Способна восхвалить Бога похвалой Богоугодной одна Православная Церковь; одни истинные сыны ее, верные недру ее – ее догматическому и нравственному преданию – способны наследовать благословение (2. 73. 2006).
Дом Божий подлежит суду Божию, нуждается в этом суде (1 Пет. 4. 17). Домом Божиим называется и вся Церковь Христова и каждый христианин. Требует этот дом посещения Божия и очищения, как подвергающийся непрестанному осквернению и повреждению (2. 100. 2006).
Дух Святой – истинный наставник христиан… Вы поступите под это блаженное руководство, когда будете почерпать наставления для жизни вашей единственно из Священного Писания и писаний святых Отцов Восточной Церкви, единой истинной (Письмо 207).
Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно. Предсказанное в Писании совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие. В особенной чистоте оно было сохраняемо в Молдавии, Валахии, Сербии (Письмо 554).
Иг. Никон:
Церковь – не земля, это кусочек неба.
О правилах апостолов и Соборов не буду тебе писать. Прочти сам. О применении их буквально в настоящее время не может быть и речи (№ 210).
Мысль еще можно подделать, а дух никак подделать нельзя. Вот почему Церковь, обладая духом Христовым, безошибочно отвергла все, что не имеет духа Христова. Кто не имеет духа Христова, тот и не Его ученик, последователь (№ 235).
Человек свят по образу и подобию Божию, свят потому, что в Таинстве Крещения облекается во Христа, чрезвычайно свят, причащаясь Святых Таин Тела и Крови Христа. Если он борется с грехом и бывает ранен, но продолжает борьбу, кается, просит прощения и помощи от Бога, то он святой воин Христов, в борьбе со грехом приобретает многие духовные сокровища, каких он не мог бы приобрести другим образом. Как тело человека извергает из себя через нарыв инородное тело, так и из Св. Церкви Господь извергает чуждых Ему, вернее, они сами отходят от Церкви. Поэтому Церковь всегда свята. Она есть таинственное Тело Христово. Она – столп и утверждение Истины. Лжеименный разум не может постичь этого. Поэтому нужна вера. «Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь» (№ 262).
|
…Относительно святости Церкви. Прежде чем разбирать, почему она свята, надо дать определение или понятие о Церкви. Что есть Церковь? – Ведь Церковь есть Тело Христово (Еф. 5, 23; Кол. 1, 24). Главою Церкви является Христос (Еф. 5, 23; Кол. 1, 18). У Бога нет прошлого и будущего, есть одно настоящее. Он (Бог–Отец) избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1, 4, 5, 7) («Как жить сегодня». С. 415).
Схииг. Иоанн:
О церковной политике рассуждать – для нас больное место. Все же возмутительно заграничные нападают на Русскую Патриархию. Из–за угла можно кричать, это нетрудно, а попробуй удержать кормило Православия среди безбожия – это подвиг большой, надо усматривать; если предстоят два зла, надо выбирать меньшее (С. 134. 2010).
Ведь только в России–то и есть чистое Православие. Сколько там святых печальников о Русской Церкви и земле, как прп. Сергий Радонежский и прочие угодники Божий, и святых чудотворных икон Царицы Небесной! Они спасали Святую Русь в тяжелые минуты, и я верю, что и теперь спасут православную страну Русскую (С. 136. 2010).
|
Честь и слава русскому духовенству, ибо оно в такое тяжелое время безбожия удержало кормило Православия, и русский народ стал религиознее других народов (С. 167–168. 2010).
За молитвы святых русских молитвенников, спаси и сохрани Россию от бед и скорбей! Ведь Россия – страна православная и верующая, и я верую, что и теперь так есть. Настоящие православные и остались–то только в России, ибо они прошли огонь и воду (С. 175. 2010).
Прощание
Блажен путь в онь же идеши днесь душе…
Из прокимна службы погребения
Иг. Никон:
Когда человек сердцем почувствует, что душа его прокажена грехом, вся в язвах, что он бессилен сам исцелить свою душу, как прокаженный бессилен сам себя исцелить, когда пред очами близко станет смерть и мытарства – тогда остается одна надежда, одно прибежище – Спаситель наш Господь Иисус Христос! До этого времени Он был далек от нас, вернее, мы были далеки от Него, а теперь Он – единственный Спаситель, с неба пришедший спасти нас, взявший грехи наши на Себя вместо нас, потерпевший последствия грехов наших, покрывший Своей любовью наши беззакония; обещавший за веру в Него и за покаяние все простить, очистить нашу душу и тело, соединить кающихся грешников с Собою в Таинстве Причащения еще здесь, на земле, в залог вечного соединения в будущей жизни, усыновить нас Отцу Своему и чрез это сделать участниками вечной Божественной славы и блаженства. Вот в чем состоит христианство! Вот любовь Божия, милость Божия к падшему роду человеческому (№ 285).
|
Прошу жалеть и любить друг друга, помогать взаимно в материальной и духовной нужде. Где мир и любовь – там Бог, там радость и спасение, а вражда и зависть от дьявола (№ 313).
Очень прошу всех родных и близких твердо держаться православной христианской веры и прилагать до смерти все усилия ко спасению души через исполнение евангельских заповедей и частого (не меньше одного раза в год[19]) исповедания грехов и причащения. В течение моей жизни я находил утешение в самых тяжких обстоятельствах и искушениях лютых – в вере в Господа Иисуса Христа и в молитве.
Вот, я отхожу в вечность и при гробе прошу прощения у всех. Благодарю всех, и любящих, и недовольных, всех благодарю и искренне у всех прошу прощения. Земно кланяюсь вам, простите меня ради Христа, не помяните злом.
Кто может, хоть изредка поминайте о упокоении грешного вашего священника.
Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга (№ 306).
[22 августа 1963 г.
За 2 недели до кончины – сост. ]
Схииг. Иоанн:
Суетный мир продолжает жить своей жизнью, а многогрешное мое тело лежит в холодной могиле; тело взято из земли и возвратится в землю, а дух возвратится к Богу, Который дал его, говорит Екклесиаст. А ты что приобрел для будущего века? А? Мученики покажут язвы за Христа, преподобные – подвиги, а ты что? (Письмо 117).
[1]Вот некоторые из «духовных» писаний последних 15–20 лет: схимонахиня Антония. «Я испытал тебя в горниле страдания»; С. Девятова. Очерк «Пензенский старец Алексий» в книге «Православные старцы 20 века»; «Духовные беседы и наставления старца Антония»; иеромонах Гавриил. «Пензенский старец Алексий. Приидите ко мне все труждающиеся…»; Татьяна Гроян. «Царский архиерей»; Г. П. Дурасов. «Богом данная Макария»; С. Г. Залесский. «По вере вашей да будет вам. Об иконе Божией Матери, именуемой «Воскрешающая Русь»; иеромонах Трифон. Чудеса последнего времени; «Угодница Божия Пелагия Рязанская»; «Русь Православная»; А. Г. Чахвадзе. «Окно в мир горний: явления, чудеса и молитвы последних времен»; «Встреча с вечностью» (видеокассета и DVD–диски).
[2]«его язык, как моторчик, непрерывно повторял односложную Иисусову молитву» (С. 190).
[3]Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 55. С. 372–373.
[4]Отсюда иногда встречается нелепое обвинение Брянчанинова, что он вопреки древнему монашескому правилу, «бегал» по монастырям. А он в то время не был даже послушником, оставаясь мирянином.
[5]При составлении краткого жизнеописание схиигумена Иоанна (Алексеева) использована книга «Валаам Христовой Руси» СвятоТроицкая Сергиева Лавра и изд. «Хризостом». 2000.
[6]При составлении краткого жизнеописание схимонахини Ардалионы (Игнатовой) использована книга «Отечественные подвижники благочестия. Август». Введенская Оптина Пустынь. 1994.
[7]Краткое жизнеописание игумении Арсении составлено по книге «Путь немечтательного делания». М. 1999.
[8]Здесь и далее в скобках указаны: первая цифра – том творений свт. Игнатия, вторая – страницу, третья – год издания.
[9]Цитаты из преподобного Исаака Сирина сделаны по книге «Слова подвижнические» Изд. «Правило веры» Москва 1993 г.
[10]Звездочкой помечены строки из писем о. Никона, не вошедших ни в одно издание. Нумерация писем приводится по рукописному варианту.
[11]Цитаты из писем святителя Игнатия (Брянчанинова) сделаны по изданию Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского Москва–С. – Петербург 1995.
[12]Рак нижней губы.
[13]Цитаты из проповедей о. Никона сделаны с аудиозаписи.
[14]Цитаты из преподобного Марка Подвижника сделаны по «Творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова)». «Паломник», М., 2005
[15]А. С. Хомяков. Полное собрание сочинений. Изд 3. М. 1886.
[16] Св. Василий Вел. Опровержение… злочестивого Евномия. Кн.2. О Сыне. Изд. Сойкина. Т. 1. С. 493
[17]Еп. Игнатий Брянчанинов. Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад. 1917. С. 78–79.
[18]Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж.1981. С.394.
[19]Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни. СПб 1905. Ответ 21