Шандаринова Анастасия ИТМ-32
Дисциплина «Экологический мониторинг»
Модуль 1
Вопросы для самоподготовки
Государственная экологическая статистическая отчетность
Экологический надзор и контроль
1. Какие формы государственной экологической статистической отчетности ведутся в РФ?
1. Форма № 4-ос. Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах.
2. Форма № 1-экофонд. Сведения о начисленных платежах за загрязнение окружающей среды и движении средств государственных экологических фондов.
3. Форма №2-тп-воздух (годовая). Сведения об охране атмосферного воздуха.
4. Форма № 2-тп-воздух (срочная). Сведения об охране атмосферного воздуха.
5. Форма № 2-тп (токсичные отходы). Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления.
6. Форма № 1-заповедник. Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках.
7. Форма № 01-гр. Сведения о геологоразведочных работах.
8. Форма № 2-тп (охота). Сведения об охотничьих хозяйствах.
9. Форма № 1-п (рыба). Сведения об улове рыбы, Добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции.
10. Форма №2-ос. Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах.
11. Форма № 5-ос (рыбвод). Сведения об охране и воспроизводстве ценных промысловых рыб.
12. Форма № 6-ос Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах.
13. Форма № 1-лх. Сведения о проведении лесовосстановительных работ.
14. Форма № 2-лх: Сведения по отпуску древесины, мерам ухода за лесом, подсочке и побочным пользованиям.
15. Форма № 3-лх. Сведения о рубках ухода и санитарных рубках леса.
16. Форма № 4-лх. Сведения об остатках древесины на лесосеках и очистке мест рубок.
17. Форма № 5-лх. Сведения о лесных пожарах.
18. Форма № 12-лх. Сведения о лесозащите.
19. Форма №1-рлх (Чернобыль). Сведения о лесовосстановлении и залесении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
20. Форма № 2-тп (радиоактивные вещества). Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников.
21. Форма № 2-тп (радиоактивность). Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных территориях.
22. Форма № П (Чернобыль). Сведения об изменении численности и возрастно-половом составе населения в зонах радиоактивного загрязнения,
Формы Рослесхоза:
23. Форма № 5-кс Сведения об использовании капитальных вложений по источникам финансирования.
24. Форма № 1-парк. Сведения о выполнении работ по благоустройству территорий национальных парков и проведении рекреационных мероприятий.
25. Форма № 19-лх (охота). Сведения по ведению охотничьего хозяйства.
26. Форма № 20-лх. Сведения о ведении хозяйства в кедровых лесах.
27. Форма № 22-лх (защита). Сводная ведомость инвентаризации очагов вредителей и болезней.
28. Форма № 23-лх (защита). Сведения о нарушениях санитарных правил и мерах наказания.
29. Форма № 24-пх (защита). Сведения о санитарных рубках.
30. Форма № 5-лесхоз. Сведения о лесонарушениях.
31. Форма № 18-лесхоз. Сведения о государственном контроле за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов в Российской Федерации.
32. Форма № 2-РО. Сведения о ревизиях обходов.
Наиболее часто в деятельности большинства предприятий используются только 5 форм. Это:
1. Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах – форма № 4-ОС (годовая, утв. постановлением Госкомстата от 24.07.2000 № 68)
2. Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления – форма № 2-тп (токсичные отходы), годовая, (утв. постановлением Госкомстата от 11.09.98 № 95.
3. Сведения об охране атмосферного воздуха – формы № 2-тп-воздух (годовая) и № 2-тп-воздух (срочная), за 1 полугодие (утв. постановлением Роскомстата от 27.07.2001 г.,№53 и 03.08.98 г. №81
4. Сведения об использовании воды – форма № 2-тп (вода), годовая (утв. постановлением Роскомстата от 04.11.97 № 74).
5. Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов форма № 18-КС, годовая (утв. постановлением Госкомстата от 21.07.98 №73, см, также Инструкцию по заполнению данной формы, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 3 октября 1996 г. № 123).
2. Каким образом предприятие-природопользователь предоставляет в государственные органы экологическую отчетность?Уже больше пяти лет Росприроднадзор принимает отчет от природопользователей в электронном виде через личный кабинет. В отчете отражается объем отходов, их вид и код, класс опасности.Если сама организация МСП не занимается транспортировкой и утилизацией отходов, нужно будет подготовить копии договоров и актов со специализированными предприятиями.Порядок предоставления можно посмотреть в приказе Минприроды от 16 февраля 2010 г. № 30.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99698/05481715c1a4b9c59129e1c1921adb3274738002/
3. Программное обеспечение для автоматизации заполнения форм экологической статистической отчетности.
По это ссылке можно скачать https://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/Storage_ald/software_2011/6067600041f1d6988bd9ff27f9898572
Представляет из себя:
Автоматическое обновление программы и шаблонов форм
Проверку корректности заполнения отчета
Заполнение отчетов при слабом или отсутсвующеминтернет-соединении
Отправку отчетов прямо из программы
Получение протоколов проверки отчетов
Подписание отчета электронной подписью
Сохранение отчета в формате «xml» или «excel» на любой носитель
Удобное хранение отчетов в базе данных программы
4. В какие органы государственной власти предприятие-природопользователь предоставляет экологическую отчетность?Росприроднадзор
5. Какую экологическую отчетность нужно сдавать малым предприятиям?Необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (отходы) и МСП.
6. Какие разделы содержит актуальная в 2018 году форма N 2 - тп (воздух)?Первым разделом отражаются все данные по исследуемому предприятию относительно совершенных им выбросов. Сюда вносятся показатели тех выбросов, которые проходили очистку, и тех, которые не проходили. Разделом два отображаются такие атмосферные выбросы, которые можно отнести к специфическим. Обезвреживание отходов производства. Третий раздел показывает не только общие объемы совершенных выбросов, но и их соответствие нормативным документам и разрешенным количествам, что очень важно, поскольку относительно каждого типа газообразных отходов установлены количественные и качественные нормативы. В четвертом разделе перечисляются не только мероприятия, которые планируются для снижения общего количества выбросов, но также и уже достигнутые результаты по этому вопросу. Например, количество, на которое снизилось количество отходов за последний год в силу предпринимаемых мер по обезвреживанию или очистке. Пятым разделом отображаются те выбросы, которые образовались в процессе сгорания особых веществ. Методики проведения расчетов и замеров также регулируются и предписаны государственными органами контроля.
7. Какие субъекты хозяйственной деятельности обязаны сдавать форму N 2 - тп (водхоз)Отчетность по форме 2-ТП (водхоз) должны предоставлять все юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - респонденты):
осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 куб. м воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 куб. м и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 куб. м и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 куб. м и более в сутки независимо от объема забираемой воды.
8. Сроки сдачи формы N 2 - тп (токсичные отходы) На 2018 год:
до 22.01.2018г. — «воздух» и «водхоз»;
до 01.02.2018г. – «отходы».
9. Какие хозяйственые субъекты не предоставляют Декларацию по плате за НВОС?Субъекы, оказывающих минимальное НВОС (ведущих деятельность на объектах IV категории) (абз. 1 п. 5 Правил).
10. Ответственность за непредставление отчетов по экологии или нарушение их сроков
Законодатель мотивирует организации и ИП сдать вовремя отчетность методом кнута – грозит штрафными санкциями при нарушении порядка.
Рычагов воздействия у контролирующих органов достаточно:
Ст. 13.19 КоАП РФ. Непредставление информации либо ее представление по истечении установленного срока расценивается как нарушение порядка сдачи статотчетности и карается штрафными санкциями на юрлиц до 70 тыс. рублей, должностных – до 20 тыс. рублей;
Ст. 8.5 КоАП РФ. Согласно этой норме, нарушение расценивается как намеренное сокрытие либо искажение экоинформации. Штраф – до 6 тыс. рублей для ответственного лица в организации и до 80 тыс. рублей – на само предприятие;
С. 8.2 КоАП РФ. Затрагивает Субъекты МСП, при работе которых создаются отходы. Санкции – до 30 тыс. рублей на ответственного сотрудника, до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – на организацию, до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток — для ИП;
С. 19.7 КоАП РФ. Если проверяющий расценит как непредставление сведений, если их сдача предусмотрена законом, то нарушителя ждет самое «мягкое» наказание – до 500 рублей на должностной лицо, до 5 тыс. рублей – на юридическое.
11. Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду
декларации о плате
12. Объекты государственного экологического надзораК объектам федерального государственного экологического надзора отнесены объекты:
– хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации;
– подлежащие федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов;
– подлежащие федеральному государственному лесному надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;
– подлежащие государственному земельному надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;
– подлежащие государственному надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;
– хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к категории опасных производственных объектов.
Все иные объекты государственного экологического надзора, не подпадающие под указанные критерии, подлежат региональному государственному экологическому надзору.
13. Государственная функция по осуществлению федерального государственного экологического надзораконтроль в области охраны окружающей среды.
14. Плановые и внеплановые проверки в области охраны окружающей среды
Плановые проверки
В отношении одного юридического лица или инд.предпринимателя плановая проверка может быть проведено один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации юридического лица, инд. предпринимателя;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, инд. предпринимателя;
начала осуществления юридическим лицом, инд. предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Внеплановые проверки
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами
поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда и причинение вреда окружающей среде
приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ;дополнен с 1 августа 2011года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ)
15. Положение о производственном экологическом контроле на предприятии
Общее положение: Производственный экологический контроль, в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
16. Объекты производственного экологического контроля
– источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;
– источники образования отходов производства;
– природные ресурсы;
– почвы, загрязненные по вине предприятия;
- тало-дождевые воды.
17. Органы производственного экологического контроля
18. Примеры осуществления общественного контроля в РФ в 2015-2018 гг.