Анализ произведения Елены Чижовой «Время женщин».




План:

 

1. Биографическая справка; основные черты творчества писательницы;

2. Роман «Время женщин»:

а. Тематика и проблематика в романе;

б. Основные мотивы в романе

в. Композиция;

г. Пространство и время в романе;

д. Характеристика героев романа.

3. Список литературы.

1. Биографическая справка; основные черты творчества писательницы;

Елена Семеновна Чижова – российская писательница, родилась 4 мая 1957 года в Ленинграде. Воспитывалась в обычной семье советских граждан, которые прошли через войны, репрессии и голод.

Окончив школу, Елена стала дипломированным экономистом, затем защитила диссертацию кандидата наук. Долгое время Чижова преподавала английский язык и специальные дисциплины в области управления производством, в девяностые годы пробовала свои силы в бизнесе, а с 2000 года Елена Семеновна начала публиковать в литературных изданиях свою прозу.

Первой книгой Чижовой стал роман «Крошки Цахес», повествующий о непростых буднях учеников элитарной советской школы. В 2001 году книга была удостоена литературной награды «Северная пальмира», а также стала лауреатом премии, учрежденной журналом «Звезда».

В 2002 году увидел свет второй роман Елены Чижовой «Лавра» о судьбе жены священника. Спустя год произведение вошло в шорт-лист лауреатов премии «Русский букер».

Удивительным по силе трагизма и в то же время по легкости восприятия стал новый роман Чижовой «Время женщин». Ностальгические переживания трех женщин со сложными судьбами, незамутненное восприятие мира маленькой героиней и философские размышления зрелого автора — все эти эмоции неразрывно переплелись в захватывающей истории жизни обычной девочки на фоне переломных моментов истории ее страны. Многие читатели назвали эту книгу настоящей классикой современной литературы, а в 2009 году роман стал лауреатом премии «Русский Букер».

За прошедшие годы сочинительница также издала произведения «Орест и сын», «Планета грибов», «Полукровка» и «Терракотовая старуха».

В настоящее время Чижова трудится главным редактором международного журнала «Всемирное слово», а также директором Санкт-Петербургского отделения русского «ПЕН-клуба» — всемирного сообщества литераторов, учрежденного в Лондоне еще в 1921 году.

 

Черты творчества:

· Центральный образ – образ женщины;

· Матриархальная основа;

· Специфика гендера (женщина живуча, может стать войном, Чижова: "они мужественны в хорошем смысле слова, как правило, отдают себе отчет в своей жизни, представляют, какими хотят видеть своих детей и берут на себя ответственность. Правда, часто, у них просто нет другого выхода");

· Мужчина ведомый;

· Автобиографичность (в романе «Время женщин» она затрагивает тему своего детства, когда воспитывалась в окружении трех старых бабушек);

· Питерская тема - постоянная величина ее прозы, определяющая и психологию, и характеры героев, точнее героинь;

· Антисоветизм (В беседе c Кириллом Решетниковым («Взгляд», 2009, 4 декабря) Чижова называет нашу историю чудовищной, имея в виду советский период её).

Критик Е. Погорелая в статье «В поисках озвученного времени» выделяет черты творчества: «особый тон лирического повествования (он нервный, изломанный, балансирующий на грани гротеска, потока сознания и исторической хроники), одиночество, отверженность, ощущение фатальной несправедливости мира, человеческий ропот и «мысль о звучащем времени, рассказанная голосами своих жертв и свидетелей».

 

Е. Погорелая также подчеркивает особенность отражения времени и чувств в романах

писательницы.

Время Е. Чижовой не персонифицируется в каком-либо человеческом образе,

оно не является категорией прошлого, однако оно «вечно переживаемое» и «болезненное

настоящее». На страницах романов мы также видим одиночество, отверженность, ощущение

фатальной несправедливости мира, человеческий ропот и «мысль о звучащем времени,

рассказанную голосами своих жертв и свидетелей».

Традиции:

Е. Чижова опирается на творчество М. Цветаевой. Чижова считает, что творчество Цветаевой насыщено таким же отношением к родине, как и у нее.

Роман «Время женщин», согласно Н. Казьминой, ассоциируется с известным фильмом «Москва слезам не верит»: Катя Тихомирова В. Алентовой и Антонина Беспалова А. Бабенко – наивные провинциальные барышни, сказка которых однако заканчивается по-разному. Запах лука автору статьи напоминает запах салата из спектакля режиссера А. Васильева «Взрослая дочь молодого человека».

А спор старух наводит на мысль о знаменитых спектаклях Г. Яновской «Вдовий пароход» и Г. Волчек «Эшелон» и «Крутой маршрут».

Также Н. Казьмина упоминает о подарке Николая Тоне – волчке. И сразу «Три сестры» А. Чехова появляются перед нашим взором: в данном случае, Гликерия, Евдокия и Ариадна. За счет возникновения ассоциативных линий создается эффект обрастания романа «Время женщин» «родственными связями» и «укоренения его в дискурсе».

 

2. Роман «Время женщин»:

а. Тематика и проблематика в романе:

Темы Проблемы:
Основные темы. 1.Становление личности:
  • т. детства;
  • т. материнства;
  • т. одиночества;
  • т. сиротства;
  • т. семьи;
2. Судьба личности в период тоталитарного режима (т. личности и общества):
  • судьба женщин (героинь);
  • связь поколений
Сквозные темы. 1. Войны (в воспоминаниях героинь старшего поколения); 2. Голода; 2. Отношения между женщинами и мужчинами.
Основные проблемы: 1. Памяти и беспамятства; 2. Материнства; 3. Одиночества; 4. Самопожертвования     5. П. смысла человеческой жизни;   Сквозные: 1. П. бытовых ценностей; 2. П. «справедливости» / «несправедливости» войны.  
По слова Е. Чижовой: «это роман о традиции личного достоинства, которое советская власть всеми силами стремилась разрушить». Цель: "Самое главное, что мне было интересно понять самой, работая над этим романом, и что может помочь мне как современному человеку - это опыт героинь, который показывает, как можно пережить с достоинством самые трудные времена».

б. Основные мотивы в романе:

Христианские мотивы Мифологические мотивы
- крещение ребенка (приобретение церковного имени - Софья); - жизнь бабушек по церковному календарю («А за ним и другой праздник – Рождество... А дальше и весна близко – жаворонков станем печь. Напекем, в церковь с тобой сходим: надо и нищих угостить. Не все, как мы, счастливые, чтобы умереть в спокое. Таких-то мало...»); - мотив числа «7» (софья начинает говорить после смерти матери в возрасте 7 лет); - увлечение иконописью взрослой Софии. - жизни и смерти; - одиночества; - судьбы, рока; - сна; - памяти.   + мотивы «проводники» между миром реальным и выдуманным (ниже подробнее).

в. Композиция:

1. Роман «Время женщин» имеет кольцевую композицию: повествование в романе начинается и заканчивается воспоминанием Сюзанны о своем детстве. Девушка пытается восстановить в памяти события давних лет, свое детство.

 

2. Повествование романа ведется от разных лиц. Произведение состоит из глав:

«Мать»,

«Дочь»,

«Мать»,

«Гликерия»,

«Евдокия»,

«Отчим»,

«Ариадна»,

«Соломон»,

«Внучка».

По названию глав мы можем догадаться, кто является рассказчиком.

3. При этом мысли девочки присутствуют во всех частях романа. Они выделены курсивом.

4. Наличие рамки.

 

Композиция (3 составляющих)
Наличие 9 глав: «Мать», «Дочь», вновь «Мать», «Гликерия», «Евдокия», «Отчим», «Ариадна», «Соломон» и «Внучка», которые состоят из обрывков повествований. Следовательно, наличие нескольких рассказчиков. Мысли девочки, сны матери, сказки: выделены курсивом.   Для чего: - показать двоемирие в романе («проводники» подробнее ниже); - мыслительный процесс формирует личность девочки, показывает становление личности;   Наличие рамки (временная дистанция).   - три поколения (следовательно, «проброс» в прошлое, воспоминания о жизни старшего поколения; «проброс» в будущее жизнь взрослой Сюзанны); - основа: события происходят в городе Ленинграде (1950-1960-е года).

г. Пространство и время в романе (рамка):

Пространство Время
Время женщин наступает в городе с мужскими именем – Ленинград.   Город: после революций, войн, репрессий, унесших мужчин, — отцов, мужей, возлюбленных, сыновей и внуков.   Город того времени: - голод (проявление мотива еды на протяжении всего романа: нехватка муки, неумение ее хранить; подготовка скудного стола к праздникам и т.д.); - больные люди (большое количество инвалидов на улицах города); - период развития коммунизма:
  • развитие заводов и фабрик;
  • вера в светлое будущее (появление новых технологий и техники – стиральная машина);
  • развитие космостроения (полет Гагарина в космос);
  • Женсоветы на заводах;
  • Пропаганда атеизма (заперт на крещение детей);
- основное пространство – коммунальная квартира (кухня, комнаты);   Таким образом, город показан тёмным, мрачным, холодным. Большая часть действий проходит в коммуналке. Лишь изредка мы наблюдаем прогулки Софьи и бабушек по городу и жизнь Антонины на заводе. Пространство расширяется за счёт включения рассказов из прошлой жизни героев (рассказы бабушек о том, как они жили до революций и войн), сказок (сказки, которые читают Софье + ирреальное восприятие мира Софьей), снов. Время замедляется, кажется, что всё время идёт зима.   НО! В предложенных историей трагических обстоятельствах Ленинград обретает женское лицо — лицо стойкой, собранной, ответственной до самоотверженности, любящей и мудрой женщины. В повести Чижовой актуализируется женский полюс оппозиции «мужское/женское».  
Время: текстовое время создается напластованием, перемежением условно реального сюжетного времени (от венгерских событий 1956 г. до начала 1960-х и до наших дней в эпилоге) и времени воспоминаний героинь повести — текущего вспять времени блокадных, сталинских, революционных и дореволюционных испытаний.   Время года: зима и весна. Зима в романе «растянута», она никак не может закончиться: «Хожу, делаю, а внутри пусто… Зима больно тянется. Прямо не дожить до лета…»; «Музыка веселая, праздничная. Гликерия поглядела – удивляется: – Февраль, зима на дворе. Какой им теперь парад?». Зима в романе – мотив гибели всего живого (смерть Антонины в зимнее время года). «Мое первое воспоминание: снег… Ворота, тощая белая лошадь. Мы с бабушками бредем за телегой, а лошадь большая, только почему-то грязная. А еще оглобли – длинные, волокутся по снегу. В телеге что-то темное. Бабушки говорят: гроб».   Весна – пробуждение от всего былого, новая жизнь. «А за ним и другой праздник – Рождество… А дальше и весна близко – жаворонков станем печь».

д. Характеристика героев романа:

1. События романа происходят в 1960-е года в Ленинграде, перед нами предстают люди, родившиеся как в этот период, так и раннее. Таким образом, можно проследить три поколения в романе.

Бабушки – взрослые – ребенок.

Герои
«Прошлое»; «Старая гвардия» «Настоящее» Представители поколения 60-х «Будущее» Софья- Сюзанна.
Гликерия - (греч. Γλυκερία — сладкая) — женское имя греческого происхождения.     Антонина - женское русское личное имя латинского происхождения; образовано от прилагательного лат. Antoninus («Антониев», «принадлежащий Антонию»). Лат. «пространная, приобретение, сравнение и противница», греч. «приобретающая взамен». Софья-ребенок;
Евдокия - (др.-греч. Εὐδοκία — «Благоволение») — женское имя греческого происхождения. Николай - восходит к др.-греч. Νῑκόλαος (νῑκάω — «побеждать» и λᾱός — «народ»). Взрослая Софья
Ариадна - (др.-греч. Ἀριάδνη) — в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Зинаида - В переводе с древнегреческого «принадлежащая Зевсу», «из рода Зевса», «рожденная Зевсом», «божественная дочь».  
Соломон Захарович - Еврейск. «мирный, благополучный, здравствующий». Зоя Ивановна - восходит к др.-греч. Ζωή — «жизнь».  

 

· Постоянная смена субъектов речи в романе «Время женщин» позволяет автору включить судьбы пяти героинь в контекст жестокой эпохи. Гликерия, Евдокия и Ариадна пережили революцию, гражданскую и две мировых войны, блокаду, голод, репрессии, гибель детей и внуков, жизнь в постоянном страхе, когда не спасали ни преданность делу партии, ни пролетарское происхождение, ни деньги. Чижова позволяет почувствовать силу духа и мужество своих героинь, но вместе с тем дает понять, что сами эти качества рождены горьким опытом отчаяния, присущим этому поколению.

· Практичности и дальновидности старшего поколения противопоставлена в романе доверчивость и безответность Антонины, которая представляет среднее поколение. Одним из определяющих ее качеств является рабская покорность всему и всем: требованиям соседок по коммуналке, случайному прохожему, соблазнившему ее, расчетливому Николаю. Но эта покорность – не столько индивидуальное качество ее характера, сколько особенность социальной психологии, сформированная постоянным страхом за жизнь собственную и своих близких в эпоху тотального контроля.

  • Третье поколение противопоставляется первым двум. Софья – молодой художник. Ее образ, образ этого времени складывается из первых двух.

 

2. Что переняла Софья от предыдущих поколений?

 

Софья (Сюзанна)
«Прошлое»; «Старая гвардия» «Настоящее» Представители поколения 60-х
1. Уважение к воспоминаниям прошлого (Гликерия, Евдокия, Ариадна постоянно делятся своими воспоминаниями, Софья, будучи немой, училась на их примере, поэтому сохранила воспоминания не только о своем детстве, но и о жизни бабушек); 2. Характерные качества: доброта, забота…; 3. Бабушки помогли освоить будущую профессию (приучали ребенка к усидчивости, к творчеству, учили рисовать, читали сказки);   1. Характерные качества: независимость, самостоятельность: 2. Мать дала жизнь; 3. Дала веру в будущее, основу для будущей жизни;  

 

3. Значение имени: Антонина дает девочке современное имя – Сюзанна; бабушки без ее ведома, решают крестить ребенка (в церкви дают имя Софья): христианский мотив.

 

Софья – имя древнегреческого происхождения, означает «мудрость», «премудрость».

Сюзанна – имя Сюзанна (или Сусанна) имеет древнееврейское происхождение. Оно образовалось от имени Шошана и в переводе на русский язык означает «лилия», «белая лилия».

 

Следовательно, поколение «прошлого» старается наделить девочку мудростью, тем самым помочь в будущей жизни.

4. Двоемирие Софьи:

  Софья
Имя Софья – имя древнегреческого происхождения, означает «мудрость», «премудрость».   Сюзанна – имя Сюзанна (или Сусанна) имеет древнееврейское происхождение. Оно образовалось от имени Шошана и в переводе на русский язык означает «лилия», «белая лилия».  
Прошлое/настоящее Сюзанна-Софья, смышленая и чувст- вительная девочка, которая получает знания о мире, прислушиваясь к разговорам взрослых.. Молодой художник.
Мир в понимание девочки «Реальный». Реальный мир пугает Софью. Мир не может быть изучен полностью – девочка немая, с реальностью она знакомится через слова бабушек, мамы. «Выдуманный». Реальный мир преображается в ее сознании (оживают статуи). Это еще и мир снов, мир воображения.
  Между двумя мирами существую «проводники», которые помогают осваивать эту жизнь.  
  • Первый «портал» в «тот свет»– зеркало. В зеркале отражается маленькая девочка и кусочек комнаты. Девочка эта похожа на Сюзанну («у нас и платья одинаковые»), но играть ей не с кем– бабушек у неё нет. А вот когда они «умрут, к той девочке отправятся, с ней будут жить. Девочка их встретит, обрадуется. Только комнатка у неё маленькая – жить тесно. Пусть и комнаты их умрут – чтобы всем разместиться». Мама девочки причёсывается у зеркала– «снова на тот свет собирается».
  • Второй «портал» появляется, когда Антонина приносит девочке книгу, из которой можно вырезать и построить домик, и поселить туда семью– папу, маму и дочку. Так девочка из зеркала переселяется в этот домик. Процесс перехода из нашего мира на тот свет девочка заимствует из сказки, рассказанной бабушкой Ариадной– девочка иголкой укалывает руки куклам и укладывает их спать лицом вниз: «Мама, папа, девочка у них маленькая. А бабушек нету. Потому что это– другая девочка. Папа с мамой у неё умерли, а бабушки со мной живут...».
  • Третий «портал» – телевизор, который Антонина приносит домой для Сюзанны, чтобы смотрела и развивалась. По телевизору показывают первомайский парад 1941 года, бабушки, заметив, что запись старая, довоенная, неожиданно догадываются о том, что все эти молодые и красивые люди, участники праздничного шествия, уже мертвые: кто на войне погиб, а кто в блокаду. Девочка внимательно слушает их разговор и размышляет перед сном – «Не пойму – чего говорили? В телевизоре все, что ли, мёртвые? И дядька этот?..».Мир мёртвых для девочки реален и близок. Он такой же, как и окружающая действительность.
«Тот свет» постепенно расширяется в сознании маленькой героини– «умирает» кукольный домик, «умирает» парад из телевизора. Время там замерло. Нет будущего и прошлого – всё только здесь и сейчас. Девочка всегда останется девочкой, парад навсегда замрёт. Сюзанна чувствует этот мир как что-то очень близкое, с чем можно наладить связь. «Нарядила. Губами шевелю. Ну и пусть не слышно. Они же у меня мёртвые– всё, небось, слышат». Смерть воспринимается девочкой как нечто обыденное и само собой разумеющееся.Смерть – лишь переход из этого мира в зазеркалье, или кукольный домик. Больше всего девочка боится, что что-то пойдёт не так– она останется одна, «а вокруг пусто: все на тот свет ушли, и бабушки, и мама...».   Грань между этими двумя мирами очерчивается, когда умирает Антонина. Девочка осознаёт себя принадлежащей миру живых и начинает говорить.

 

3. Список литературы:

  1. Журналы:

· Пыхтина Ю.Г., Концепция многомирия в романе Е. Чижовой «Время женщин»//Вестник/Оренбургский государственный университет/2015, №11 (186);

  1. Статьи:

· Погорелая Е., В поисках озвученного времени// «Вопросы литературы» 2010, №3;

· Фролова Г.А., Проблема памяти и беспамятства в романах Е. Чижовой «Время женщин» и О. Славникова «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки»/ Г.А.Фролова, Т.Г.Прохорова/ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33) – 220-221 стр.;

  1. Интернет источники:

· Дипломная работа. Христианские мотивы в романе Елены Чижовой «Время женщин» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tampub.uta.fi/bitstream/handle/10024/84684/gradu06801.pdf?sequence=1 – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.03.18);

· Тест. Е.Чижова «Время женщин» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mybook.ru/author/elena-chizhova/vremya-zhenshin/ – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.18);

· Юрий Павлов. Елена Чижова: кровь и ярость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospisatel.ru/pavlov-chizshova.htm – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.03.18).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: