В 1891 году Дворжак получает от американской меценатки Дж. Тёрбер предложение возглавить Национальную консерваторию в Нью-Йорке: имя чешского композитора должно придать блеск недавно основанному ею учебному заведению.
Первым и самым крупным произведением, созданным на американской земле, стала симфония ми минор. Ее наброски появились через несколько месяцев после приезда, 20 декабря 1892 года, закончена 24 мая 1893 года. Премьера состоялась в знаменитом зале Карнеги-холл в Нью-Йорке 15 декабря 1893 года. Дирижировал известный немецкий дирижер А. Зейдль. Успех симфонии был столь велик, что в газетах говорилось — еще никогда ни один композитор не знал такого триумфа.
Национальная консерватория вручила автору премию в 300 долларов из своего фонда наград за «оригинальную симфонию». Она была повторена на следующий день и затем до конца года прозвучала еще дважды в другом городском зале, в Бруклине. В начале следующего года симфония была опубликована крупнейшим берлинским издательством Зимрока.
Симфония является вершиной симфонического творчества Дворжака и резко отличается от всех предшествующих. Как признавался сам композитор, «Это сочинение я никогда бы так не написал, если бы не видел Америки». «Я стремился воспроизвести в моей симфонии особенности негритянских и индейских мелодий. Я не взял ни одной из этих мелодий... Я просто писал собственные темы, включая в них особенности музыки негров или индейцев, и когда я эти темы использовал, то применял все достижения ритмики, гармонизации, контрапункта и оркестровых красок для их развития». Слияние исконно чешских и новых американских истоков придает стилю последней симфонии композитора уникальный характер.
Четыре части цикла объединены лейтмотивом (главной партией первой части), в финале возвращаются темы всех предшествующих частей.
В отличие от всех других симфоний Дворжака, Девятая открывается медленным вступлением. И вдруг — внезапный взрыв с тремоло литавры, тревожные, мятежные возгласы: так подготавливается сонатное аллегро. Первый мотив главной партии — фанфарный призыв валторн с характерным синкопированным ритмом — пронизывает весь цикл. Но этому героическому кличу сразу же противопоставлен второй мотив в терциях кларнетов и фаготов — народно-танцевального склада, отголоски которого будут звучать в темах совсем иного плана.
https://youtu.be/H0DOfR1D3PY
Медленная вторая часть в рукописи носила название «Легенда». По словам композитора, она вдохновлена эпизодом погребения в лесу из «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Эпизод, положенный в основу второй части симфонии, рисует похороны жены героя, прекрасной Миннегаги, в девственном лесу, ее оплакивание племенем, скорбь Гайаваты.
https://youtu.be/EuUCZM725no
Третья часть, обозначенная в рукописи как скерцо, рисует, по словам Дворжака, «праздник в лесу, где танцуют индейцы». Вероятно, она навеяна сценой свадьбы Гайаваты, хотя в музыке возникают и иные, не обязательно индейские, ассоциации.
https://youtu.be/xudx67Nxq-4
В финале господствуют героические образы. Сопоставляются четыре разнохарактерные партии. Главная — суровый героический марш, унисонная тема которого со своеобразным мелодическим оборотом изложена фортиссимо в звонких тембрах валторн и труб. Связующая партия, звучащая попеременно то у струнных, то у высоких деревянных, напоминает стремительный массовый пляс, хотя мелодически родственна главной. Побочная — лирическая, интимная песня удивительной красоты, интонируемая солирующим кларнетом в сопровождении одних струнных причем у виолончелей настойчиво повторяется измененный фанфарный лейтмотив. Заключительная партия — беззаботная, танцевальная, напоминающая чешский галоп-скочну, — мелодически перекликается с побочной темой первой части в ее мажорном варианте.
https://youtu.be/cCYSpvnl7ts
Задание: ознакомьтесь с конспектом, просмотрите видео, ответьте на вопросы.
Вопросы:
1. В какой стране родился Антонин Дворжак?
2. Кем был его отец (так же первая профессия Антонина Дворжака)?
3. В каком учебном заведении в каком городе Дворжак учился музыке?
4. Кем Дворжак первоначально работал как музыкант?
5. Сколько детей было у Дворжака?
6. Какие почетные звания были присвоены Дворжаку?
7. В каких консерваториях работал Дворжак?
8. В каком возрасте умер Дворжак?
9. Кто явился инициатором создания «Славянских танцев»?
10. Танцы каких народов стали основой для создания «Славянских танцев»?
11. Сколько симфоний написал Дворжак?
12. Почему симфония «Из Нового света» носит такое название?
13. Какие особенности музыкального материала делают симфонию «Из Нового света» уникальной, что послужило ее популярности?
14. Легенды какого народа вдохновили Дворжака на создание Симфонии № 9?
Задание до понедельника, 28 марта. Ответы присылайте в сообщения по адресу
ВК: Ирина Александрова
Не забывайте указывать фамилию и имя.