Областная секция теории музыки.




Сердечно поздравляем

Наших уважаемых преподавателей

С Днём музыки и Днём Учителя!

Cчастья, мира и гармонии!

Уроки музыки – минуты вдохновенья,

С прекрасным встреча, с чудом, волшебством, Мелодией заполнены мгновенья,

Уроков ваших с нетерпеньем ждём!

С юбилеем! От всей души поздравляем нашего преподавателя Заслуженного работника культуры Вячеслава Сергеевича Денисова! Прекрасного профессионала, педагога с огромным опытом, вырастившего несколько поколений исполнителей, выступающего на сцене музыканта, всегда обновляющего свой репертуар, на котором растёт образование его слушателей. Наши любовь и уважение всегда будут с Вами!

Неисчерпаемая классика

1 октября в Международный день музыки чудесным праздничным подарком для нас была специальная концертная программа, подготовленная нашими замечательными преподавателями Вячеславом Сергеевичем Денисовым и Сергеем Юрьевичем Судневым.

 

Прозвучали четыре произведения, созданные в четырёх разных столетиях: XVIII, XIX, XX и XXI. Тем не менее, их объединяет общая стилистика. В начале концерта была исполнена Соната для скрипки и фортепиано В. А. Моцарта Ми-бемоль мажор, сочинённая в начале венского периода – в 1781 году. Моцарту довелось творить в переломную для западноевропейской инструментальной музыки эпоху: вторая половина XVIII века отмечена сменой эстетики, которая не могла не отразиться на всех формах музыкальной практики. Меняет свой облик и соната для клавира и скрипки. Этот жанр оказался не только не периферийным, но, напротив, одним из ключевых XVIII столетия. Интенсивность его становления и развития была исключительной: за полвека с лишним он пережил бурную эволюцию. Моцарт трактует партии клавира и скрипки не только как полностью равноправные. Он сочетает их свободно и гибко. В зрелых сонатах проведение главной темы в сонатном Allegro чаще всего звучит у обоих инструментов, как правило, сначала у клавира, потом у скрипки, но иногда ей уже отдаётся пальма первенства. Венские сонаты Моцарта в большинстве трёхчастные. В Ми-бемоль-мажорной сонате активное сонатное Allegro сменяется минорной, певучей, задумчивой и трогательной второй частью, заканчивается цикл Финалом в форме вариаций.

Затем мы услышали «Сюиту в старинном стиле» А. Шнитке, сочинённую в 1872 году, пять контрастных по характеру и темпам частей которой представляют собой стилизации жанров XVIII века: Пастораль в ритме сицилианы, Балет, Менуэт, Фуга и Пантомима вновь в ритме короля танцев и танца королей менуэта. Композитор не только воссоздал типичные черты ритмов, мелодий гармонических оборотов ушедшей эпохи, но и выразил свой неоднозначный, отчасти ироничный взгляд на идеальную, «игрушечную», манерную красоту ушедшей эпохи. Этот взгляд выражен в чрезмерном количестве секвенций Пасторали, механической марионеточности Балета, сентиментальности Менуэта, и в завершающей последнюю часть длинной, повисающей трели, смысл которой особенно отчётливо можно понять, взглянув на уснувшего во время концерта на руках мамы маленького ребёнка. Изысканную иллюзию XVIII века Шнитке представил нам как некую грёзу.

Прозвучавшее следом сочинение создано в 2015 году. Обращение к Маленьким прелюдиям И. С. Баха современного российско-канадского композитора Александра Позднякова тоже передаёт диалог двух эпох, но в другом роде. К двухголосной фактуре прелюдий добавлен третий голос скрипки, содержащий чуткие, трепетные, эмоционально наполненные интонации живого диалога с Бахом. Каждое новое услышанное нами произведение А. Позднякова поражает великолепием вкуса, воспитанного в том числе и в классе нашего преподавателя Е. В. Гусева.

Программу концерта завершала Соната для скрипки и фортепиано № 10 Соль-мажор Л. ван Бетховена, написанная спустя 10 лет после создания грандиозной, блестящей «Крейцеровой сонаты» №9. Все скрипичные сонаты Бетховена снабжены посвящениями, а Десятая посвящена эрцгерцогу Рудольфу, младшему сыну императора Священной Римской империи Леопольда II, обучавшемуся у Бетховена искусству фортепианной игры и композиции. Своему высокопоставленному ученику Бетховен посвятил в общей сложности 14 произведений, в том числе – «Торжественную мессу». В четырёхчастном цикле сонаты господствует лирическое содержание. Здесь нет таких драматических бурь, как в «Крейцеровой». По образному строю Десятая соната перекликается с Пятой «Весенней» и с Симфонией № 6 «Пасторальной», её тоже можно рассматривать как гимн природе. Вторая и третья части объединены тем, что звучат без перерыва, а Финал построен в форме свободных вариаций на тему, близкую народной песенке.

Ёмкая по содержанию программа концерта значительно обогатила наш кругозор, ведь мы смогли сопоставить друг с другом новые произведения. Заслуживает благодарности ведущая концерта – студентка отделения «Теория музыки» Любовь Зубкова. Очень приятно было увидеть среди слушателей наших ветеранов колледжа, у которых мы в своё время учились.

В завершении состоялось торжественное поздравление Вячеслава Сергеевича Денисова с недавно прошедшим круглым юбилеем, вручение ему грамот и цветов.

Областная секция теории музыки.

27 сентября состоялось первое в новом учебном году заседание Областной методической секции теории музыки. Программа секции была насыщенной. Открыла заседание начальник музыкального отделения ПКИ, председатель секции Е. Ю. Севастьянова, сообщившая о новых задачах начавшегося учебного года, в том числе о заданиях планируемой олимпиады школьников по сольфеджио «Музыкальный эрудит-2019». Выступления педагогов музыкальных школ носили очень весомый характер и были проиллюстрированы мультимедийными презентациями. Педагог ДМШ № 1 М. В. Винник представила «Открытый урок по теме «Различные формы работы на уроке сольфеджио», показав в активном темпе интересные задания с привлечением аудитории к выполнению одноголосных и двухголосных упражнений. Педагог ДШИ «Квинта» Т. Д. Павленко выступила с сообщением «Методика составления плана открытого урока по сольфеджио». Педагог ДШИ № 12 Е. С. Строкова разработала «Технологическую карту урока сольфеджио».

Педагог ДМШ № 2 Т. В. Солдатова представила презентацию новой «Дополнительной общеразвивающей образовательной программы по сольфеджио для 3 и 4-летнего обучения в ДМШ и ДШИ», направленной на музыкальное развитие старшеклассников, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить полноценные основы музыкального образования. Программа является необходимой и актуальной в наше время, так как всё чаще в музыкальные школы приходят учиться старшеклассники, которые в силу своего возраста не успевают пройти 5-и летний курс обучения. Т. В. Солдатова успешно решила вопрос адаптации к современным требованиям «Министерской программы по сольфеджио для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ». Все разделы программы составлены тщательно, снабжены подробными пояснениями, таблицами, примерными заданиями контрольных работ для каждого года обучения и примерными заданиями экзаменационных билетов. Здесь же преподаватели обсудили вопрос о распространении программы по школам.

В завершении заседания секции к педагогам обратилась методист УМЦ Е. И. Сазонова с сообщением о новых требованиях предстоящей аттестации. Методист секции хорового дирижирования Е. А. Жулёва предложила организовать совместную методическую секцию теоретиков и хоровиков для решения актуальных проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: