Актуальность проекта
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-образовательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами, родителями. Это одна из сложных задач образования, особенно, если речь идет о сельской местности. Чрезмерная занятость родителей на работе и дома, удаленность от центра и (или) от школы, увеличение доли семей, в которых воспитанием ребенка занимается один родитель или законный представитель, уменьшают время пребывания родителя в образовательном учреждении. В ОО обучаются дети из 28 населенных пунктов. Удаленность от школы до самого отдаленного пункта 30 км. Отсюда проблема сельской школы: нет возможности 100%-огововлечения родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения.
Всего в школе обучаются дети из 192 семей, из которых 96– малообеспеченные, 62- неполные, 51- многодетные. Семей с опекаемыми детьми – 7, находящихся в СОП –4 семьи, 18 семей -группа риска, детей, состоящих на учете в ОДН – 0. Родителей с высшим образованием –31, без образования – 32 родителя, остальные родители со средним, средне-специальным, средне-профессиональным образованием. Безработных родителей 105 человек. На внутришкольный учет ставятся семьи, в основном, по причине злоупотребления родителями алкоголя.
Посещаемость родителями классных родительских собраний составляет в среднем 75%, общешкольных собраний – 35-50 %.
Большая роль родителей в начальных классах. Там посещаемость родительских собраний составляет 80 - 100% (дети начальных классов, в основном, из села). Родители принимают участие во всех классных мероприятиях, учатся организовывать и проводить родительские собрания, мероприятия, участвуют в патрулировании, очень активно принимают участие в работе Большого родительского совета. С 5 класса % посещаемости снижается до 50-70%. Снижается участие в собраниях, родители не особо проявляют активности в общешкольных мероприятиях. В результате низок уровень общей родительской культуры, родители не стремятся получить ответы на возникающие в процессе воспитания вопросы, не задумываются о важных аспектах воспитания, что ведет к нарушению детско-родительских отношений и, как следствие, к не успешности детей.
|
Решение данной задачи стало возможно при совершенно новых подходах к развитию системы работы с родителями: создании управленческой и содержательной моделей родительского образования.
В результате анализа воспитательной деятельности и опроса некоторых классных руководителей были выявлены следующие проблемы:
- Низкая творческая и интеллектуальная активность родителей и родительских комитетов классов.
- Низкий и нижесреднего педагогический и культурный уровень родителей.
- Недостаточное родительское сотрудничество школы и семьи.
- Недостаточная информатизация внутреннего пространства школы.
Анализ показал, что необходима новая модель работы родительского образования при том опыте, который уже был наработан образовательным учреждением.
Работа в рамках проекта направлена на повышение родительской компетенции в вопросах эффективного воспитания детей, профилактики семейного неблагополучия на территории с. Верх-Иньва Пермского края, на создание пространства для коммуникации и просвещения семей. В рамках Проекта участники осваивают способы и методы бережного подхода к воспитанию своих детей. Разработанные в рамках уроки помогают родителям приобрести необходимые знания и научиться эффективному взаимодействию с собственными детьми. Организованное пространство предоставляет возможность обмениваться успешным опытом родительства в решении сложных проблем детско-родительских отношений и воспитания в целом. В проекте используются совместные занятия родителей с детьми, которые позволят участникам почувствовать, какое важное значение имеет совместное творчество в формировании позитивных детско-родительских отношений, а также, в решении имеющихся в семье психологических проблем. Проект позволил сформировать на территории Верх-Иньвы сообщество активных родителей для их последующего общения, обмена опытом взаимной помощи и поддержки.
|
Статистические данные по реализации проекта
№ | Показатель | Всего |
1. | Количество людей, задействованных в проекте: | |
а) | детей | |
б) | педагогов | |
в) | родителей | |
2. | Количество организаций | 24- родительских комитетов классов 1 – Большой родительский совет школы, 24 классных коллектива, 3 – педагогических коллектива 3– ДОУ |
Коллектив педагогов по реализации проекта
№ п/п | Ф.И.О. | Основная должность | Должность по проекту |
1. | Четина Галина Филипповна | Заместитель директора по ВР | организатор; участник разработки проекта; координатор; проводит заседания Большого родительского совета; составляет план работы Проекта «Семья и школа-мы вместе» на учебный год |
2. | Ермакова Марина Леонидовна | Психолог | участник разработки содержательной стороны проекта; работает с родительской общественностью; проводит мониторинги |
3. | Стрельцова Оксана Викторовна | педагог-организатор, учитель технологии | участник разработки содержательной стороны проекта; работает с родителями по привлечению их к воспитательной работе школы. |
4. | Ермакова Надежда Ивановна, ЧетинаНина Анатольевна, Плотникова Галина Владимировна | педагоги ОО | помогают в организации школьных проектов. |
|
Основные мероприятия реализации проекта
этапы | основные мероприятия | сроки | ответственные (БРС-Большой родительский совет) |
подготовительный этап | Разработка нормативной базы, содержащей локальные акты: | 01.09.2017-30.12.2017 | |
o -Положение о родительском собрании. o -Положение о родительском комитете класса. o -Положение о конкурсе “Родительский коллектив года”. o -Положение О Большом родительском совете школы o -Положение о поощрении родителей и семей учащихся. o -Положение о школьном празднике “День матери”. o -Положение о неделе родительского самоуправления. o -Положение о родительском патрулировании o | Четина Г.Ф., заместитель директора по ВР, Ермакова М.Л., педагог-психолог, руководитель ШМО классных руководителей, Стрельцова О.В., педагог-организатор | ||
Изучение методических рекомендация Академии родительского образования: | 01.09.2017-30.11.2017 | Четина Г.Ф., заместитель директора по ВР, Ермакова М.Л., педагог-психолог, руководитель ШМО классных руководителей, Стрельцова О.В., педагог-организатор, классные руководители | |
разработка анкет для родителей по семейному воспитанию, по удовлетворенности жизнедеятельностью ОО | сентябрь-декабрь | Ермакова М.Л. | |
Составление программы по реализации родительского образования в школе | 01.09.2017-30.12.2017 | Четина Г.Ф. | |
Знакомство педагогического коллектива ОО с реализацией программы | сентябрь общешкольное родительское собрание | Четина Г.Ф. | |
Разработка системы отслеживания результатов обучения взрослых, детей и молодёжи искусству быть родителем; | до 30.12.17 | Творческая группа проекта | |
Разработка системы стимулирования и поощрения обучающихся и педагогов в образовательном процессе взрослых, детей и молодёжи нравственным основам семейной жизни; | до 30.12.17 | Творческая группа проекта | |
2 этап-основной | 01.01.2018-01.01.2020 | ||
1. Повышение психолого-педагогических знаний | |||
Школа будущего первоклассника | Останина Е.М. | ||
Оформление Уголка для родителей во всех филиалах, структурном подразделении ОО | систематическое обновление | Четина Г.Ф., Ермакова М.Л., Стрельцова О.В. | |
Школа любящих родителей | 1 раз в четверть | Четина Г.Ф. | |
Выпуск буклетов для родителей | в течение учебного года | председатель БРС и педагог-рганизатор | |
Уроки семейной любви для родителей, детей | 1 раз в месяц | классные руководители | |
Участие в семинарах по теме школы | 1 раз в четверть | Останина Е.М. | |
Проведение мониторингов, анкетирования родителей | по плану | Ермакова М.Л. | |
Лекторий для родителей | по отдельному плану | Четина Г.Ф., классные руководители; Ермакова М.Л.-педагог-психолог | |
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | |||
Проект «Родительские инициативы» | январь-март | педагог-организатор | |
Проведение семейных форумов, родительских чтений, родительских конференций | ежегодно в ноябре | Четина Г.Ф. и орг. комитет | |
Взаимодействие с различными организациями, учреждениями г. Кудымкара, Коми-Пермяцкого округа | в течение учебного года | Четина Г.Ф. и председатель БРС | |
Взаимодействие с Многодетными Пермского края для проведения мероприятия «Мама-пчелка» | сентябрь 2019 | Четина Г.Ф. и председатель БРС | |
Открытие семейных клубов | в течение учебного года | классные руководители, воспитатели ДОУ | |
Организация выставок, фотоколлажей, конкурсов, акций, сочинений | в течение учебного года | классные руководители; педагог-организатор; воспитатели ДОУ | |
Творческий отчет родительских комитетов классов | апрель | председатель БРС | |
Выпуск буклетов, памяток для родителей | в течение года | классные руководители; Большой родительский совет | |
Проведение классных и общешкольных собраний | в течение года | родительские комитеты классов, ДОУ, Большой родительский совет | |
Участие в неделе ОПК (основы православной культуры) | апрель | Четина Г.Ф. | |
3.Участие родителей в управлении школой | |||
Деловые встречи Большого родительского совета школы | 1 раз в четверть | Четина Г.Ф., председатель БРС | |
Организация контроля за горячим питанием | 1 раз в четверть | председатель БРС | |
Организация работы классных родительских комитетов, родительских комитетов ДОУ | в течение учебного года | Четина Г.Ф. Ермакова М.Л. | |
Организация работы родительского патрулирования | в каникулярное время | Четина Г.Ф. и председатель БРС | |
Участие в Совете профилактики | в течение учебного года по плану ШСП | председатель ШСП | |
Участие в педагогических советах | 1 раз в год | Останина Е.М. | |
Неделя родительского самоуправления: проведение классных часов, внеклассных мероприятий по чтению, физкультуре, экологии, технологии, ИЗО, музыке; проведение мастер-классов родителями; проведение праздничного мероприятия для мам; контроль за организацией горячего питания; родительские собрания; совместный педагогический совет | март | Четина Г.Ф. и БРС | |
3 этап- | подведение итогов: выпуск буклетов по родительскому образованию образовательного учреждения; августовское совещание; | 01.01.2020-30.08.2020 | Четина Г.Ф. |
Показатели планируемых результатов
Количественные/качественные целевые показатели, характеризующие достижение целей и решение задач | Планируемое значение показателя % | ||||
Посещение родителями занятий Школы любящих родителей | |||||
Количество родителей, задействованных в родительском образовании | |||||
Посещение родителями классных родительских собраний | |||||
Посещение родителями общешкольных родительских собраний | |||||
Доля родителей, принявших участие в семейных мероприятиях | |||||
Классные мероприятия, проведенные совместно с родителями | |||||
Педагоги, обученные технологиям родительского образования | |||||
Охват учащихся родительским образованием |
Стимулирование родителей за участие в проекте:
- награждение родителей лучших учащихся школы;
- награждение семей на районных родительских конференциях;
- выпуск статей в СМИ о семьях, которые являются примером;
- письма-благодарения родителям от классных руководителей, от администрации школы.
Стимулирование учащихся:
- создание портфолио с достижениями;
- награждение на празднике «Таланты года»;
Стимулирование педагогов:
- награждение грамотами, благодарностями, благодарственными письмами разного уровня;
-выпуск брошюр «Из опыта работы по организации родительского образования
Ресурсная база организации проекта
· Школа оснащена необходимым для этого оборудованием. Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет, проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран, компьютерный класс.
· Для встреч с родителями есть необходимые помещения в школе. Для проведения праздников – актовый зал, школьный стадион.
Полученные результаты
1. В реализации проекта «Семья и школа-мы вместе» принимали участие педагоги МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ», филиалов «Ярашовская НОШ» и «Детский сад д.Ярашова», «Деминская ООШ» и «Детский сад д.Демина», структурного подразделения «Детский сад с. Верх-Иньва», родительские комитеты, учащиеся, воспитанники детских садиков.
2. Ежегодное анкетирование родителей по удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения показывает, что 72,2 % родителей от общего числа, принявших участие в опросе, полностью удовлетворены работой образовательного учреждения.
3. Родители семей группы риска и СОП стали активнее принимать участие в учебно-воспитательном процессе.
4. Активизировал свою деятельность Большой родительский совет школы, куда входят члены родительских комитетов классов и дошкольных групп.
5. Разработаны нормативно-правовая база, единые подходы педагогического коллектива с семьями учащихся.
6. Установилось партнерское сотрудничество с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности.
7. Появился материал, готовый к внедрению и использованию в школах.
8. Снизилось число правонарушений несовершеннолетних.
Результаты совместной деятельности показаны в фото презентации