Требования к организации занятий с детьми раннего возраста




Работа с детьми раннего возраста

(рекомендации для дефектологов)

 

1. Консультирование – это такая форма работы с семьей, где объектом консультативно - просветительского процесса является не только ребенок с нарушениями в развитии, но и его семья.

 

Родители регулярно и систематически, через определенные отрезки времени (не реже 1-2 раз в месяц), получают целенаправленные задания с методическими рекомендациями по их выполнению для работы со своим ребенком. На консультирование зачисляются, как правило, дети с незначительным отставанием в развитии.

 

Примерный план работы

I. Беседа с родителями:

Изменения, произошедшие в развитии ребенка за истекший период (беседа с родителями).

Возникшие проблемы в работе, пути решения проблем.

Заполнение карты развития (по необходимости).

II. Работа с ребенком и практическое обучение родителей приемам и методам работы с ним:

Установление контакта с ребенком (в игровой форме). Так как консультирование проводиться 1-2 раза в месяц, необходимо особое внимание уделить налаживанию контакта с ребенком, установлению доверительной связи между незнакомым взрослым (специалистом) и малышом, при взаимодействии с ребенком необходимо поддерживать радостное настроение, удовлетворять потребности ребенка в доброжелательном внимании. Необходимо войти в доверие к ребенку, а ребенок должен начать взаимодействовать.

Проведение занятия с ребенком (с комментариями для родителей). Наблюдение матери за проведением индивидуального занятия дефектолога. Наблюдение за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения им определенных правил поведения, знаний и навыков помогают родителям лучше понять его трудности, оценить адекватность требований и занять более правильную воспитательную позицию в семье.

Анализ содержания занятия (какие упражнения и игры использовались, их цель, задачи, чего удалось добиться, а какие задания надо повторить еще).

Анализ педагогических приемов работы с ребенком.

Наблюдение за совместной деятельностью родителей и ребенка, оценка их сотрудничества (по необходимости).

Определение перспективы дальнейшей работы с ребенком.

Проведение консультации по запланированной теме или консультация по интересующим вопросам родителей.

III. Подведение итогов визитирования.

 

2. Индивидуальное коррекционное занятие, направленное на восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращение и/или устранение ограничений активности. Индивидуальное коррекционное занятие проводиться не реже 2 раз в неделю. На индивидуальных коррекционных занятиях дефектолог работает самостоятельно с ребенком, а маму просит фиксировать весь ход занятия. От родителей требуется повторять дома задания, копировать действия дефектолога и их последовательность.

 

Требования к организации занятий с детьми раннего возраста

 

Учебный (предоставляемый) материал соответствовать программным требованиям (индивидуальной программе), перспективному плану, теме занятия, поставленным задачам.

Организация игрового пространства и подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка (не должны быть опасны для жизни и здоровья детей). Величина предметов уменьшается с возрастом ребенка.

Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования: обработка игрушек или использование индивидуальных игрушек. Желательно использовать пластмассовые, резиновые игрушки.

Использование игровой мотивации на всех занятиях.

Построение занятия с учетом лексических тем и единой сюжетной линии.

Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятие должно носить интегративный характер, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия.

Построение занятий должно осуществляться так, чтобы на каждом последующем занятии усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплялись, но и усложнялись.

Работа по развитию речи должна прослеживаться на протяжении всего занятия (не только как часть основной структуры занятия, но и на каждом этапе занятия).

Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния ребенка в данный день, но не более 15 -20 минут (с детьми самостоятельно не передвигающимися, с детьми-инвалидами с детским церебральным параличом возможно проведение индивидуальных занятий продолжительностью 30-45 минут).

Иногда требуется дополнительная работа по включению ребенка в занятие, что приводит к удлинению занятия (в зависимости от особенностей ребенка).

Занятие должно быть подчинено обще дидактическим, научным принципам.

Принцип создания успешности.

Занятия должны носить предметно-практическую направленность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: