Зинина Е.А., учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия»




Обучая иностранному языку, задача учителя – научить ученика общаться на этом языке в различных жизненных ситуациях. Для этого необходимым компонентом уроков иностранного языка являются естественные речевые ситуации, а основным средством — упражнения, закрепляющие необходимый лексический и грамматический материал (слова, словосочетания, различные речевые конструкции и опоры, моделирующие жизненные обстоятельства). Ученикам всегда нравятся такие упражнения, в работе над которыми они спрашивают учителя или одноклассников о том, что им неизвестно или о том, что их действительно интересует. Изучать язык гораздо интереснее, когда есть необходимость попросить что-либо у одноклассника, когда нужно и можно высказать свое мнение о предмете, человеке, событии, когда можно опереться на свой жизненный опыт.

Таким образом, одна из задач учителя - дать ученику возможность пообщаться на иностранном языке, используя свои знания и умения, решить определенные задачи средствами иностранного языка. И такая возможность появилась у всех учеников во время дистанционного обучения.

Для того чтобы максимально приблизить условия учебных ситуаций к условиям реального общения и таким путем подготовить обучающихся к возможным ситуациям в их последующей жизни, нужно определить основные черты реального общения. Как показывает практика таких черт три:

· реальные жизненные обстоятельства;

· заинтересованность собеседников в содержании разговора, чтобы получить необходимую информацию;

· возможность поддерживать разговор на языке собеседника, чтобы достичь конечных целей.

Учебные ситуации можно моделировать разными способами: при помощи тематических картинок; текста, дающего описания того или иного события; зрительной наглядности (карточки, опоры, таблицы, графики и т.д.); игры, погружающие в атмосферу состязаний; инсценировки с распределением разных ролей; путем ссылки на реальные жизненные события или факты.

Выбор учебной ситуации всегда нужно начинать с постановки коммуникативных задач в рамках урока или целой темы. От этого зависит успех достижения этих задач. Необходимо позаботиться и о реальности ситуации общения. Например, использовать на уроках следующие задания: «Расскажите о предстоящей поездке за границу», «Разыграйте диалог между иностранцем и приезжим», «Составьте разговор по картинке на тему: в кино, в кафе, в магазине, в транспорте и т.д.». При работе с такими ситуациями общения от учащихся требуется умение воображать себя в определенной роли, знания лексического и грамматического материала, а также желание поддержать беседу. Важным фактором в работе с подобными заданиями является умение учащихся фантазировать и придумывать содержание разговора. Обучение общению на иностранном языке – наиболее эффективное средство раскрытия творческого потенциала ученика. Перед учителем возникает сложная задача – научить ученика общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса.

На своих уроках при обучении говорению на немецком языке на начальном этапе я часто использую ролевые игры. Учебное общение в такой игре организуется в соответствии с сюжетом, распределением ролей и установок, снятием трудностей и повторением материала. Ролевая игра помогает учащимся преодолевать барьер неуверенности и робости общения на иностранном языке. Такая игра мотивирует даже более слабого ученика. На уроках в среднем звене я использую различные таблицы, графики, диаграммы; коммуникативные приемы типа «Снежный ком», «Рассказ по цепочке», «Аквариум», «Карусель». Ученикам старших классов очень нравятся дискуссионные игры, дебаты по темам, приближенным к реальной жизни. В проблемных ситуациях учащиеся могут выразить свое мнение, показать отношение к проблеме, согласиться или опровергнуть мнение собеседника. Для создания проблемных ситуаций я разрабатываю опоры (например, Ich denke, dass…., Meiner Meinung nach….., Ich bin einverstanden…., Was mich angeht…..), ситуативные картинки (“Im Cafe”, “Im Geschäft”, “In der Reise”…), аргументирование (видеоролики, отрывки из фильмов). Интересным приемом при организации проблемной ситуации является перестановка действующих лиц. Такой прием вносит в игру элемент творчества и развитие фантазии. Яркий учебный материал, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету. Урок-дискуссияв 9-х классахпомогает пониманию позиции собеседника, дает возможность проанализировать свое мнение и мнение собеседника. Примерные темы – «Должны ли родители давать детям карманные деньги?», «Фаст-фуд в жизни подростка?». На начальном этапе ученики знакомятся с основными правилами ведения дискуссии, повторяют лексический материал, затем делятся на две группы. Одна готовит аргументы "за", вторая – "против", в результате необходимо прийти к общему результату, закрепив в разговоре лексический и грамматический минимум по данной теме.

Театральные практики – новое и интересное понятие в обучении иностранному языку. Театр и урок! Как совместить эти два понятия, чтобы добиться успеха на уроке? Профессия учителя имеет много общего с профессией режиссера. Например, и учитель, и актер, или режиссер воздействуют на ум и чувства зрителей. Только благодаря таланту, убедительности и артистизму учителя можно добиться успеха в той или иной ситуации на уроке. В процессе подготовки урока с элементами ролевых игр учителю нужно тщательно продумывать все этапы, подбирать интересные задания и быть готовым к вопросам учеников.

На своих уроках очень часто использую следующие виды работы над развитием театральных практик:

· выразительное чтение;

· инсценировка;

· учебная или ролевая игра.

Выразительное чтение – необычный вид чтения на уроках иностранного языка. Предлагаю ученикам прочитать текст, стихотворение от лица какого-либо героя. Например, изучая тему «Внешность и черты характера», описываем героев, используя изученную лексику по этой теме.

Инсценировка – самый удобный способ закрепления лексического и грамматического материала. Инсценирование различных диалогов, сказок, текстов очень нравится моим ученикам. Для того чтобы это задание было зрелищным, ярким и интересным, используем дополнительные средства: маски, надписи, таблички, картинки, рисунки. Такие постановки на уроках помогают создать языковую среду и вовлечь в нее ученика. Учащиеся быстрее овладевают определенными клише, конструкциями и лексическим материалом. На внеурочных занятиях «В стране Эрудит» ученики разыгрывали сцены из немецких шванков: «Тиль Уленшпигель», «Мюнхгаузен».

Ролевые игры на уроках иностранного языка – это речевая и игровая деятельность одновременно. На уроках в 7 классе в рамках темы «Картины и звуки» проводится игра «Озвучивание картинки ». В ходе игры развиваются навыки диалогической и монологической речи. Игроки образуют пары. Каждой паре предлагаются тематические картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Во время изучения темы «Животные» предлагаю своим ученикам следующую ролевую игру – «Экзотические животные в семье: за и против». Ученики выбирают роли: строгий хозяин, соседи по квартире, ветеринар, защитник животных, журналист, дети. В процессе игры ученики предлагают и другие роли. Я заранее готовлю карточки – опоры, для снятия трудностей во время игры. Изучая практически любую тему на уроках немецкого языка можно проводить ролевую игру «Репортер» как в парах, так и в группах. Работая над темой «Спорт», с учениками организовываем пресс – конференцию с известными спортсменами по теме «Профессиональный спорт вреден для здоровья или…». В течение 10 минут две группы работают над предложенной ситуацией, обсуждают ее, распределяют роли. Далее начинается сама игра, действие которой идет импровизированно. За время дистанционного обучения был получен огромный опыт применения ролевых игр, когда обучающиеся записывали свои выступления, доклады, отчеты и стихи на видео в качестве выполненного домашнего задания. Монологи учеников добавились в методическую копилочку учителя.

«Урок-спектакль» – увлекательная и продуктивная форма обучения иностранному языку. Благодаря таким урокам совершенствуются произносительные навыки учащихся, а также повышается коммуникативная, познавательная и эстетическая мотивация учащихся. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения учеников и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Развитие театральных практик на уроках иностранного языка помогает учащимся окунуться в атмосферу изучаемого языка. Такие уроки являются красочными примерами для учеников. Учащиеся не только обогащают словарный запас, но и приобретают социальную компетенцию, знакомятся с реалиями изучаемого языка. Но не следует также забывать, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык тренируется в данной игре, что ученик не умел делать до проведения игры и чему он научится в процессе игры. На учителе лежит большая ответственность, при организации уроков с совершенствованием театральных практик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: