Сегодня в подготовке высококачественного продукта наблюдается усиление эмоциональных приемов [Васильева 2003, с. 42]. Л.А. Васильева пишет, что жанр новости – это слишком широкое понятие. Она называет новость родовым определением для целого ряда других жанров публицистики: репортажа, интервью, корреспонденции. Действительно, новостной сюжет, как правило, включает в себя несколько элементов разных жанров журналистики.

Визуализация журналистского текста – следующий критерий характеристики новостной программы. Невозможно отрицать то, что новость в настоящее время является товаром, который необходимо продать в красивой обѐртке. Современная аудитория привыкла относиться к показываемому, как к развлечению, а это значит, что телевизионные новости должны быть зрелищными, они не могут быть представлены без применения эффектного и красочного видеоизображения.

Информационные программы все чаще показывают события, наполненные особым драматизмом, борьбой интересов и даже насилием [Черных 2002, http]. Причем в новостных сюжетах, как правило, изображают активное действие. Это своего рода зрелищный крючок, на который можно подвесить информацию более абстрактного содержания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новости характеризуются экранностью, информация передаѐтся посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Зрелищная, эффектная картинка очень важна. Она может гармонично дополнять текст журналиста, или наоборот абсолютно не соответствовать ему, что может стать для зрителей раздражающим фактором. Чтобы как можно более полно и ярко подать зрителю информацию, журналист может преподносить содержание, используя разные способы: он может делать акцент на картинку, использовать лайфы или синхронны, а может сделать акцент на свой стендап или закадровый текст, наложенный на отснятую оператором картинку.

Для того чтобы рассмотреть особенности определенной новостной программы нужно выявить признаки, присущие этому типу передач в целом. Наиболее важным критерием, характеризующим новости является сам телекаканал, который создает свою новостную передачу.

В телевизионном сегменте медиарынка ведущие позиции занимает государство. Государственные каналы собирают около 50% всей телеаудитории. Такие каналы находится под прямым контролем правительства. Отсюда следует, что контент телевизионного канала и новостных программ в частности должен соответствовать условиям, поставленным непосредственно государством. Под государством, как правило, подразумевается власть, правительство, правящая партия. Государственные каналы позиционируют себя, как объективные источники информации, однако на практике мы замечаем, как правящие партии могут манипулироовать информацией.

Остальной же процент аудитории предпочитает передачи негосударственных или частных каналов. Частные телекомпании могут представлять собой от гигантских транснациональных корпораций, управляемых богатейшими и политически влиятельными людьми до маленьких местных.

Аудиторный фактор - следующий значимый критерий характеристики новостной программы. Каждая программа имеет свою целевую аудиторию: информационный продукт должен соответствовать требованиям потенциальных или реальных потребителей товара - зрителей. Телевидение является наиболее массовым средством массовой информации, охватывая практически все слои населения. Опрос, проведенный в областных городах Центра России, показал, что 99,7% опрошенных смотрят телевизор [Засурский 2001, http]. При этом телевидение воздействует одновременно на два канала восприятия человека – на зрение и слух.

Исследователи дают разные трактовки значения понятию «аудитория». Так, в большом толковом словаре С.А. Кузнецова, понятие аудитория рассматривается как слушатели лекции, доклада, речи и т.п. [Кузнецов 1998]. То есть под аудиторией новостной передачи можно подразумевать совокупность людей, которые в определенный момент времени является зрителем, слушателем новостей.

Е. П. Прохоров замечает, что прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории. Исследователь пишет, что аудитория - это «активная, самостоятельно формирующая свое отношение к СМИ «часть» журналистики как функционирующей системы» [Прохоров 2011, с. 71]. То есть целевая аудитория – это непосредственно та группа людей, к которой обращаются средства массовой информации. В таком случае аудиторией определенной новостной передачи будут те зрители и слушатели, которые непосредственно потребляют предлагаемую журналистом информацию.

Новостная программа, безусловно рассчитана на широкую аудиторию. Новости может воспринимать любой человек, ведь информация тщательно обрабатывается, анализируется и сообщается относительно простым языком.

Следующие критерии характеристики новостей – структура и верстка программы. Очень часто понятие структура путают с понятием верстка, хотя они совершенно различны. Верстка – это расстановка сюжетов по определенному порядку в зависимости от их значимости. Как правило, наиболее важная и значимая информация оказывается в начале выпуска, в середину попадают более длинные сюжеты очеркового плана, на конец отходят культурные события, спортивные новости, прогноз погоды. Верстка тесно связана с концепцией программы, с политикой канала.

Структура – это более широкое понятие. Здесь, как говорится, возможны варианты. Эти варианты заметны уже в самом начале выпусков, когда кто-то, например, делает короткие анонсы нескольких ярких сюжетов (без синхронов), а кто-то – подробный анонс всех сюжетов с включением синхронов. У кого-то один ведущий, у кого-то двое. Хронометраж программы бывает 10 минут, бывает почти час.

Структура программы, это, скорее, режиссерская задача, а верстка – задача редакторская. Структура программы зависит от менталитета города и его зрителей, от вкуса и стиля и творческого потенциала команды, от модных течений современного телевидения [Зверева 2009, с. 92].

Формат также является важным критерием характеристики новостной передачи. Сегодня понятием «формат» обозначают совокупность характеристик и признаков передачи [Солганик 2009, http].

В настоящее время нет точной классификации форматов, однако анализируя исследования Г.В. Лазутиной можно прийти к выводу о том, что формат передачи соответствует основной функции этой программы. Таким образом, формат передачи может быть новостным (передача выполняет информационные функции СМИ), научным (функции просвещения), развлекательный (выполняет развлекательную функцию), детским, спортивным и др. Основной функцией новостной программы является информационная, следовательно, каждые новости должны обладать новостным форматом.

Формат новостной передачи может зависеть и от формата самого канала. Например, если формат самого канала военный, то акцент в новостях будет сделан на военной тематике (Телеканал «Звезда»). На телеканале «Культура», будут освещаться преимущественно культурные новости. На телеканале «Дождь» - политические, а на «НТВ» - необычные и криминальные происшествия.

Итак, опираясь на мнения исследователей, можно сформулировать основные признаки новостной программы. Во-первых, новости характеризуются экранностью, информация передается визуальными и звуковыми средствами и обладает зрелищностью. Во-вторых, новость содержит в себе исключительно новую информацию, то есть является актуальной. Кроме того, новости должны быть оперативными и содержательными, чтобы привлекать внимание аудитории.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждая новостная программа является прямым реализатором информационной функции телевидения. Она обладает своими особенностями и характеризуется совокупностью критериев, таких как канал, где выходит новостная программа, жанровые особенности программы, структура и верстка, аудиторный фактор, формат.

Новостные выпуски – лицо канала. Руководители любого телевизионного холдинга знают, насколько влияет качество информационных программ на положение канала на рынке вещания. Новости - это тот "опознавательный знак", по которому зритель безошибочно отличит один вещательный телеканал от другого. Дикторы, репортеры, специальные корреспонденты, "подача" эфира –всѐ это придает каналу индивидуальный облик.

Основными чертами выпуска новостей являются:

- постоянное место в структуре недельной и дневной программы;

- высокая периодичность (в сравнении с другими видами передач);

- многотемность основной части выпусков, сочетающихся со специализированными по тематике выпусками (спортивные, экстренные и др.);

- мозаичный характер построения при наличии определенного постоянства (рубрики, указывающие на принадлежность множества событий к единому временному интервалу, постоянных ведущих);

- • блоковый характер построения с закрепленной последовательностью (постоянство верстки);

- cочетание различных видов выпусков и передач, различающихся наличием оперативности, характером и объемом комментирования, регулярностью выхода в эфир [Попа 1989, с. 65].

Однако несмотря на общие черты выпусков новостей, а также некую

«одинаковость» таких передач, разные телевизионные каналы выбирают для работы различные концепции. Выбор этой самой концепции зависит, в первую очередь, от четкого понимания и осознания авторами новостей того, какую именно программу они хотят получить в итоге, о чем она будет и на какую аудиторию будет рассчитана. И если для одного канала главными составляющими выпуска всегда будут события, то для другого – люди, герои, через которых и будут отражаться эти события.

В теоретической базе, изучающей современную типологию и структуру информационных программ, не существует четкого, одного единственно верного разделения существующих новостных передач на типы, стили, виды, - любая классификация крайне условна.

Н.В. Зверева выделила три основных стиля новостных программ: классический, домашний и публицистический [Зверева 2009, с. 63].

Классического стиля придерживаются федеральные каналы, например, программы «Время» (Первый канал) или «Вести» (Россия-1). Здесь все достаточно официально, ясно, кратко, динамично. Основное внимание уделяется событиям сегодняшнего дня. Строгий стиль ведущего и строгий интерьер студии. Отличительной особенностью является и строгая верстка: главная новость - событие, затрагивающее интересы большого количества людей. Стихийные бедствия, чрезвычайные происшествия, теракты – именно такие сюжеты будут первыми.

К особым приметам «классических» новостей можно отнести и некую шаблонность построения всего выпуска в целом: узнаваемая музыкальная заставка, общий план студии, затем крупный план ведущего, анонс, или так называемый шпигель, после чего - сам выпуск. Финал новостей: от крупного плана к общему в сопровождении музыкальной заставки.

К достоинствам такого стиля можно отнести большой объем информации, предоставляемый аудитории. Зрителю ничего не навязывается, он получает возможность формулировать собственную точку зрения, отношение к какому-либо событию.

Домашний стиль предполагает уже иной принцип подачи материала. Этот стиль не означает погони за самими новостями. Основой выпусков станет, вероятнее, социальная тематика, то, что всегда интересует аудиторию, о чем много говорят – споры, скандалы и т.п., тем самым телевидение становится ближе к аудитории. Количество сюжетов в программе зависит от информационной картины дня. Строгий стиль оформления студии здесь уступает место стилю менее официальному (на заднем фоне могут быть декорации, например, ночного города). Ведущий держится иначе: у него спокойный темп речи, он больше говорит, может позволить себе прокомментировать какой-либо материал. Такой концепции на нашем телевидении придерживается, к примеру, Пятый канал.

Публицистический стиль – особая подача информации. Одно событие, один яркий, интересный сюжет оказывается стержневым для всей программы. Драматургия выпуска целиком «завязана» на главной теме. Более того, событие становится основой для коммуникации с аудиторией. Коммуникация, как правило, выстраивается на основе интерактивного голосования, подведение итогов которого становится интригующим финалом программы. Опрос позволяет с первых минут передачи вовлечь зрителей в обсуждение острой, злободневной проблемы.

Публицистический стиль требует высокой профессиональной квалификации ведущего. Журналист должен быть готов прокомментировать все что угодно в прямом эфире. Уместны и комментарии приглашенных экспертов. В ходе программы ведущий периодически напоминает о главной теме, побуждая людей участвовать в голосовании. Успешное выступление журналиста в роли публициста гарантирует привлечение к программе широкого круга зрителей.

В условиях демократизации общественной жизни в северокавказском регионе в последние годы обнаружились яркие, отличительные особенности. Это, прежде всего, то, что средства массовой информации здесь транслируют все многообразие и противоречивость социокультурных и политических ценностей.

Сегодня можно выделить несколько основных групп СМИ, характеризующих и формирующих информационное пространство Северного Кавказа.

Самую массовую группу составляют общественно-политические, республиканские, областные, краевые издания, а также муниципальные СМИ – городские и районные газеты. Еще одна характерная для данного региона группа СМИ – национальная пресса.

Многие специалисты в области электронных СМИ задаются вопросом: А чем, собственно, региональное телевидение отличается от федерального?

Прежде всего, финансовыми, творческими и техническими возможностями. И, разумеется, в силу самых разных причин дагестанское ТВ не может вкладывать в программы столько денег, сколько вкладывается на тех же федеральных каналах.

И, тем не менее, сама жизнь диктует необходимость значительного повышения качества выпускаемого продукта. По другому сегодня просто невозможно т.к. в Дагестане функционирует более 100 государственных и частных телекомпаний, которые в какой-то степени пытаются конкурировать между собой. Более того, многие республиканские, муниципальные и коммерческие вещательные каналы чередуют собственный продукт с ретрансляцией федеральных телеканалов.

 

1.2 Детские и молодежные программы

 

Телевидение является одним из самых доступных средств массовой информации в современном мире, обладает огромным потенциалом для сохранения и передачи важной для общества информации, включая и ценности культуры. На телевидении лежит огромная ответственность, перед обществом в целом и перед отдельным человеком в частности, в деле сохранения и передачи культурных ценностей для будущих поколений. Поэтому очень важно, какие образцы нравственного и духовного поведения пропагандирует телевидение.

Детские и молодежные программы – это телевизионные передачи, которые позиционируют себя как источник знаний недидактического характера. Они отражают весь спектр культурно-общественной жизни, помогая человеку ориентироваться в культурном пространстве и беря за эталон образцы не «массовой культуры», а традиционной, используя для этого все разнообразие тем и жанров современного телевидения [1, с. 31].

Детское TV — это передачи и другой контент (художественные фильмы, сериалы, мультсериалы, полнометражные анимационные фильмы), созданные при участии детей (авторы, ведущие, актеры, гости). При создании такого контента учитывается специфика детского сознания, поскольку дети напрямую взаимодействуют с телевизионным продуктом. Широко используется и другой термин - «телевидение для детей». В смысловом отношении отличается тем, что передачи создают и ведут взрослые (как правило, актеры либо журналисты).

Детское телевидение - это особая составляющая телевидения, поскольку на телевидение возлагается миссия социализатора, воспитателя, педагога. Для детей актуально привитие патриотизма, общекультурных ценностей, формирование всесторонне развитой личности, воспитание нравственно и физически здорового поколения. Для того, чтобы достичь всех этих целей, необходимо создать благоприятные условия для развития детей. Заинтересованность государства и общества в целом играют немаловажную роль в воспитании современных детей. Детская культура развивается необособленно, она встроена во взаимодействующие сфер ы - политическую, социальную, экономическую, духовную. Детское телевидение испытывает влияние общей социальной обстановки в стране, например, в 1990-е годы многие детские передачи в России закрылись по причине смены политического и экономического курсов. Негативным моментом в истории детского телевидение становиться проникновение коммерции и глобализации и, как следствие, выход на первый план второстепенной функции телевидения - развлекательной. Продукция зарубежных производителей первое время выходила неадаптированной для отечественного зрителя, без учета реалий страны проживания. Влияние зарубежного детского контента на российскую аудиторию мы подробно рассмотрели в работе «Зарубежные детские телеканалы в России: специфика воздействия на детскую аудиторию», опубликованной в рамках научной конференции «Мультимедийная журналистика Евразии-2013: интертекстуальность новых медиа и феномены культуры в медиапрактике в едином глобальном информационном пространстве Востока и Запада Евразия молодая-2013» от 12-13 декабря 2013г. Чтобы изучить влияние общей культуры на развитие детского телевидения, рассмотрим историю и особенности развития детского ТВ в некоторых странах. Обеспокоенность по поводу воздействия телевидения на детей началось с момента появления телевидения. Первые трансляции специализированных передач для детей на телевидении происходили в довоенное время. Этому способствовали успешные шоу на радио. Синтезировав опыт радиовещания, телевидение представляет собственные детские программы. Период становления детского телевещания в США, Европе, СССР приходится на послевоенное время, чему способствует широкое распространение телевидения как средства массовой информации.

Таким образом, детское телевидение России испытывает влияние социокультурных реалий, главные из которых глобализация и коммерциализация. В зарубежных странах возникают похожие проблемы: отсутствие общедоступных каналов, трансляция некачественной импортной продукции, ориентация на развлекательные программы в ущерб образовательным и воспитательным, невысокое производство качественной отечественной мультипликации и кинематографии для детей, В России в постсоветскую эпоху телевизионные передачи организованы бессистемно, телевидение перестало быть единственным источником информации. Следовательно, в современном обществе возникает необходимость развития медиаграмотностности для ориентации ребенка в потоке информации. Государственная политика в области телевидения представляет собой лишь один из способов влияния на создание и трансляцию детского контента. Появление общедоступных детских каналов в России, по сути, есть начальный этап формирования качественного детского телевидения.

 

1.3 Документальные телепроекты

 

Документальное кино – это продукт творческой деятельности, основным материалом которого являются съемки подлинных лиц и событий. Сам по себе термин «документальный» (documentary) был предложен британским документалистом Джоном Грирсоном. Он определили документальное кино как «творческую разработку действительности».

Как пишет исследователь Хью Бэдли, в истории развития кино принято различать три периода: когда оно было новшеством, потом средством развлечений, а затем орудием для рассказа о мире, в котором мы живем. В последнем случае речь идет именно о документальном кино.

Можно сказать, что современные биографические документальные телепроекты произошли от фильмов-портретов. Фильм-портрет, появивишийся во времена советского кинематографа и закрепившийся в нем на несколько десятилетий, дал начало биографическому направлению в документальном кино, от которого телевидение и переняло саму идею рассказа о человеке в таком формате. И, если изначально, фильмы-портреты создавались только для «большого» экрана, иными словами, для показа в кино, то, со временем появились фильмы-портреты, рассчитанные на трансляцию по телевидению.

Проанализировав эволюцию документальных фильмов-портретов, можно проследить несколько основных черт, указывающих на их взаимосвязь. Рассмотрим некоторые из них.

История документальных фильмов-портретов началась в 1934 году, с изобретением синхронной кинокамеры, позволившей одновременно снимать и записывать звук. Одним из родоначальников и теоретиков фильма-портрета был сценарист Д. Вертов, разработавший концепцию биографического документального фильма-портрета. Данная концепция была основана на положении о том, что синхронная камера может проникнуть в мир героя и рассказать о нем зрителю. Примером такого фильма стала «Колыбельная» Д. Вертова, снятая в 1937 году. Лента повествует о том, как изменилась роль женщины в положительную сторону в России после революции 1917 года. Важно отметить, что фильм рассказывает не о жизни конкретной женщины, а сразу нескольких, предоставляя, таким образом, зрителю собирательный образ женщины в СССР. То есть, с одной стороны, у простого человека появилась возможность заговорить в кадре, с другой, началась борьба между обобщенными (иногда групповыми портретами) и индивидуальными.

К середине XX века сложился определенный тип фильма-портрета, которому соответствовали почти все фильмы такого рода. Как правило, они представляли собой рассказ о каком-то периоде из жизни простого (не знаменитого) человека (например, инженера, врача, учителя). При этом, можно сказать, что это фильм обо всех инженерах, врачах и учителях. Герой фильма-портрета зачастую олицетворяет собой всех похожих на него людей. Киновед С.А. Муратов назвал этот феномен «репортаж ни о ком». Когда фильм, изначально посвященный определенному человеку, превращается в историю обо всех сразу. В качестве примера исследователь приводит фильм «Атомный огонь» об узбекском физике, автор которого, по мнению Муратова, не позволил зрителю прикоснуться и познакомиться с героем, так как представил его лишь как одного из нескольких тысяч таких же молодых узбекских ученых.

Как писал социолог и теоретик кинематографа З. Кракауэр: «Кинохроника, как и документальное кино, показывает не столько отдельного человека и его внутренние конфликты, сколько его жизненную среду». Важно отметить, что это свойство фильмов, основанных на хроникальной съемке, когда практически вся лента состоит лишь из документальных кадров без каких либо дополнений в виде свежих интервью или комментария ведущего.

Одним из этапов развития документальных фильмов-портретов стали попытки документалистов снимать фильмы не о современниках, а людях, живших в далеком прошлом, еще до изобретения кинокамеры и пленки. Таким, например, стал телевизионный цикл публициста И.Л. Андронникова о поэте М.Ю. Лермонтове в 1954 году. В нем рассказ автора и ведущего о нем переплетается со съемками тех мест, с которыми был связан поэт.

Однако, в большинстве своем, документальные фильмы-портреты представляли собой фильмы, основанные на документальных съемках недавно происходивших событий.

С течением времени, наряду с фильмами-портретами, основанными исключительно на документальных кадрах, стали появляться фильмы-портреты иного типа. Одной из первых таких лент стал фильм 1966 года В. Ротенберга «Нурулла Безетов», повествующий о сталеваре советского металлургического завода. Его отличие состояло в том, что главного героя пригласили в студию, где он смотрел хронику, запечатлевшую его молодые годы, и комментировал ее. При этом о том, что этот процесс снимается синхронную камеру, герою сообщили постфактум.

Важно отметить, что, согласно мнению автора, данный фильм представляет собой документальный телевизионный фильм-портрет. Однако, форма, по которой он был создан – главного героя пригласили в студию, больше соответствует телевизионной программе.

