Новое в отношениях культуры и экономики




Культура и экономика

 
 

От синергии к аллергии

Культура и экономика вместе с политикой образуют фундамент общества. Отношения между культурой и экономикой в течение истории претерпели существенную эволюцию, которую иногда определяют как движение от синергии к аллергии. В эпоху Античности и Средневековья они находились в состоянии синергии, т.е. органического единства, тесного сотрудничества. Производить и творить, ценность и стоимость тогда совпадали. Художник и ремесленник часто выступали в одном липе. Средневековый монастырь являлся не только религиозным и культурным центром, но и экономическим центром. В нем были сосредоточены как религиозные постройки и институты, так и разного рода ремесленные мастерские, включая скриптории, в которых писались и переписывались книги, ему принадлежали самые обширные и лучшие земли.

Начиная с Нового времени культура и экономика постепенно расходятся, становятся самостоятельными. В XVII-XVIII вв. они мирно сосуществуют, не мешая друг другу развиваться. XVII в. стал не только временем первой научной революции и началом научно- технического прогресса, но и веком театра. XVIII в. часто называют веком музыки.

В XIX в., по мере развития промышленности и утверждения капитализма, ситуация резко меняется. Между экономикой и культурой возникает состояние некой аллергии, взаимного раздражения, недоверия, непонимания и несовместимости. Своеобразие сложившейся ситуации выразил французский поэт Ш. Бодлер: «Когда промышленность вторгается в искусство, она становится его смертельным врагом». Из культуры наиболее успешно и бурно развивается наука, которая все больше попадает в зависимость от экономического производства. Экономика начинает довлеть над культурой, творить и производить, ценность и стоимость становятся разъединенными и противоположными. Производство стоимостей всячески поддерживается и поощряется, тогда как создание ценностей оказывается не слишком востребованным.

В XX в., особенно после Второй мировой войны, между экономикой и настоящей культурой возникает разрыв, противостояние и отчуждение. Возникшая «культурная индустрия» фактически становится одним из секторов экономики. Она породила массовую куль- гуру, которая выходит на господствующие позиции, теснит и подавляет высокую культуру, игнорирует подлинное творчество и художественные поиски. Экономика в этот период ориентирована на материальное сверхпотребление, из всей культуры она использует, поощряет и эксплуатирует прежде всего рекламу и моду, которые, в свою очередь, стимулируют опять же потребление. Она всячески открещивается от высокой культуры, заявляя, что это ненужная роскошь. требует много денег, но ничего не дает, отвлекает от дела и т.д. Все это привело к появлению и быстрому распространению культуры постмодернизма, которая в целом продолжает линию массовой культуры.

Новое в отношениях культуры и экономики

Вместе с тем в 80-е гг. XX в. в отношениях между культурой и экономикой возникают новые, положительные и обнадеживающие моменты. Во многих западных странах пробуждается и усиливается интерес к настоящей, высокой культуре и подлинному искусству. По-особому ярко это проявляется в системе образования.

Во Франции в одном только 1989 г. происходит несколько важных событий, свидетельствующих об усилении роли культуры в жизни общества. Университет в Бордо публикует «Культурный проект», в котором подчеркивается исключительная важность культурной подготовки студентов. В Гренобле по инициативе университета возникает движение «Трамвай по имени "Культура"», выдвинувшее обширную и оригинальную программу, которая продолжается и сегодня. Несколько университетов опубликовали совместный «Манифест Вильнёва», в котором выражена цель сформулировать и осуществлять сильную культурную политику, включая создание ассоциации «Искусство. Университет. Культура».

90-е гг. XX в. становятся временем встречного движения культуры и экономики, движения к их синергии, тесному сотрудничеству и партнерству. В октябре 1990 г. состоялся первый Международный форум за взаимное раскрытие экономики и культуры.

В декабре 1992 г. по инициативе ООН и ЮНЕСКО создана Всемирная комиссия по культуре и развитию, которую возглавил бывший генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр. В документах Комиссии перед человечеством ставятся новые цели и задачи: устойчивое развитие, опирающееся на культуру. Культура объявляется ключом от развития в XXI в. Для решения поставленных задач необходимо переосмыслить понятия культуры и развития и углубить отношения между ними.

П. де Куэльяр отмечает, что наши способы развития, нацеленные на беспрерывную экспансию материального потребления, не являются жизнеспособными и не могут расширяться до бесконечности. Они не только разрушают ткань культуры, но угрожают биосфере и, следовательно, выживанию человечества. Сегодня, как никогда раньше, требуется духовное дополнение. Свои размышления П. де Куэльяр завершает выводом: «Если мы действительно хотим продолжить свое существование в XXI в., если мы действительно хотим добиться устойчивого и человеческого развития, нам надо радикально и незамедлительно изменить наш образ жизни».

Такой взгляд находит растущее понимание и поддержку. Раньше считалось, что наука решит все проблемы. Теперь становится все более ясно, что для этого нужны не только наука и новейшие технологии, но и подлинная культура. Л. Шпет, бывший глава земли Ба- ден-Вюртемберг в Германии, утверждает: «Высокие технологии и высокая культура неразделимы». Отсюда острая необходимость сближения экономики и культуры. Экономика обеспечивает жизненные условия, она дает человеку богатство. Культура наполняет жизнь человека смыслом и определяет цели, она приносит ему счастье. Ж.-Ф. Буркен, президент Европейского центра культуры в ЕС, полагает, что в сближении экономики и культуры «разыгрывается будущее человеческого общества». Как отмечает французский социолог А.-М. Ломба, «экономическое богатство не воздвигается на духовном кладбище».

О сближении культуры и экономики свидетельствуют многие факты. В Бразилии издается журнал «Экономика и культура», выходящий на португальском и французском языках. В США и других странах растущее внимание уделяется этике, эстетике и психологии деловых отношений. корпоративной культуре, или культуре предприятий. Среди французов широкое хождение имеет фраза: «У Франции нет нефти, но есть культурные памятники», или: «Культурное достояние — наша нефть». Большой Лувр, функционирующий с 1994 г., является примером синергии экономики и культуры в музейном деле. В Японии на многих предприятиях имеются культурные центры, где читаются лекции о Древнем Египте, устраиваются выставки голландских художников и французских импрессионистов, к которым японцы испытывают некую страсть, исполняются произведения Р. Вагнера.

Особое значение сближение культуры и экономики имеет в международных делах. Многие известные и авторитетные политики признают, что настоящим фундаментом европейкой интеграции являются культура и европейский гуманизм, что экономическая интеграция идет успешно в том случае, если она опосредована культурной составляющей. Считается, что неудача в деле слияния «Рено» и «Вольво» во многом вызвана культурными противоречиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: