Симфония №9 ми минор «Из Нового света»




В 1891 году Дворжак получает от американской меценатки Дж. Тёрбер предложение возглавить Национальную консерваторию в Нью-Йорке: имя чешского композитора должно при­дать блеск недавно основанному ею учебному заведению.

Первым и самым крупным произведением, созданным на американ­ской земле, стала симфония ми минор. Ее наброски появились через не­сколько месяцев после приезда, 20 декабря 1892 года, закон­чена 24 мая 1893 года. Премьера состоялась в знаменитом зале Карнеги-холл в Нью-Йорке 15 декабря 1893 года. Дирижировал известный немецкий дирижер А. Зейдль. Успех симфонии был столь велик, что в газетах говорилось — еще никогда ни один компози­тор не знал такого триумфа.

Национальная консерватория вручила автору премию в 300 долла­ров из своего фонда наград за «оригинальную симфонию». Она была повторена на следующий день и затем до конца года прозвучала еще дважды в другом городском зале, в Бруклине. В начале следующего года симфония была опубликована крупнейшим берлинским издатель­ством Зимрока.

Симфония является вершиной симфонического творчества Дворжака и рез­ко отличается от всех предшествующих. Как признавался сам компози­тор, «Это сочинение я никогда бы так не написал, если бы не видел Америки». «Я стремился воспро­извести в моей симфонии особенности негритянских и индейских мело­дий. Я не взял ни одной из этих мелодий... Я просто писал собственные темы, включая в них особенности музыки негров или индейцев, и когда я эти темы использовал, то применял все достижения ритмики, гар­монизации, контрапункта и оркестровых красок для их развития». Слияние исконно чеш­ских и новых американских истоков придает стилю последней симфо­нии композитора уникальный характер.

 

Четыре части цикла объеди­нены лейтмотивом (главной партией первой части), в финале возвращаются темы всех предшествующих частей.

В отличие от всех других симфоний Дворжака, Девятая открывается медленным вступлением. И вдруг — внезапный взрыв с тремоло литавры, тревожные, мятежные возгласы: так подготавливается сонатное аллегро. Первый мотив глав­ной партии — фанфарный призыв валторн с характерным синкопиро­ванным ритмом — пронизывает весь цикл. Но этому героическому кли­чу сразу же противопоставлен второй мотив в терциях кларнетов и фаготов — народно-танцевального склада, отголоски которого будут звучать в темах совсем иного плана.

 

https://youtu.be/H0DOfR1D3PY

 

Медленная вторая часть в рукописи носила название «Легенда». По словам композитора, она вдохновлена эпизодом погребения в лесу из «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Эпизод, положенный в основу второй части симфонии, ри­сует похороны жены героя, прекрасной Миннегаги, в девственном лесу, ее оплакивание племенем, скорбь Гайаваты.

 

https://youtu.be/EuUCZM725no

 

Третья часть, обозначенная в рукописи как скерцо, рисует, по словам Дворжака, «праздник в лесу, где танцуют индейцы». Вероятно, она на­веяна сценой свадьбы Гайаваты, хотя в музыке возникают и иные, не обязательно индейские, ассоциации.

 

https://youtu.be/xudx67Nxq-4

 

В финале господствуют героические образы. Сопоставляются четыре разнохарак­терные партии. Главная — суровый героический марш, унисонная тема которого со своеобразным мелодическим оборотом изложена фортисси­мо в звонких тембрах валторн и труб. Связующая партия, звучащая попеременно то у струнных, то у высоких деревянных, напоминает стре­мительный массовый пляс, хотя мелодически родственна главной. По­бочная — лирическая, интимная песня удивительной красоты, интони­руемая солирующим кларнетом в сопровождении одних струнных причем у виолончелей настойчиво повторяется измененный фанфарный лейтмотив. Заключительная партия — беззаботная, танцевальная, на­поминающая чешский галоп-скочну, — мелодически перекликается с побочной темой первой части в ее мажорном варианте.

 

https://youtu.be/cCYSpvnl7ts

 

Задание: ознакомьтесь с конспектом, просмотрите видео, ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. В какой стране родился Антонин Дворжак?

2. Кем был его отец (так же первая профессия Антонина Дворжака)?

3. В каком учебном заведении в каком городе Дворжак учился музыке?

4. Кем Дворжак первоначально работал как музыкант?

5. Сколько детей было у Дворжака?

6. Какие почетные звания были присвоены Дворжаку?

7. В каких консерваториях работал Дворжак?

8. В каком возрасте умер Дворжак?

9. Кто явился инициатором создания «Славянских танцев»?

10. Танцы каких народов стали основой для создания «Славянских танцев»?

11. Сколько симфоний написал Дворжак?

12. Почему симфония «Из Нового света» носит такое название?

13. Какие особенности музыкального материала делают симфонию «Из Нового света» уникальной, что послужило ее популярности?

14. Легенды какого народа вдохновили Дворжака на создание Симфонии № 9?

 

 

Задание до понедельника, 28 марта. Ответы присылайте в сообщения по адресу

ВК: Ирина Александрова

Не забывайте указывать фамилию и имя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: