ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использования окружающей.
В экологическом праве остались лишь те виды экологических отношений, которые направлены на обеспечение экологической функции природы.
Конституция ЛНР:
Статья 35: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Статья 51: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Закон ЛНР «Об охране окружающей среды» от 17 июня 2016 г.
Принципы экологического права – это основополагающие начала, отражающие закономерности развития экологического права (статья 3- сокращенно)
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание интересов человека и сохранения благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
- ответственность органов государственной власти ЛНР за обеспечение благоприятной окружающей среды;
- установление экологического налога, сбора за специальное использование воды, пользование недрами;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
- учет природных особенностей территорий при планировании и хозяйственной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем и природных комплексов;
|
- сохранение биологического разнообразия;
- запрет деятельности, последствия воздействия которой опасны и непредсказуемы для окружающей среды;
- право каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования;
- участие граждан, общественных объединений в решении задач охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Луганской Народной Республики в сфере охраны окружающей среды.
Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
1) земли, недра (используемые и неиспользуемые), почвы;
2) поверхностные и подземные, территориальные воды;
3) леса и иная растительность (флора- только дикорастущие), животные (фауна – кроме домашних и используемых в с/х) и другие организмы и их генетический фонд (грибы, мхи, бактерии);
4) атмосферный воздух, озоновый слои атмосферы и околоземное космическое пространство.
Граждане имеют право:
1) создавать общественные объединения в области охраны окружающей среды;
2) направлять обращения в органы государственной власти о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
3) принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды и в иных акциях;
|
4) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
5) оказывать содействие органам государственной власти в решении вопросов охраны окружающей среды;
6) обращаться в органы государственной власти и иные организации с жалобами;
7) предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Согласно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия подразделяются на:
1) использование природных ресурсов - экономические действия, которые оказывают влияние на природную среду;
2) охрана окружающей среды - экологические действия, которые нейтрализуют вредные последствия вышеуказанной деятельности.
Право собственности на природные ресурсы - возможность владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
***! Ст. 5 Конституции ЛНР
Земля и другие природные ресурсы в Луганской Народной Республике являются достоянием народа и используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа.
Луганской Народной Республике продажа земель запрещена.
Природопользование - это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.
Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав.
Оно не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) - сбор грибов, ягод, купание в водоемах и т.д.
|
Специальное природопользование - осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду- добыча недр, охота, вырубка леса и т.д.
Лицензия - это разрешение компетентного государственного органа на осуществление указанного в нем вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Естественная экологическая система представляет собой объективно существующую часть природной среды, имеющую пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом вещества и энергии.
Введены следующие категории особо охраняемых природных территорий:
1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
2) национальные парки;
3) природные парки;
4) государственные природные заказники;
5) памятники природы;
6) дендрологические парки и ботанические сады;
7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Природный ландшафт - территория, не подверженная изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, которые сформированы в единых климатических условиях.
Природный комплекс - это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, которые объединены географическими и иными соответствующими признаками.
Недра - это часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Лесной фонд включает:
1) все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений; 2) земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Использование объектов животного мира - изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, с изъятием их из среды обитания либо без такового.
Кадастр - совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической оценке.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Нормативы качества окружающей природной среды - это предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека.
Общие требования к содержанию этих норм сформулированы в законе "Об охране окружающей среды". К ним относятся:
1) экологическая безопасность населения;
2) сохранение генетического фонда, т. е. не только растений и животных, но и генетического фонда человека;
3) обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий для устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Предельно допустимые нормативы - это своего рода компромисс между экономикой и экологией.
Из всех перечисленных нормативов выделяют три группы:
1) санитарно-гигиенические нормативы, к которым относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ - химических, биологических, физических воздействий, нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней рационального воздействия.
2) производственно-хозяйственные нормативы.
Во главе этой группы стоят нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. К рассматриваемым нормативным актам относятся также любые другие требования, предъявляемые к источникам с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека;) вспомогательные нормы и правила.
Экологическая экспертиза - установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы.
Закон ЛНР «Об экологической экспертизе» от 17 июня 2016 г.
Цели проведения экологической экспертизы:
1) проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества;
2) предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;
3) определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов:
1) экспертами государственной экологической экспертизы – до 45 календарных дней с продлением в случае необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях, в зависимости от сложности проблемы, – до 120 дней;
2) специально созданными комиссиями или другими специализированными организациями – до 90 календарных дней;
3) по доработанным материалам в соответствии с заключениями предыдущей государственной экологической экспертизы – до 30 календарных дней.
Экологическое правонарушение - виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причинившее вред окружающей среде и здоровью человека.
1) дисциплинарная - применяется за нарушение экологического законодательства к работникам, в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого-правовых норм;
2) административная - применяется в случаях сои юридическими лицами правонарушений, которые предусмотрены в нормах административного права и которые причинили вред природной среде;
3) материальная - применяется за причинение ущерба или нанесения вреда гражданам и окружающей природной среде:
а) гражданско-правовая материальная ответственность;
б) трудовая материальная ответственность;
4) уголовная - наступает при наличии всех элементов состава экологического преступления.
Согласно КоАП ЛНР, за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу ЛНР, предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб., а для физических лиц предпринимателей и юридических лиц – от 200 до 500 тыс. руб. Также, у всех перечисленных категорий нарушителей могут быть конфискованы орудия добычи животных или растений, сами животные или растения, их продукты, части или дериваты.