Также важно отметить, что, с другой стороны, данный эксперимент в фильме «Нурулла Безетов» показал, в фильм-портрет может существовать не только как фильм-наблюдение, но и давать возможность главным героям комментировать и объяснять, что происходило или происходит в их жизни.

Со временем кроме комментариев и интервью главных героев документальных фильмов-портретов в них стали включать и специально снятые интервью с другими людьми, имеющими отношение к происходящему. Например, такой способ повествования выбрал и одним из первых использовал И.К. Беляев в своем фильме-портрете «Город рассказывает о себе», повествующем о жизни ученого. В этом фильме приняли участие обычные люди, простые очевидцы, рассказы которых записали на камеру и вставили в фильм.

Также со временем в документальных фильмах-портретах стал появляться голос за кадром, выступающий в роли посредника и связующего между фильмом и зрителем.

Как пишет С.А Муратов, к 70-ым годам XX века фильм-портрет стал «совершившимся фактом». На экране стало появляться множество фильмов, названных именем главных героев. При этом, к фильмам об обычных людях, присоединяются ленты о знаменитостях (не только о публичных людях, выступающих на сцене, а о людях обычных профессий, достигших каких-либо успехов). В качестве примера можно привести фильм-портрет 1971 года Т. Золоева «Николай Амосов» об известном в СССР хирурге-кардиологе.

Изначально фильм-портрет был призван рассказать зрителю о каком-то конкретном периоде из жизни героя. Стоит отметить, что лента подробно останавливалась на нем, в деталях иллюстрируя происходящее с помощью камеры. Однако, со временем произошел переход к более общему повествованию, стали появляться фильмы-портреты, акцентирующие внимание в основном на ключевых событиях в жизни героя. Примером такого типа фильма-портрета служит лента 1970 года М. Голдовской под названием «Раиса Немчинская – артистка цирка» о воздушной гимнастке советского цирка. Она представляет собой рассказ о всей жизни артистки с акцентом на самые важные события в ее жизни.

Еще одним важным событием в истории биографических фильмов портретов стало появление в 1986 году фильма-портрета М. Голдовской «Архангельский мужик», повествующем о жизни фермера и его семьи во времена серьезных политических и социально-экономических изменений в государстве. Автор сделала попытку не создать собирательный портрет, а через историю об отрывке из жизни одного человека рассказать о целом периоде в жизни страны.

Если мы обратимся к принципам, согласно которым строится современный биографический документальный телепроект, то увидим, что многие черты были заимствованы из тех, на основе которых выстраивается документальный фильм-портрет.

Так в современных биографических документальных телепроектах интервью с главным героем почти всегда является обязательной его частью. Это может быть как специально записанное для телепроекта интервью, так и вырезки из интервью и хроника прошлых лет.

При этом, в современных биографических документальных телепроектах зачастую принимает участие не только сам герой (даже если телепроект посвящен уже ушедшему из жизни человеку, то, как правило, в сюжет вставляются нарезки его старых интервью), но и его друзья и родственники. Интервью с ними выступают еще одним источником информации для зрителя.

Кроме того, в современных биографических документальных телепроектах почти всегда присутствует голос за кадром или ведущий, выступащий своеобразным связующим звеном, посредником между героем и зрителем. Он может принимать неспостредственное участие в проекте (появляться в кадре, разговаривать с героем проекта) или же все время находиться за кадром, проявляясь лишь своим голосом.

Современный биографический документальный телепроект всегда посвящен жизни знаменитости (как правило, это публичный человек, актер, певец или режиссер). Как сказал в интервью газете «Известия» руководитель службы документального кино телеканала «Россия-1» Сергей Алексеев: «История простого человека зрителю неинтересна».

Современные биографические документальные телепроекты неизменно следуют за биографией героя. Как правило, они освящают всю жизнь человека целиком, с момента рождения до момента создания проекта или смерти героя, если проект посвящен его памяти. Но подробно биографические документальные телепроекты останавливаются только на основных, ключевых моментах в жизни человека.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что некоторые принципы, на основе которых строятся биографические документальные телепроекты, они унаследовали от документальных фильмов-портретов. Такие черты, как внимание к знаменитым людям, освещение жизни человека с акцентом на самые важные в ней события, присутствие голоса за кадром, как связующего звена между зрителем и телепроектом, интервью с главным героем телепроекта, а также его друзьями и близкими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: